Воротись! Куда ты идешь?

Воротись! Куда ты идешь?

Святитель Тихон Задонский


Что завесой завешено или покрывалом покрыто, того мы не видим. Так не видим солнца, облаками закрытого, не видим лица, платком или одеждой закрытого, не видим вещей, за завесой лежащих и прочее. Так и у всякого грешника нераскаянного, у всякого блудника, у всякого хищника, у всякого лжеца и обманщика, словом, – у всякого бессовестного человека, как бы некая завеса перед глазами висит, как бы некое покрывало на душевных очах лежит и не позволяет ему видеть, каких он благ лишает себя и в какую горькую погибель идет. Он идет в ров и не видит рва, и падает в него, если не осмотрится. Что тьма глазам телесным, то и грех душе человеческой. Тьма ослепляет глаза так, что человек, хотя и глаза имеет, но ничего не видит. Ходящий во тьме во всем подобен слепому: пути, по которому он идет – не видит и опасности перед собой не примечает, вещей не различает, например: золота от серебра, меди от железа, белого от черного, красного от зеленого. С пути сбивается и блуждает, не знает сам, куда идет и попадает в яму. Подобным образом грех – эта тьма духовная – помрачает душевные очи и ослепляет так, что грешник ходит, как слепой: не знает, куда путь ведет его, не видит перед собой рва вечной гибели, не различает порока от добродетели, зла от добра, истины от лжи, истинного благополучия от истинного злополучия, он оправдывает себя, будучи исполнен всякой неправды, обеляет себя, будучи весь замаран... Сын знает своего отца, раб – господина, а грешник не хочет знать Бога, своего Господа и Отца, Который его хранит, питает и одевает... Вот какой бедственной слепотой поражает грех сердце человека, а от этой слепоты происходит бесстрашие, от бесстрашия же всякое беззаконие. Эту завесу, это покрывало полагает на людей, беспечно живущих, сатана, враг человеческий. Он делает то, что люди не видят грозящей им погибели.

Но когда слепой идет прямо ко рву или другому опасному месту, добрый человек, желая предостеречь его, кричит ему во след: «Воротись! Не туда пошел ты!» Или же, взяв за руку, отводит его от опасного места. Христианин! Брат твой и ближний твой, такое же, как ты, создание Божие, по образу Божию и по подобию сотворенное, идет в ров погибели, как слепой, когда беззаконствует. Идет он, как слепой, и конечно упадет и не выйдет оттуда... Крикни же ему вслед, крикни ему: «Брат мой! Не туда идешь! Там яма, в которую ты упадешь и никогда оттуда не выйдешь... Удержи, удержи его, пока он не упал туда! Он ведь – брат тебе, ближний твой, родной тебе, он такой же, как и ты, – человек, почтенный душой разумной, а идет в ров погибели. Умилосердись же над ним, вороти его, как можешь! Он и сам не знает, куда идет; враг помрачил ему глаза своею прелестью. Ты сожалеешь о слепце, который идет в видимую яму, которому грозит только временная беда. Тем более должен ты пожалеть о слепце, который стремится в ров вечной погибели!

Но как человек предостерегает человека от явной опасности, говоря: «Куда ты идешь? Там грозит тебе беда», так и святые книги предостерегают и удерживают неисправного грешника, который стремится к погибели. «Бедный грешник, – говорят они, – куда ты идешь? Там грозит тебе беда». А какая беда может быть больше вечной погибели и вечной смерти? Куда же ты, бедный грешник, идешь? В погибель! Блудник, прелюбодей, нечистоты любитель! Куда ты идешь? В погибель! Злобный, дышущий отмщением на брата своего, оскверняющий кровью человеческой руки свои! Куда ты идешь? В погибель! Вор, хищник и грабитель! Куда ты идешь? В погибель! Клеветник, ругатель, злословец и сквернословец! Куда ты идешь? В погибель! Пьяница и всякий бесчинник! Куда ты идешь? В погибель! Хитрец, льстец и обманщик! Куда ты идешь? В погибель! Пастырь нерадивый! Куда ты идешь? В погибель! Судья неправедный! Куда ты идешь? В погибель! Купец лживый, дешевую вещь продающий за дорогую, худую за добрую, гнилую за здоровую, куда ты идешь? В погибель! Сребролюбец, удерживающий плату наемнику, куда ты идешь? В погибель! Чародей и тот, кто призывает его в помощь себе, куда вы идете? В погибель! Всякий нераскаянный грешник! Куда ты идешь? В погибель! Ибо у кого какая жизнь, тот таким путем и идет, идет или к вечному блаженству, или к вечной погибели. Благочестиво ли живет он о Господе Иисусе Христе, он идет путем благочестивым, и идет в вечную жизнь. Беззаконно ли кто живет, он идет путем беззакония, и идет в вечную погибель. Ах, идет в погибель, идет тот, за которого Христос умер, идет и упадет в погибель, если не воротится!

Бедный грешник, удержись, пока еще на пути находишься, воротись, пока еще не упал! Когда упадешь, тогда уже не выйдешь, на веки будешь мертвец, будешь в погибели и смерти вечной. Воротись назад! Вот Христос Господь, Который за тебя пострадал и умер, зовет тебя, зовет к покаянию. «Не приидох, говорит, призвати праведники, но грешники к покаянию» (Мф. 9, 13). Воротись же, стань па путь покаяния, на путь, ведущий в вечную жизнь. Воротись, человек, не туда идешь ты! «Уклонися от зла» (Пс. 33, 15). Когда ты хочешь повредить кому, или сделать зло ближнему, Сам Бог вслед тебе вопиет: человек, воротись! Когда хочешь ты блуд сотворить и осквернить тело твое, Бог вопиет тебе: человек, воротись! Когда хочешь украсть, похитить и отнять у ближнего своего добро, Бог гремит в совести твоей: человек, воротись! Когда хочешь прельстить и обмануть ближнего твоего, Бог вопиет: человек, воротись! Хочешь ли оклеветать, осудить, обругать и опорочить брата твоего? Бог отвращает тебя от этого и говорит: человек, воротись! «Удержи язык твой от зла». Так и от прочих грехов отвращает тебя Бог и зовет тебя в совести твоей: человек, воротись! Уклонися от зла и сотвори благо. А что говорит Он тебе в совести твоей, то говорит и в слове Своем святом. Непогрешительная совесть и слово Божие согласны между собой. Что говорит совесть, то говорит и слово Божие: от чего удерживает совесть, от того отвращается и слово Божие; за что обличает совесть, за то обличает и слово Божиe. Например: обличает тебя за воровство совесть, обличает за то и Божие слово. Похваляет тебя совесть за милость, оказанную твоему ближнему, похваляет и Божие слово: «Блаженни милостивии...». Посему, когда совесть отвращает нас от чего-нибудь и удерживает, то это есть глас Божий, вопиющий внутрь нас, отвращающий и удерживающий нас от зла. Христианин, послушаем гласа Божия, и отвратимся от зла, по увещанию Святого Духа: «Днесь аще глас Его слышите, не ожесточите сердец ваших» (Пс. 94, 7-8). «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокой вы» (Мф. 11, 28). «Не льстите себе: никакие грешники царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6, 9-10). «Всем грешникам – часть им в озере горящем огнем и жупелом, еже есть смерть вторая!» (Апок. 21, 8).


Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 2 февраль. – Аньер (Франция), 1948. С. 5-8.


19 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...