Воздержание – свидетельство господства духовного начала в человеке

Воздержание – свидетельство господства духовного начала в человеке

Прот. Михаил Труханов [*]

Питается словом Божиим тот, кто принимает его и его исполняет; тот же, кто отвергает слово Божие и отвращается от него, тот и не питается им. Душа не верующих в Бога не умеет ясно требовать пищи слова Божия, но голод души их сказывается в безотчетной мучительной тоске. Среди всех наслаждений, среди удовлетворения похотей и страстей, в вихре веселия, богатства и роскоши на них часто нападает глубокая, мучительная тоска. Часто им все вдруг становится немилым, пустым. Душа плачет, душа тоскует, и они смутно чувствуют эту тоску своей души-христианки. Душа требует, чтобы были утерты ее слезы. Душа просит пищи неизмеримо более высокой, чем те наслаждения, которыми пробуют утешить ее люди, далекие от духовной жизни, – говорит архиепископ Лука [1]. Науки и искусства – часто принимаемые за самые благородные и самые возвышенные проявления человеческой деятельности – не в состоянии удовлетворить высших духовных запросов человека. Духовный голод человека ими не удовлетворяется; и человеческая душа на обширных рынках человеческой мысли не находит для себя пищи, которая бы насытила ее.

Начальный пост, т.е., пост собственно в узком смысле, – есть воздержание от яств и воздержание в качестве и количестве их. Чем больше наблюдается порядка и умеренности в употреблении пищи и пития, тем крепче, благоустроеннее и в движениях легче бывает тело наше. «Телесный пост установлен для того, — читаем у прп. Иоанна Кронштадского, — чтобы легче было поститься душою». Однако свт Иоанн златоуст замечает: «Честь поста составляет не воздержание от пищи, но удаление от грехов; так что, кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его».

«Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря, и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам. 8, 11-12).

«Я есмь хлеб жизни – говорит Спаситель; – приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем... Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6, 35; 6, 55-56; 6, 63).

Полнота любви, радости, счастья жизни – в единении со Христом (ср.: Ин. 10, 10; 17, 21-26). Он один может насытить ничем земным ненасыщающееся наше сердце; Он один знает, что нужно сердцу нашему, и может подать ему, что ему нужно.

Пост есть послушание воле Божией, победа духа над телом, залог исполнения Заповедей Господних и продвижения к благочестию и добротолюбию. Послушание – не вынужденное и пассивное подчинение, а свободное согласие с замыслом Божиим, который содержится еще в тайне, но уже предлагается вере словом... Будучи рабом греха, человек, хотя и стремится в глубине своего существа к послушанию, однако не способен быть послушным Богу. Послушание Иисуса Христа Своему Отцу, есть наше спасение, и, благодаря ему, мы обретаем вновь послушание Богу.

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8-16). «Господь, по вечной любви Своей» (3 Цар. 10, 9), – «по воле Своей» (Дан. 4, 32), «творит все, что хочет» (Пс. 113, 11) во вселенной. И воля Его есть «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). – «И нет никого, кто мог бы противиться руке Его» (Дан. 4, 32). «Ибо кто противустанет воле Его»? (Рим. 9, 19). А между тем «весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 19).

mtr-2b.jpg

Протоиерей Михаил Труханов

Бог не сотворил зла; оно возникло вследствие злоупотребления даром свободы, данной Богом Своим творениям – ангелам и людям.

Живой носитель образа Божия – человек – наделяется Богом свободной волей и предназначается жить в саду Едема: жить свято в общении с Богом и в послушании Ему. Такова была воля Божия о человеке.

Но уже первый человек, по гордости своей, возмечтал сам стать «как боги» и нарушил повеленное Богом – впал в грех, и с того времени вынужденно переживает его следствие: зло, болезнь, смерть. Опыт последующих поколений в человечестве свидетельствует о причастности всех ко греху и об умножении зла в мире. «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Екк. 7, 20).

Каждый человек свободен в своем действовании, а потому и ответственен за него. Сознанию человека всегда предлагаемся возможность добровольного избрания как общей линии своего поведения, так и конкретных, самомалейших поступков в жизни. Человек волен склонять себя на путь жизни или на путь смерти (ср.: Иер. 21, 8), на добро или на зло (ср.: Вт. 30, 15-19) [2].

Будем, однако, помнить, что именно по воле Божией человек обладает способностью свободно действовать в жизни, – т.е. свободно поступать по своей воле. Потому, даже когда человек добровольно избирает злое – согрешает и творит зло, – Господь явно не препятствует этому злоупотреблению человека волей. Живя среди нас, Спаситель «не покорял людей очевидностью Своего могущества. Он не применял силу, а оставлял неприкосновенной свободу человека» (41, 139). И справедливо. Ибо если бы вдруг Бог стал явно препятствовать деланию человеком (по своеволью!) зла, то Он тем самым лишил бы этого человека свободы воли, которой Он Сам же и одарил его еще при сотворении. И тогда, воля Божия, препятствующая волеизъявлению (на зло!) человека, оказалась бы в противоречии с волей Божией, некогда (при сотворении) даровавшей свободу воли человека. – Бог стал бы в противоречии с Самим Собою... Но – «верен Обещавший» (Евр. 10, 23), «у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1, 17; ср.: Мал. 3, 6). Бог, конечно же, не благословляет зла, но лишь попускает его до времени, когда оно будет всецело истреблено (ср. 1 Кор. 15, 26; 2 Фес. 2, 8; Пс. 36, 9 и др.). «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» (Сир 15, 20) [3].

Бог – жизнь, и жизнь вечная. А посему, всякое отступление человека от Бога – от Его заповедей – неизбежно отводит человека и от жизни в Боге, от жизни вечной и столь же неизбежно приводит к смерти.

Как велика сила поста, соединенного с молитвою! Бесовщина из одержимого ею человека «не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9, 22; ср.: Мф. 17, 21). На постящегося – т.е., на смиряющегося душею – не смеют нападать демоны. Господь преклоняется на молитву смиренных, сетующих о грехах своих и постящихся, и – исполняет ее им во благо. Господь «исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их... Близок Господь к сокрушенным сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс 146, 3; 33, 19).

Постящийся самим подвигом воздержания свидетельствует об усилии, предпринимаемом им с целью предодоления своего плотского естества – ветхого человека [4]. Так, – по словам прп. Иоанна Кронштадтского, – питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имущим, или плотью бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным.

000704.jpg

Протоиерей Михаил Труханов служит 
панихиду на Бутовском полигоне

«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищяют его», – говорит Спаситель (Мф. 11, 12; ср.: Лк. 16, 16). Подвиг поста и есть одно из усилий, преображающих человека, помогающих ему победить собственное естество во имя возвышения духовной стороны личности, готовой к предстоянию пред Богом. Пост и молитва возвышают человека над собственным его естеством и приводят к чистому и духовному общению с Богом [5]. Поэтому, когда мы ради духовного совершенства, ради благочестия и чистоты, ради обуздания своей плоти воздерживаемся от какого-либо желаемого нам плотского удовольствия – наслаждения яствами, покоя плоти и ее услаждения, – то мы тем самым свидетельствуем жизнью своею, что душа наша стремится к совершенной жизни по-Божьи. Тело утонченное, трансформированное слезами, постом, болезнями, трудами, делается более способным к воздействию духовных благодатных сил... Аскетизм нужен прежде всего для творчества, для молитвы, для любви, т.е. для всякого человека и для всей его жизни [6]. Аскетизм есть борьба с плотью ради торжества духа, согласно заповеди апостольской: «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).


Источник: Труханов М., прот. Как спастись в современном мире: Апология христианского поста. – М., 1993. С. 39-41.


Примечания

[*] Протоиерей Михаил Труханов (1916-2006) – кандидат богословия, духовный писатель. Известен как автор множества пастырских работ и как духовник. Обладал обширным жизненным опытом, включившим более 15 лет тюрем, лагерей и поселения. Его духовный опыт воспринял традиции русского старчества. С 1967 года служил в г. Пушкино Московской области. В 1979 году вышел за штат. Последнее время о. Михаил жил недалеко от дер. Касынь в Свято-Духовом скиту под Минском, в Белоруссии. О нем снят док. фильм «Да будет воля твоя», ТС Отчий дом, 2002/2007.

[1] Лука (Войно-Ясинецкий), архиеп. Проповедь 23.VII.1950.

А вот в: Работница. – М.: Правда. 1982. № 1. С. 21: «Смотрю в передачах по телевизору все подряд, пока не надоест».

Видимость просвещения, своеобразная перенасыщенность культурной информацией как бы гипнотизирует, усыпляя всякую потребность в духовной жизни – все уже есть, что еще надо? Стандартная культурная продукция, тиражируемая в миллионах экземпляров, ежедневно, ежечасно утверждает тотальное однообразие, культивирует штамп как универсальный принцип. Эта перенасыщенность лишает возможность сосредоточиться, даже если потребность в этом еще не окончательно вытравлена (Матковская И. Просто нехудожественное // Искусство нравственное и безнравственное. – М., 1969. С. 60-61).

[2] «Вот, я, – говорит пророк Моисей, – предлагаю вам сегодня благословение и проклятие: благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня, а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных» (Втор. 11, 26-28). «Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя» (Втор. 30, 19-20).

Словом, «пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему» (Сир. 15, 17). «Возлюбил проклятие, оно и придет на него; не восхотел благословения, оно и удалится от него» (Пс. 108, 17).

«Каждая тварь по собственной воле или отдаляется от Бога, или приближается к Нему» (Свт. Василий Великий).

[3] Промысл Божий всякому добру вспомошествует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает, или исправляет и обращает к добрым последствиям.

[4] Апостол Павел пишет: «Если внешний человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Кор. 4. 16-17). «Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 22-24).

[5] Царство Божие это не новый общественный строй, а в первую очередь новая жизнь человеческой души, мир, в котором нераздельно царствует Бог.

[6] Тело, остающееся в праздности и бездействии, бывает болезненно и безобразно; а подвижное, трудящееся и переносящее тяжести бывает благообразнее и здоровее; то же бывает и с душою. Железо, когда лежит, ржавеет, а когда находится в деле, то бывает блестящим. Так и душа, – когда она действует в подвиге благочестия, а к действию возбуждают ее несчастия. И способности погибают, если душа остается без действия, а возбуждается к действию противным ей. Если бы не было противного, то не было бы и деятельности; так, например, если бы все было отделано прекрасно, то искусство не имело бы над чем трудиться. Так и душа, если бы все шло по нашему желанию, не находила бы деятельности, и если бы все нам удавалось, была бы бесчувственна.


Смотрите также:

ТРУХАНОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ // ОПЭ «Древо»

Прот. Михаил Труханов: И в тюрьме со Христом…


19 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...