Время покаяния

Время покаяния

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» [1]

Возлюбленные братия и сестры! Мы получили от нашего Творца и Господа великий, бесценный дар — жизнь. Господь нас создал, дал нам душу живую, и бо­лее мы никогда не умрем: если сами не погубим себя грехами, то мы должны вечно жить и блаженствовать с нашим Господом Создателем.

Да и эта наша жизнь земная... Сколько в ней пре­красного! Сколько мы имеем способностей от Бога, сколько возможностей делать добро, украшать себя и ближних добродетелями и угождать Богу нашему и Владыке!

Счастлив тот человек, который правильно, разум­но строит свою жизнь, не тратит ее впустую, но про­водит добродетельно, в терпении, любви, смире­нии; который покаянием старается исправить себя. И очень несчастен, жалок, неразумен тот, кто эту единственную короткую жизнь проводит рассеянно, бесцельно, кто небрежет о душе, грешит, не исправ­ляется, вовсе не думает о вечной жизни, а все свои силы, стремления, интересы растрачивает на тлен­ные приобретения и пустые заботы этой земной жизни.

Жизнь — это одно мгновение по сравнению с веч­ностью, и как страшно упустить это мгновение, кото­рым можно себя спасти или погубить навеки. Так ко­ротка, так мимолетна наша жизнь, что пророк назы­вает ее минувшим днем: «Человек, яко трава дние его, яко цвет селний, тако оцветет»[2]. И апостол Иаков, обличая миролюбцев, говорит: «... что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а по­том исчезающий»[3]. Много ли мы с вами прожили?

Много ли еще нам осталось пребывать на этой земле? Что для нас в жизни было высоким, ценным?

Дорогие мои, надо сказать, что жизнь наша не только мимолетна и ничтожна, она к тому же очень далека от совершенства, к которому призывает нас Господь. Она полна грехов, беззаконий и всякой не­правды. Она от колыбели и до гроба бывает искажена грехом непослушания. В каждом из нас с рождения есть наклонность ко греху, к самочинию, к наруше­нию заповедей Божиих. Сознаем ли мы это? Видим ли грехи свои, свою душевную непривлекательность и беззаконность? Чувствуем ли в себе это страшное «семя тли» — разложение, загнивание, тление?

Вот, смотрите, человек с семи лет стал стремиться к Богу, а в четырнадцать он уже был причислен к клиру Церкви, отрешился от мира с его соблазнами и суе­той. Сейчас он почитается Церковью столпом Право­славия, образцом целомудрия. И вот этот человек с горечью взывает: «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое положу начало, Христе, ны­нешнему рыданию?» Что же сказать нам, погрязаю­щим в суете, гибнущим во грехах, среди искушений и волнений этого мира и наших собственных страстей.

Авва Памва, великий пустынник, подвижник, при­ближаясь к смерти, говорил: «Отхожу к Богу так, как будто еще не начинал служить Ему». А мы-то? Мы не Богу служим, а бесов радуем своими грехами. Мы действительно еще и не начинали спасаться.

Какими слезами оплачем свою беззаконную жизнь? Чем очистим свою бедную душу, чем загла­дим свой греховный долг перед Богом? Если бы мы все увидели вдруг, каковы мы на самом деле, сколько в душе у нас таится гнева, гордости, нечистоты и вся­ких страстей — о, какой стыд тогда охватил бы нас!

Тихая гора Олимп. Сидит старец со своими учени­ками. Вдруг— разбойник во всеоружии. «Не бой­тесь, я пришел каяться». — «Исповедуй свои грехи при всех», — сказал старец. Боже мой, какие только злодеяния не описал он! Старец видел, как огнен­ный юноша стирал с хартии грехи раскаявшегося разбойника...

Возлюбленные братия и сестры, счастлив тот, кто сумеет принести такое глубокое, решительное покая­ние. Вся наша надежда, все наше утешение в том, что мы дожили до дней святого Великого поста, что Гос­подь милостивно зовет и нас к покаянию и готов при­нять наши слезы и наше смиренное исповедание: «Согрешихом, беззаконовахом...» [4]

Святитель Иоанн Златоуст, великий проповедник покаяния, говорит: «Кайся, грешник, не медли, не стыдись. Все грехи твои как малая искра в море мило­сердия Божия».

И я с этого священного места призываю вас, чада мои возлюбленные: кайтесь, кайтесь, и не медлите! Может быть, кто-то из нас кается в последний раз. Может быть, кто-то не дойдет до конца этого постно­го поприща. Может быть...

Три путника направлялись к одной цели. Долго шли. Но вот по пути им попалась прекрасная равни­на, прохладная, покрытая цветами, где хорошо было отдохнуть. И один из них решил остаться. Второй шел, но тоже колебался, оглядывался и, наконец, ре­шил: «Я буду идти не спеша, наслаждаясь здешними красотами, еще успею пойти дальше». А третий не от­влекался ни на что, не хотел ничего знать, только спешил к своей цели. И тут внезапно налетела буря.

Потемнело небо, закрутил страшный смерч... Перво­го путника больше никто никогда не видел, он наве­ки остался на той поляне. Второго путника буря за­стала в пути, он заблудился и погиб. И только третий, который спешил, успел своевременно прийти в свой город и был спасен.

Возлюбленные братия и сестры, мы с вами на пути к нашему Небесному Отечеству. Наш город не здесь, он далеко. Поспешим же, не будем оглядываться. Войдем в двери покаяния, в двери милосердия Божия, открывшиеся нам. Сейчас время спасительного поста, время сугубых трудов и подвигов, но и время особой помощи Божией.

Покаемся же! Окинем взором прожитую жизнь, оценим ее правильно. Она очень греховна, она не­достойна звания христианина, которое нас обязыва­ет к святости, к высокой, внимательной жизни. Осоз­наем, что времени осталось мало, поспешим же при­нести покаяние. Оплачем свою жизнь, принесем горькие слезы, загладим грехи трудами и исправле­нием своей жизни. Поспешим украсить себя доброде­телями: святым терпением, доброделанием, молит­вой, постом, покаянием, смирением. Умолим Бога простить наши прошлые грехи, докажем искрен­ность покаяния исправлением.

Покаемся и будем молить Господа, чтобы Он Сам помог нам исправиться. Сам очистил наши души Своею благодатию, чтобы Господь, даровавший нам вступить в это спасительное время, довел бы нас до конца поста, до конца нашего земного пути и сподо­бил бы нас увидеть сияние дивного града, Небесного Иерусалима. Аминь.

Источник: Архимандрит Тихон( Агриков).Жизнеописание, проповеди, письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. С. 149-153


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Канон Великий св. Андрея Критского. Песнь 1, читаемая в понедельник первой седмицы Великого поста.

[2] Пс. 102, 15

[3] Иак. 4, 14.

[4] Ирмос 7-й песни Октоиха, глас 6.


STSL.Ru


20 Марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...