Воскресение Господа Иисуса Христа и Его первые явления

Воскресение Господа Иисуса Христа и Его первые явления

Воскресение Христа в гефсиманской гробнице (Мф. 28, 1-8; Мк. 16, 1-8; Лк. 24, 1-12; Ин. 20, 1-10)

Как в воплощении Своем Господь Иисус появился на свет сверхъестественно, не причинив боли Пречистой Матери и не повредив Ее девства, так и в славном Воскресении из мертвых Он покинул закрытую гробницу, не нарушив печатей и не отвалив камня от входа. Христос воскрес в тишине ночи 9 апреля 30 г. без шума и смятения, облекая священной тайной непостижимое человеческому разуму явление Своего Божества.

Святые отцы Церкви учат, что Воскресение совершилось после полуночи, в первое пение петухов, предвещающее свет воскресного дня. Тело Спасителя пребывало бездыханным чуть более 33 часов – три дня (конец пятницы, суббота и начало воскресенья) и три ночи, считая затмение солнца.

Изображение Господа, запечатленное на Туринской плащанице и сохранившееся до наших дней, необычно: посредством неизвестного науке излучения лик и тело Христа спроецированы на поверхность материи, ворсинки которой потемнели, но не обожжены, – Спаситель «воссиял из гроба», по словам церковных песнопений.

Явление Господа Пресвятой Богородице

Согласно церковному преданию, воскресший Иисус прежде всех явился Своей Пречистой Матери. После погребения Божественного Сына всю субботу и ночь Пресвятая Дева провела близ гроба Его в доме Иосифа Аримафейского. Она искала утешение в Писании, перечитывая пророчества о Своем возлюбленном Сыне. В этом доме или на пути ко гробу и явился воскресший Господь Пречистой Деве, Которая была не только Матерью Его, но и первейшей Его Последовательницей, полнее и глубже всех воспринявшей Его Божественное учение.

3.jpg

Скорбящая Богоматерь. М.П. Боткин, XIX в.

Пресвятая Богородица всегда являла удивительное смирение, избегая известности, поэтому в Евангелии о Ней сказано немного; не пишут евангелисты и о явлении Ей воскресшего Господа: для людей, знакомящихся с жизненным подвигом Иисуса по Святому Евангелию, свидетельство Его Матери могло бы показаться малоубедительным.

Явление ангела воинам

Римские воины продолжали охранять опустевший гроб Иисуса. Наверное, они не оставили бы своей службы и не допустили бы ко гробу ни жен-мироносиц, ни учеников Его вплоть до четвертого дня и дольше. Но Господу было угодно сделать воинов первыми, хотя и невольными, вестниками Своего Воскресения.

Среди тишины и ночного покоя земля вдруг содрогнулась, «ибо Ангел Господень, сошед­ший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба», который оказался пуст. Вид ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег», – Небожитель сиял неземной чистотой, святостью, отблеском славы Господней. Неустрашимость римских воинов обратилась в ничто от одного присутствия небесного существа. Воины увидели перед собой силу высшую, могущество неземное, устрашились и вострепетали, «стали, как мертвые», и не могли пошевелиться. Когда величественное небесное явление еще не окончилось, воины пришли в себя и все разбежались. Некоторые из них возвестили ставившим их на стражу первосвященникам о явлении грозного ангела и о том, что гроб пуст. Собственными глазами убедились в чудесном исчезновении Господа Иисуса Христа те, которые стерегли пещеру и точно знали, что Иисус не покидал ее возможным для человека путем.

Мироносицы у гроба и явление им ангелов

Женщины, стоявшие у Креста Христова и видевшие Его погребение Иосифом и Никодимом, договорились прийти на другой день, чтобы в знак любви и признательности помазать Иисуса благовониями. Их намерение не нарушало еврейских традиций: древние иудейские предписания говорят о необходимости посещения гробовых пещер первые три дня из опасения погрести живого человека (Семахот, VIII).

000095.jpg

Жены-мироносицы. М.В. Нестеров, XIX в.

Как только миновал субботний покой, наступил вечер начала воскресенья и открылись торговые лавки, женщины купили ароматы и стали ждать утра. Воскресная ночь показалась им особенно длинной, так что, не дождавшись конца ее, еще в предрассветной тьме (около 5 утра, потому что в апреле в Палестине светает в 6 часов) они пошли ко гробу. Это был целый сонм жен, одни из которых пришли раньше, когда еще было темно, другие чуть позже, «при восходе солнца» (в южных широтах солнце восходит очень быстро). Среди мироносиц церковное предание указывает кроме Марии Магдалины, Саломии, Марии Клеоповой еще сестер Лазаря Марию и Марфу, а также Сусанну и Иоанну (см. Лк. 8, 3). Мироносицы не знали, что в субботу к погребальной пещере была приставлена стража, и беспокоились лишь об одном: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?»

Первой пришла Мария Магдалина. При свете полной луны она увидела, «что камень отвален от гроба» и Господа нет. В глубокой печали Мария побежала к апостолам с горестной вестью: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его», – она говорила за всех, не зная, что женщинам, подошедшим к усыпальнице позже, явились ангелы, возвестившие о Воскресении Христа.

voskreseniehristovo5.jpg

Явление ангела женам-мироносицам. 

Афон, Ставроникита, XVI в.

Мироносицы, пришедшие ко гро­бу несколько позднее, при восходе солнца, с ужасом увидели, что камень отвален. Пред ними предстал светозарный ангел, успокаивая их и возвещая о всерадостном событии: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь». Это была первая весть человечеству о свершившемся Воскресении Христа.

Войдя во гроб, мироносицы увидели, что тела Иисуса там нет. По правую сторону Его смертного ложа им предстал другой ангел, который подтвер­дил, что Господь воскрес. Ангел указал на опустевший одр: «Вот место, где Он был положен», – и повелел: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Тогда женщины вспомнили, что Господь, предупреждая о Своей близкой смерти, предрекал Свое тридневное Воскресение и обещал, что будет ждать их в Галилее. «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его».

Петр и Иоанн у гроба

Апостолы Петр и Иоанн, озабоченные сообщением Марии Магдалины о пропаже тела Учителя, «побежали оба вместе ко гробу». Иоанн, молодой и проворный, прибежал первым «и, наклонившись, увидел лежащие пелены, но не вошел во гроб» в сумерках, из естественного страха перед тайной смерти. Петр, прибежав, сразу вошел в пещеру и увидел «одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». Если бы Иисуса похищали, то разве тратили бы время на отдирание плащаницы, накрепко прилепившейся к Телу смолой-смирной, разве снимали бы плат, который оказался заботливо сложенным отдельно от плащаницы? Вполне очевидно, что это было не похищение. Сердцем своим апостолы почувствовали возвышеннейшую тайну Божию – Воскресение Господа Иисуса Христа.

Петр и Иоанн не увидели ангелов, которые явились мироносицам, поскольку от них – апостолов – требовалась вера, не нуждающаяся в особых ангельских явлениях, которую они и проявили. Иоанн сообщает в Евангелии о своей вере: войдя во гроб за Петром, он «увидел и уверовал». О Петре евангелист Лука пишет, что он «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». Если бы Петр при своем пылком харак­тере имел мысль о похищении Господа, то разве, прибежав ко гробу, не начал бы тотчас поиски тела возлюбленного Учителя? Но уверение Петра и Иоанна в воскресении Господа пока еще не было твердым и окончательным, апостолы нуждались в Его явлении, ибо, как пишет сам Иоанн, «они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых», – не могли ясно припомнить пророчеств об этом удивительном событии, и только Сам Господь, являвшийся ученикам в воскресшей плоти Своей до Вознесения на Небеса, «отверз им ум к уразумению Писаний».

000002.jpg

Утро Воскресения Господня. Е.А. Демаков, 1997 г.

Нет события более радостного для сердца христианина, чем преславное Воскресение Господа! Он умер, взяв на Себя наши грехи, и воскрес Первенцем из сынов Адама, унаследовавших смерть. Христос страдал не потому, что для прощения людей Отец нуждался в Его Жертве, но по той причине, что падшее человечество нуждалось в очищении и освящении Человечеством Бога. Вочеловечившийся Господь освятил нашу жизнь и даже нашу смерть, включил все аспекты нашего бытия в жизнь истинную – ту, в которой нет смерти. Воскресением Христа вся полнота вечной жизни была привита иссохшему древу падшего человечества, чтобы оживотворить его и воскресить к вечноблаженному бытию.


Источник: Воробьев С.Ю. Евангельские события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с историческими и археологическими подтверждениями. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. – С. 525-529.


STSL.Ru


28 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...