Воспоминание чуда великомученицы Евфимии Всехвальной, имже Православие утвердися (451)

Воспоминание чуда великомученицы Евфимии Всехвальной, имже Православие утвердися (451)

Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ев­фи­мия (све­де­ния о ней по­ме­ще­ны 16 сен­тяб­ря) со­вер­ши­ла му­че­ни­че­ский по­двиг в го­ро­де Хал­ки­доне в 304 го­ду, во вре­мя го­не­ния, воз­двиг­ну­то­го на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном (284–305). Пол­то­ра сто­ле­тия спу­стя, ко­гда хри­сти­ан­ская цер­ковь ста­ла гос­под­ству­ю­щей в Рим­ской им­пе­рии, Бог спо­до­бил Все­х­валь­ную Ев­фи­мию вновь явить­ся осо­бен­ной сви­де­тель­ни­цей и ис­по­вед­ни­цей чи­сто­ты пра­во­слав­но­го уче­ния.

В 451 го­ду в го­ро­де Хал­ки­доне, в церк­ви, где по­чи­ва­ли про­слав­лен­ные чу­де­са­ми мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии, про­ис­хо­ди­ли за­се­да­ния IV Все­лен­ско­го Со­бо­ра (све­де­ния о нем 16 июля). Со­бор был со­зван для опре­де­ле­ния точ­ной фор­му­ли­ров­ки дог­ма­та пра­во­слав­ной церк­ви о при­ро­де Бо­го­че­ло­ве­ка Иису­са Хри­ста, что бы­ло необ­хо­ди­мо вви­ду ши­ро­ко рас­про­стра­нив­шей­ся ере­си мо­но­фи­зи­тов, ко­то­рые, во­пре­ки пра­во­слав­но­му уче­нию о двух при­ро­дах Иису­са Хри­ста – Бо­же­ствен­ной и че­ло­ве­че­ской, лож­но утвер­жда­ли в Нем од­ну при­ро­ду – Бо­же­ствен­ную, вно­ся в Цер­ковь сму­ту и раз­до­ры. На Со­бо­ре при­сут­ство­ва­ли 630 пред­ста­ви­те­лей от всех По­мест­ных Хри­сти­ан­ских Церк­вей. Со сто­ро­ны пра­во­слав­ных в со­бор­ных де­я­ни­ях при­ни­ма­ли уча­стие свя­ти­тель Ана­то­лий, Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский (па­мять 3 июля), свя­ти­тель Юве­на­лий, Пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский (па­мять 2 июля), и пред­ста­ви­те­ли свя­ти­те­ля Льва, па­пы Рим­ско­го (па­мять 18 фев­ра­ля). Мо­но­фи­зи­ты при­сут­ство­ва­ли в боль­шом ко­ли­че­стве во гла­ве с Ди­о­ско­ром, Пат­ри­ар­хом Алек­сан­дрий­ским, и Кон­стан­ти­но­поль­ским ар­хи­манд­ри­том Ев­ти­хи­ем.

По­сле дол­гих пре­ний сто­ро­ны так и не смог­ли прид­ти к со­глас­но­му ре­ше­нию.

То­гда свя­той Пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Ана­то­лий пред­ло­жил Со­бо­ру предо­ста­вить ре­ше­ние цер­ков­но­го спо­ра Ду­ху Свя­то­му чрез Его несо­мнен­ную но­си­тель­ни­цу – свя­тую Ев­фи­мию Все­х­валь­ную, у чу­до­твор­ных мо­щей ко­то­рой про­ис­хо­ди­ли со­бор­ные пре­ния. Пра­во­слав­ные свя­ти­те­ли и их про­тив­ни­ки на­пи­са­ли свое ис­по­ве­да­ние ве­ры на от­дель­ных свит­ках и за­пе­ча­та­ли сво­и­ми пе­ча­тя­ми. От­кры­ли гроб­ни­цу свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии и оба свит­ка по­ло­жи­ли на ее гру­ди. По­том в при­сут­ствии им­пе­ра­то­ра Мар­ки­а­на (450–457) участ­ни­ки Со­бо­ра за­кры­ли гроб­ни­цу, при­ло­жи­ли к ней им­пе­ра­тор­скую пе­чать и по­ста­ви­ли стра­жу на три дня. В эти дни обе сто­ро­ны на­ло­жи­ли на се­бя стро­гий пост и со­вер­ша­ли уси­лен­ные мо­лит­вы. Через три дня Пат­ри­арх и им­пе­ра­тор в при­сут­ствии все­го Со­бо­ра от­кры­ли ков­чег с мо­ща­ми: сви­ток с пра­во­слав­ным ис­по­ве­да­ни­ем свя­тая Ев­фи­мия дер­жа­ла в пра­вой ру­ке, а сви­ток ере­ти­че­ский ле­жал у ее ног. Свя­тая Ев­фи­мия как жи­вая под­ня­ла ру­ку и по­да­ла сви­ток Пат­ри­ар­ху. По­сле это­го чу­да мно­гие из укло­нив­ших­ся при­ня­ли пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние, а упор­ство­вав­шие в ере­си бы­ли пре­да­ны со­бор­но­му осуж­де­нию и от­лу­че­нию.

В VII сто­ле­тии по­сле на­ше­ствия пер­сов мо­щи свя­той Ев­фи­мии бы­ли пе­ре­не­се­ны из Хал­ки­до­на в Кон­стан­ти­но­поль, во вновь по­стро­ен­ную цер­ковь, по­свя­щен­ную ее име­ни. Через мно­го лет в пе­ри­од ико­но­бор­че­ской ере­си ков­чег с мо­ща­ми свя­той по по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Льва Ис­ав­ра (716–741) был бро­шен в мо­ре. Из мо­ря ков­чег был взят бра­тья­ми-ко­ра­бель­щи­ка­ми Сер­ги­ем и Сер­го­ном, ко­то­рые пе­ре­да­ли его мест­но­му епи­ско­пу. Свя­ти­тель по­ве­лел хра­нить свя­тые мо­щи тай­но, под спу­дом, так как ико­но­бор­че­с­кая ересь про­дол­жа­ла сви­реп­ство­вать, но все же над мо­ща­ми бы­ла со­ору­же­на неболь­шая цер­ковь, а на ков­чег бы­ла по­ло­же­на дос­ка с над­пи­сью, по­яс­ня­ю­щей, чьи мо­щи по­ко­ят­ся в нем. Ко­гда ико­но­бор­че­ская ересь бы­ла окон­ча­тель­но осуж­де­на на свя­том Седь­мом Все­лен­ском Со­бо­ре (787 г.) при свя­ти­те­ле Та­ра­сии, Пат­ри­ар­хе Кон­стан­ти­но­поль­ском (784–806) и при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине VI (780–797) и ма­те­ри его свя­той Ирине (797–802) мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии Все­х­валь­ной бы­ли вновь тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль.

Ин тропарь великомученицы Евфимии всехвальной, глас 4

Жениха твоего Христа возлюбивши/ и свещу твою светлу уготовльши,/ добродетельми возсиявши, всехвальная Евфимие,/ тем возшла еси с Ним на брак,/ венец страдания от Него приемши./ Но от бед избави нас,/ чтущих верою память твою.

Тропарь великомученицы Евфимии, глас 4

Агница Твоя, Иисусе, Евфимия/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую/ и сраспинаюся и спогребаюся Крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но яко жертву непорочную приими мя,/ с любовию пожершуюся Тебе.// Тоя молитвами, яко Милостив, спаси души наша.

Кондак великомученицы Евфимии, глас 6

Подвиги во страдальчестве, подвиги в вере/ положила еси тепле за Христа, Жениха твоего./ Но и ныне якоже ереси и врагов шатание/ под ноги воинству нашему покорити моли Богородицею,/ яже от шестисот тридесяти богоносных отец/ предел приемшая// и хранящая, всехвальная.

Ин кондак великомученицы Евфимии всехвальной, глас 4

Во страдании своем добре подвизася/ и по смерти нас освящавши чудес течением, всехвальная./ Тем твое успение поем,/ верою прибегающе в Божественную твою церковь,/ да избавимся недуг душевных и чудес благодать почерпем.

Молитва святой великомученице Евфимии

О, святая всехвальная Евфимие, дево непорочная и великомученице преславная, истинная невеста Христова, нам в защищение Господом данная, услыши ныне моления наша, тебе с любовию приносимыя. Данною тебе от Бога благодатию, помози нам, немощным и убогим, поприще жития сего многотруднаго и многоскорбнаго безбоязненно преити, да возможем, яко же и ты, не устрашатися козней врага злохитростнаго, на ны воздвигаемых и душы наша погубити хотящаго. Принеси Господу нашему Сладчайшему Иисусу Христу смиренное моление наше и умоли Его даровати нам крепость и силу, терпение и смирение, да ими возможем врага превозмогати и Господа нашего неустанно прославляти, с Ним же и Небеснаго Отца и Святаго Духа и ныне и присно и во веки веков. Аминь.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
24 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...