Воскресные Евангельские чтения. Евангелие 1-е

Воскресные Евангельские чтения. Евангелие 1-е

Всех утренних воскресных Евангелий [*] читается в Церкви – одиннадцать. Это в уставе называется «столп». После он снова повторяется. И так – весь год.

Вот мы слышали ныне – первое Евангелие. Прочитаем его еще раз; и для понятности на русском языке.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 16-20).

Как вы видите, это – не первое явление Воскресшего Господа по Воскресении. В этой же главе говорится о том, как совершилось Воскресение Христово.

По прошествии же субботы, па рассвете первого дня недели (по-еврейскому, а по-нашему теперь – в воскресенье) пришла Мария Магдалина и другая Мария (неизвестно какая: может быть, Матерь Господа, – как думает Златоуст) посмотреть гроб (Мф. 28, 1).

Вероятно, они вчера или еще в пятницу уже знали, что ко гробу приставлена стража. И пока пришли посмотреть, хоть издали, место погребения любимого Господа: любящему сердцу дорого даже и это. И сейчас ведь есть еще лица, которые посещают могилы любимых и почитаемых людей. И к своему великому удивлению, видят гроб открытым, а камень – отвален от гроба; и на нем – ангел Господень, сошедший с небес, который и сидел на камне (Мф. 28, 2).

Что же до этого произошло?

Сделалось великое землетрясение. Кто же это видел? Видел – этот самый ангел; так как далее сказано: ибо, что значит: «потому что»; значит, далее объясняется это предыдущее, то есть землетрясение. И ангел Божий, приступив, то есть приблизившись, подойдя, ко гробу, и отвалил камень от двери, то есть от входа в пещеру, где в пятницу погребен был Господь. Вид ангела был как молния; и одежда его бела как снег (Мф. 28, 2-3). Таким увидели его и обе Марии; видели его и стражи. Понятно, что всем происшедшим – землетрясением, и явлением ангела, и отвалением гробного камня, на коем была наложена печать, – устрашены были стерегущие, – так что они стали, как мертвые (Мф. 28, 4). И, придя в себя, убежали в город, к первосвященникам.

И около гроба остался один ангел. К этому времени и подошли Марии. Увидев блестящего ангела, они тоже пришли в страх.

Господа же в гробе уже не было: Он Воскрес еще, когда дверь была закрыта камнем; и до землетрясения, и до явления ангела. Ибо Господь после Воскресения имел уже совсем иное тело, чем при жизни; в новом духовном теле Он являлся, исчезал, проходил при закрытых дверях, после сорока дней вознесся.

Испуганным Мариям ангел потому и сказал: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам (Мф. 28, 5- 7).

Действительно, Господа Христа во гробе не было. Для женщин это лишь и было важно; а [сообщение] о землетрясении, явлении ангела, отвалении камня, ужасе и бегстве стерегущих, по сравнению с Воскресением любимого Господа, – было незначительным, почти ничтожным. Однако они все же вошли во гроб; и увидели его пустым. И тотчас же, вышедши... из гроба... со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам о совершившемся. И на пути в город Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! Они поклонились Ему в ноги и даже ухватились за них. Тогда Господь ободрил их: не бойтесь! И повелел им сказать обо всем ученикам и чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28, 8–10). Господь исчез; а они побежали.

Потом рассказывается про стражу, как некоторые из нее рассказали первосвященникам о всем бывшем. Но те советовали им говорить, что ученики ночью украли Его, когда мы спали. И дали им денег. Так потом пронеслось слово сие между иудеями до сего дня (Мф. 28, 11-15).

Вот первое сообщение о Воскресении Господа. Но о нем читается только в субботу на Литургии; и оно не входит в столп из одиннадцати Евангелий.

А первым в этом столпе рассказывается о явлении Господа ученикам в Галилее, – как обещал им ангел и Сам Христос. К этому мы и перейдем...

Одиннадцать, – за изъятием предателя Иуды, – отправились в Галилею, в какую-то уединенную гору, куда повелел им Иисус. Очевидно, эта гора была им хорошо известна, если Господь даже не назвал ее; и сам апостол Матфей, писавший это Евангелие, умолчал об этом.

Нужно думать, что в Галилею с апостолами помчались и женщины. Невероятно, чтобы они, при таких чрезвычайных событиях, удержались в Иерусалиме. Тем более что ангел сказал им: Христос предваряет вас в Галилее; там Его увидите.

И действительно, когда все они пришли в Галилею, на гору, не в пещеру какую-либо (тогда бы можно сказать: «в гору», –как и переведено по-славянски греческое слово «ис», а «на» открытое место горы; там предварил, то есть уже был, встретил их Воскресший Господь. Все поклонились Ему. И это – так понятно! Но вот прибавлено: а иные усумнились. И неудивительно! Сам апостол Петр, как увидим дальше, вошел во гроб и увидел пелены Господни; но – сказано: не поверил, а ушел от гроба, в себе дивяся (Лк. 24, 12). А Иоанн – увидел и поверил, то есть что Христос Воскрес (Ин. 20, 8). Да и все другие, – когда женщины, прибежавшие от пустого гроба, возвестили им о происшедшем, – не поверили им; и показались им слова их пустыми (Лк. 24, 9-11). Наоборот: удивительно, как Иоанн увидел, и уверовал! Сердце это было более чистое, любящее и доверчивое...

И это слово усумнились, собственно, лишь еще больше убеждает нас в истинном Воскресении. Кто не сомневается в действительности события, тот нисколько не побоится упомянуть и о сомневающихся, зная, что этим еще больше утвердится истина. И нам дороги эти слова: иные же усумнились; зато мы теперь не сомневаемся, как они: другие же, увидев Господа еще издали, поклонились Ему. С ними пойдем и мы навстречу Ему.

И апостол Матфей, сам бывший в числе одиннадцати, упоминает лишь о немногих словах приблизившегося Иисуса. Дана Мне всякая власть на небе и на земле... Прежде, следовательно, этой власти у Него еще не было. Лишь Своим сошествием во ад и Воскресением из мертвых Господь победил державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14), имевшего власть и на земле, над всем миром (Лк. 4, 5 – 6) и даже соблазнившего часть ангелов на небе. А теперь царство диавола разрушено Господом Христом: больше уже бессилен его соблазн на небе; и будут одолевать диавола силою Христовою люди на земле. Для этого и приходил Господь, и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола, – говорит святой Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 8).

И теперь апостолы должны проповедовать иную державу – державу Божию, Отца и Сына и Святаго Духа, державу Пресвятой Троицы, уча людей не только веровать в нее, но и соблюдать все, что Я повелел вам, ибо вера без дел мертва сама по себе, как и дела без веры не дают спасения, – говорит апостол Иаков (Иак. 2, 17-22).

Заканчивается же это первое Евангелие чудным обещанием Господа: и се, Я с вами во все дни до скончания века! Это обещано не одним лишь апостолам и бывшим с ними, ибо они умерли, но – и всем верующим во Христа; а значит, и нам с вами.

Какое славное и утешительное обещание! Как пребывал Христос с учениками при жизни, так обещал быть с нами и по Воскресении. Не оставлю вас сиротами,– говорил Он ученикам на прощальной вечере (Ин. 14, 18); а теперь это же сказал всему верующему миру. Какая нам милость и радость! Мы не брошенные сироты, а дети и друзья Христовы, братья Ему (Ин. 21, 5; 15, 15; 20, 17). Он теперь всегда с нами! И евангелист говорит: аминь, то есть истинно! – Аминь.


Р.S.
Это явление одиннадцати и другим было – не из первых, а, вероятно, последним; ибо святой евангелист Матфей счел нужным указать лишь на первое явление, Мариям, и последнее (Мф. 28, 2-4; 28, 16-20). Особенно потому, что Господь в последнее явление дал заповедь к проповеди и упрекал некоторых за неверие и жестокосердие (Мк. 16, 14), – а в Евангелии Матфея сказано про усумнившихся.

Впрочем, явлений, вероятно, было и больше, чем сказано в Евангелиях. Апостол Иоанн говорит, что если бы написать обо всем о Христе подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25).

И апостол Павел упоминает о явлении Воскресшего Господа Кифе (то есть апостолу Петру) отдельно, потом Иакову, и более чем пятистам верующим и наконец, ему самому (1 Кор. 15, 5-8). Но об этом в Евангелиях не говорится.

Источник: Вениамин (Федченков), митр. Царство Святой Троицы. – М.: Правило веры, 2006. С. 614-619.

ПРИМЕЧАНИЕ

[*] Имеются ввиду евангельские зачала, читаемые на утрени за каждым воскресным вечерним богослужением, начиная с праздника Пасхи.

Зача́ло (греч. περικοπή) – нечто отделенное со всех сторон) – пронумерованные фрагменты текстов Евангелия и Апостол (раздел, объединяющий книгу Деяний апостолов и апостольские послания), на которые они разделены для прочтения при совершении богослужений.

Существуют:

· Рядовые зачала – на каждый день в течение года;

· Праздничные зачала – для праздничных служб;

· Постовые зачала – для богослужений во время Великого поста;

· Общие зачала – для «общих служб» святы;

· Требные зачала – «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.

Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово…» (Ин. 1, 1-17); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе…» (Деян. 1, 1-8).

В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. В Апостоле зачала суммарно просчитаны сплошь, всего их 355. Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Если одно и то же зачало относится сразу к нескольким событиям, то оно может быть разделено на части. Когда написано «зачало …, от полу», это значит, что зачало следует читать не с начала, а немного ниже.


23 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Пожар в Гостином дворе
Пожар в Гостином дворе

27 июня (ст. ст.) (9 июля нов. ст.) 1838& года в верхнем конце Переславской улицы, севернее Троице-Сергиевой лавры, начался пожар. Огонь уничтожил почти всю северо-восточную и восточную часть города вплоть до Рождественской церкви рядом с Красногорской площадью.

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года