Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

В 312 году император Константин Великий готовился идти на Рим, чтобы сразиться с Максенцием. Войска Максенция в разы превосходили численностью войск. Днем, перед сражением, Константину было видение креста, который светился в небе в окружении слов «сим победиши». Тогда Константин приказал изобразить знак креста на воинских знаменах. Он одержал блестящую победу, принесшую ему власть над всей Римской империей и обеспечившую триумф христианства.

После победы Православия на Первом Вселенском Соборе император Константин желал в знак благодарности построить величественный христианский храм. В 326 году равноапостольная Елена, мать императора, в надежде найти Крест и Гроб Господень отправилась в паломничество в Иерусалим.

За два века до этого Святой Город был разрушен императором Адрианом, в 135 году. На месте распятия и погребения Спасителя насыпали земляной холм и построили языческий храм со статуей Афродиты. Святость этого места со временем была забыта.

Святая Елена обратилась за помощью к святителю Макарию Иерусалимскому. Благодаря записям, оставшимся от предков у одного иудея из восточных областей, удалось найти Гроб Господень. По приказанию императора место срочно расчистили. Неподалеку были найдены три креста, а также гвозди, которыми было прибито ко Кресту тело Спасителя, и дощечка с надписью: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19, 19-20). Еще до обретения крестов ощущалось исходившее из земли благоухание.

Оказалось, что кресты разломаны на части, невозможно было отличить Крест Господень от крестов двух разбойников. Святитель Макарий узнал его так: принесли умирающую женщину и подносили ее по очереди ко всем крестам. От крестов разбойников не произошло никакого чуда, но когда женщину поднесли к Честному Кресту, она исцелилась. Императрица и вся ее свита благочестиво поклонились и облобызали Святой Крест. Многочисленная толпа, собравшаяся в этом месте, тоже желала получить благодать или, по крайней мере, издалека увидеть великую святыню. Тогда святитель Макарий взошел на возвышение и, взяв Крест двумя руками, воздвиг, т.е. поднял его так, чтобы всем было видно. И толпа воскликнула: «Господи, помилуй!» Иудей по имени Иуда, подсказавший, где найти Крест, уверовал в распятого Господа, принял Крещение с именем Кириак, впоследствии был Патриархом Иерусалимским, скончался мученической смертью.

Честной Крест был захвачен персами во время разгрома Иерусалима в 614 г. После блистательных побед императора Ираклия святыня вернулась в Святой Град в 631 г. Тогда святой Патриарх Захария торжественно повторил действия святителя Макария. Тогда же святые отцы установили обычай ежегодно во всех церквях торжественно праздновать Воздвижение Честного Креста не только для воспоминания этих двух событий, означавших победу христианства, но и для свидетельства о том, что Крест, орудие позора и осуждения в древности, стал нашей гордостью, символом Божественной славы Христа, явившейся в свете Его Воскресения. Воздвигая крест на четыре стороны с пением «Господи, помилуй», христиане тем самым свидетельствуют, что Христос, взошедший на Крест, примирил всё и соединил в своем Теле все концы тварного мира, широту и долготу, глубину и высоту, для того чтобы мы через Него могли достичь Бога Отца (ср.: Еф. 3, 18; Кол. 1, 20).

Согласно Преданию, Честной Крест был сделан из трех пород дерева: кипариса, сосны и кедра. Таким образом исполнилось пророчество Исаии: Слава Ливана придет к тебе, кипарис, певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего (Ис. 60, 13). Его многочисленные частицы разошлись по всему христианскому миру. Самая большая частица находится в Ксиропотамском монастыре на Афоне. На ней есть даже след от Гвоздя.



Тропарь Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя/ и благослови достояние Твое,/ победы на сопротивныя даруя// и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня, глас 4

Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству,/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на сопостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира,// непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Крест Твой Святый,/ имже нас спасл еси// от работы вражия.


27 Сентября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...