Возрождение Троице-Сергиева монастыря после Смутного времени. Исторический очерк

Троице-Сергиев монастырь быстро преодолел последствия польско-литовского разорения и даже украсился новыми храмами. В 1621 г. рядом с братской трапезной поднялась церковь прп. Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила Федоровича. 


Троице-Сергиев монастырь с храмом прп. Михаила Малеина
(на месте нынешней колокольни). Гравюра

Вскоре над гробом преподобного Никона Радонежского, на месте старой Никоновской церкви, появилась новая больших размеров. У церкви Св. Духа сложили колокольню «на пяти столпех» с часами. Поставили каменные палаты с шатровой церковью во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Наконец, в 1650-х гг. была усилена крепость Троицкой обители: увеличена толщина и высота стен и плоских башен, заново перестроены башни угловые. «Ум не может представить их неприступность и красоту», – отметил сирийский православный священник, посетивший Троицу в 1655 г.


Сергиевский Посад. Церковь св. Николая (Успения Пресвятой Богородицы ) в Клементьеве.
Фото 1890—1893 гг.

Вместе с монастырем возрождись и окружавшие его селения. К 1631 г. в Клементьево насчитывалось до 300 дворов и новая деревянная Успенская церковь. В центре села вырос большой торг с лавками, амбарами, харчевнями и постоялыми дворами. На окраинах села и вокруг монастыря выросли слободы, сами названия которых Иконная, Поварская, Стрелецкая и Пушкарская отражали занятия большинства их жителей. Центром двух последних слобод служила церковь в честь Казанской иконы Божьей Матери с придельным храмом во имя пророка Илии. Рядом с монастырем располагалось и небольшое село Кокуево с деревянной церковью Воскресения Христова. В селе и на соседних с ним хозяйственных дворах монастыря жили монастырские трудники.


Вид на Рождественский храм с колокольни Троице-Сергиевой Лавры

Особняком, против Святых врат монастыря, стояла основанная архимандритом Дионисием Зобниновским Служняя слобода, населенная монастырскими стряпчими и приказными. В военное время они защищали монастырь или присоединялись отдельным отрядом к царскому войску, в мирное же время – служили в монастырских приказах, управляли монастырскими вотчинами. Обитатели Служней слободы возвели у себя две деревянные церкви: в честь Рождества Христова и в честь Собора 12-ти апостолов.


Троицкий монастырь. Фрагмент гравюры конца XVII - нач. XVIII вв.

Завершая краткий рассказ о восстановлении Троицкой обители и ее окрестностей после польско-литовского разорения, уместно привести слова священника Успенской церкви о. Иоанна Наседки, записанные им в середине XVII в.: «Господь Бог милостиво наказал нас в осадное время: настолько и не вдвое ли больше потом обогатил нас своею благодатию, как теперь это ясно для всех. Как украсил теперь и каким богатством возвеличил и распространил Господь селения Святые Славы Своея...» 


Константин Филимонов


Источник: STSL.Ru
17 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.