Виноват ли человек в появлении болезней?

Жан-Клод Ларше,
д-р богословия, д-р философии

Что касается вопроса о взаимосвязи болезни и греха, а, следовательно, и ответственности самого человека за появление и умножение болезней, которые его одолевают, можно сказать, что эта взаимосвязь и ответственность берут свое начало у истоков творения, поскольку, как мы упоминали выше, болезни, рассматриваемые как результат диавольских козней, являются прямым следствием грехопадения Адама и Евы и святые отцы зачастую трактуют их, как и другие последовавшие за грехопадением скорби, как наказание.

adam et eve.jpg

Адам и Ева. Фреска монастыря
прп. Антония Великого, Сан Лоран (Франция)

Впрочем, этот термин не нужно интерпретировать как кару, которую якобы мстительный и жестокий Бог наложил на человека. Сам человек навлек на себя наказание своей собственной ошибкой. Он рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя (Пс. 7, 16-17), – говорит Псалмопевец. «Каждый из нас выбирает себе наказание, когда согрешит по собственной воле», – пишет Климент Александрийский [1], откликаясь на известную фразу Платона, которую он тотчас же цитирует: «Это – вина того, кто сделал выбор, и Господь здесь ни при чем» [2]. То же находим и у святого Иринея Лионского: «Все, кто удаляют себя от Него [Бога], пожинают последствия разделения, которое сами избрали. Однако, удаление от Бога – это смерть; удаление от света – тьма; удаление от Бога – это утрата всех благ, ниспосылаемых Им. Следовательно, те, кто своим отступничеством лишили себя всего того, что мы только что перечислили, подвержены всем возможным наказаниям: не то чтобы Господь хотел их наказать, но сами наказания настигают их по той причине, что они лишены всех Божественных благ» [3]. Таким образом, когда Господь возвещает нашим прародителям те скорби, которые последуют за их грехопадением (см.: Быт. 3, 16-19), Он не насылает эти скорби, а только предсказывает и описывает их.

Адам является «началом» человечества [4], его прототипом и, в каком-то смысле, воплощает его в себе [5], он как бы сообщает свое состояние всем своим потомкам [6]. Смерть, тленность, болезнь, страдание становятся, таким образом, уделом всего рода человеческого.

Эта передача непрерывно осуществляется биологическим путем [7], из поколения в поколение, и таким образом все люди наследуют от рождения падшую природу Адама – больную, немощную, отмеченную последствиями его греха [8]. Святой Григорий Нисский поясняет: «Это как если бы первые люди, которые, ослушавшись, согрешили, приняли грех и болезнь [9], вплетя зло в человеческую сущность. Природа хочет, чтобы все виды животных сохранялись, передавая свою наследственность потомкам... Также и люди рождаются от людей и сами рождают, наследуя и передавая по наследству пороки человеческие» [10].

Это распространяется на всех людей, даже если они сами не согрешили: как преступлением одного всем человекам осуждение (Рим. 5, 18); преступлением одного подверглись смерти многие (Рим. 5, 15); и смерть царствовала... и над несогрешившими подобно преступлению Адама (Рим. 5, 14), – отмечает святой апостол Павел. И если он также говорит, что непослушанием одного человека сделались многие грешными (Рим. 5, 19), под этим следует понимать, как утверждают восточные святые отцы, что люди наследуют не грех Адама, а лишь его последствия [11]. Святой Иоанн Златоуст так комментирует этот отрывок: «Апостол утверждает, что многие стали грешниками через непослушание одного. В том, что человек согрешил и стал смертным и его потомки унаследовали такой удел, нет ничего неправдоподобного; но логично ли, что можно стать грешником через непослушание другого? Считается, что человек может нести наказание только за собственные ошибки. Тогда что же означает здесь слово "грешники"? Оно означает, как мне кажется, "подлежащие наказанию и приговоренные к смерти"» [12] Святой Кирилл Александрийский также говорит об этом: «Природа обреклась болезни из-за греха через непослушание одного, то есть Адама. Таким образом, человечество стало грешным: не потому, что разделило вину Адама, – ибо оно тогда еще не существовало, – но потому, что унаследовало его природу, падшую перед лицом греха» [13].

Следовательно, с этой точки зрения болезни поражают человека не из-за его собственных грехов, а из-за ущербности человеческой природы, обусловленной грехопадением нашего праотца Адама. Кроме того, есть выдержки из Писания, подтверждающие, что не существует прямой связи между болезнью или недугом человека и одним или несколькими грехами, которые совершил он сам или его ближайшие предки. Прежде всего, это предание о слепорожденном (см.: Ин. 9, 1-3). На вопрос учеников: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? – Иисус отвечал: Не согрешил ни он, ни родители его. Затем Он исцеляет расслабленного (см.: Мф. 9, 1-6; Мк. 2, 1-12; Ак. 5, 17-26). Вначале Христос говорит ему: Прощаются тебе грехи твои, и Своим вторым чудом Он вылечивает его от паралича, говоря ему: Встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Если бы его телесный недуг был последствием его греха, Христу было бы достаточно простить ему его грехи, чтобы он исцелился от немощи как телесной, так и духовной, и больше ничего не понадобилось бы. Отметим также, что святой Иаков, советуя в случае болезни взывать к древним святым Церкви, чтобы они молились о больном, говорит: ...молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14-15). Используя условное наклонение (если), он указывает на то, что не существует прямой связи между недугом страждущего и грехами, которые он, возможно, совершил. Можно также привести многочисленные отрывки из Ветхого Завета, где упоминаются праведники, пораженные тяжкими телесными недугами, из которых наиболее показательна история Иова.

То, что Адам явился причиной падения человеческой природы, не означает, что он также несет ответственность за ее нынешнее состояние [14]. В действительности ответственность лежит на всем человечестве, ибо оно является повторением Адама. Именно потому, что потомки Адама также грешили, их затронули последствия его грехопадения. Об этом говорил святой Павел: Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12; см.: 3, 23) [15]. И святой Кирилл Александрийский пишет по этому поводу: «Змий, изобретатель греха, одержавший своей извращенностью победу над Адамом, нашел путь к пониманию человека, потому что все уклонились, сделались равно непотребными (Пс. 13, 3; ср.: Рим. 3, 12); ...и смерть нас поглощает в своей победе, по словам пророка: [И] преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою (Ис. 5, 14). Действительно, так как мы повторили грех Адама – в том смысле, что все грешны, – мы понесли то же наказание» [16]. Блаженный Феодорит Кирский недвусмысленно говорит об этом: «Не из-за греха Праотца человек подвержен смерти, но из-за своего собственного» [16], указывая, таким образом, на совместную ответственность всех людей грешников за наследование падшей природы человеческой, не отрицая при этом изначальной ответственности Адама и, собственно, наследственного характера этой природы [17]. Совершая грех, человек как бы продолжает грех Адама и продлевает действие его последствий и даже, прибавляя к его греху свои собственные, еще более усугубляет и умножает эти последствия.

Таким образом, каждый человек, даже если он изначально не несет ответственности за те недуги, от которых страдает унаследованная им от Адама человеческая природа, впоследствии разделяет эту ответственность, совершая собственные грехи и тем самым как бы присоединяясь к Адаму и в каком-то смысле разделяя его вину [18]. С этой точки зрения существует некая солидарность в грехе между Адамом и его потомками, то есть всеми людьми. И каждый человек, как носитель человеческой природы, в силу своих грехов становится частично ответственным за те невзгоды, которые выпадают не только ему, но и другим [19]. В этом смысле можно толковать поучение Христа из Евангелия от Луки (Лк. 13, 1-15), непосредственно не относящееся к болезням, но которое, тем не менее, может быть к ним применимо, поскольку в нем упоминается о существовании коллективной ответственности за невзгоды и несчастья, которые, наряду с обрушивающимися на человека болезнями и прочими скорбями, могут расцениваться как последствия греха [20]. Иисус отвечает тем, кто сообщил Ему об избиении галилеян по приказанию Пилата: Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Так, Христос хочет не угрожать этим людям, но внушить им, что несчастья такого рода связаны не только с грехами подвергшихся им людей, но и с грехами всего человечества. Он хочет, чтобы люди, к которым Он обращается, хотя они и не являлись прямыми виновниками происшедшего, почувствовали бы причастность и ответственность свою и всего человечества в отношении того, что произошло и может еще произойти, если всеобщий грех не перестанет. Поэтому Он призывает их покаяться.

Верная этим наставлениям православная духовность, в особенности монашеская, включила в свою молитвенную традицию это чувство коллективной ответственности в отношении поражающих людей несчастий, одной из разновидностей которых являются болезни [21]. Достоевский замечательно отразил эту традицию в речах старца Зосимы: «Всякий из нас пред всеми во всем виноват» [22].


Источник: Ларше Ж.-Кл. Болезнь в свете православного вероучения / Пер. с фр. С. Кузнецовой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. С. 36-43.


Примечания

[1] Климент Александрийский. Педагог I, VIII, 69, 1.

[2] Платон. Республика. X, 617 е.

[3] Ириней Лионский, св. Против ересей. V, 27, 2: ср.: Там же. V, 28, 1.

[4] Ср.: Марк Подвижник, прп. О воплощении. 18; Григорий Палама, свт. Гомилия LII, 3.

[5] См.: Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. XVI. Col. 185 В; Там же. XXII. Col. 204 CD; Григорий Палама, свт. Гомилия V // PG. Т. 151. Col. 64-65.

[6] См.: Максим Исповедник, свт. Амбигвы к Иоанну. 10. Col. 1156 D; Он же. Вопросоответы к Фалассию. 61. Col. 628 C, 632 АВ, D, 633 ВС, 636 АВ.

[7] См.: Феодорит Кирский, блж. Толкования на Послание к Римлянам // PG. Т. S2. Col. 1245 А: Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. 21. Col. 312С-313 А; 61. Col. 628С, 632 АВ, 632 D; Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. II, 30: Григории Палама, свт. Гомилия V, 1-2. Col. 64 В.

[8] См.: Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. 21. Col. 312 С – 313 А; Там же. 61. Col. 628 С, 632 АВ, 632 D.

[9] Здесь термин употребляется в общем значении.

[10] Григорий Нисский, свт. О блаженствах. VI, 5. Col. 1273 АВ; ср.: Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. 61. Col. 632 А; Григорий Палама, свт. Гомилия XLIII; LIV, 9.

[11] Уточнение «восточные» используется по той причине, что западная традиция, берущая свое начало в богословии блж. Августина, расходится с восточной в вопросе наследственного характера Адамова греха или же в степени его вины. Относительно этих расхождений см.: Meyendorff J. «Ἔφ̓ ᾧ» (Rm. 5:12) chez Cyrille dʼAlexandrie et Théodoret // Studia Patristica. 1961. № IV. P. 157-161; и Idem. Initiation à la théologie byzantine. Paris. 1975. P. 192-198. См. также труды: Lyonnet S. Le sens de Ἔφ̓ ᾧ en Rom V: 12 et lʼexégèse des Pères grecs // Biblica. № 36. 1955. P. 436-456; Idem. Le peche originel et l'exegese de Rom V12-14 // Recherches de science religieuse. № 44. 1956. P. 63-S4: Idem. Péché originel // Dictionnaire de la Bible. Supplément. № 7. 1966. Col. 509-567.

[12] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к Римлянам. X. 2-3. Свт. Иоанн Златоуст также говорит: «Адам, вкусив запретный плод, стал причиной смерти всех своих потомков, хотя они и не вкушали плода с древа», и еще: «...быть наказанным за другого кажется несправедливым» (Там же. X. 1).

[13] Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Послания ап. Павла к Римлянам. Col. 789. Похожее толкование мы находим здесь: Феофилакт Болгарский, блж. Толкование на Послание к Римлянам св. апостола Павла // PG. Т. 124. Col. 404 С.

[14] Ответственность Адама проистекает, прежде всего, из его собственной вины и ее последствий для него. Последствия же для его потомков возникли благодаря его функции прообраза всего человечества, а также из-за наследственного закона, который возложил ответственность за вину Адама на все человечество. С этой точки зрения передача своих пороков потомкам выглядит естественным явлением, и личное волеизъявление при этом играет вторичную рать. Есть два фактора, которые, по мнению святых отцов, несколько смягчают вину Адама: во-первых, состояние младенчества и, следовательно, неопытности, в котором он был сотворен (ср.: Григорий Палама, свт. Главы физические, богословские, этические и практические. 55, цит. ниже); во-вторых, вмешательство диавола, который хотел, с одной стороны, подтолкнуть Адама ко греху (ср.: Афанасий Великий, свт. О воплощении Бога Слова. V. 2; Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию. 61. Col. 633 В), о чем в Книге Премудрости говорится: завистью диавола вошла в мир смерть (Прем. 2, 24), а с другой стороны, распространить плоды зла в том мире, «князем» которого он стал.

[15] Упоминавшееся выше расхождение происходит от различных интерпретаций слов ап. Павла, звучащих в греческом тексте как «ерhʼô pantes émarton» (потому что [или: «раз»] все согрешили) и переведенных в Библии Вульгата: «in quo omnes peccaverunt» (через которого [т.е. Адама] все согрешили). Первый вариант, сделанный греческими святыми отцами, признан сегодня большинством исследователей (ср.: Meyendorff J. «Ἔφ̓ ᾧ» (Rm. 5: 12) chez Cyrille dʼAlexandrie et Théodoret; и: Lyonnet S. Le sens de Ἔφ̓ ᾧ en Rm. 5:12 et lʼexégèse des Pères grecs. P. 436-456).

[16] Кирилл Александрийский, свт. Толкования на Послания ап. Павла к Римлянам. Col. 784 BC.

[17] Феодорит Кирский, блж. Толкования на Послания ап. Павла к Римлянам. Col. 100.

[18] См.: Там же.

[19] Григорий Палама налагает на потомков Адама большую ответственность, чем его собственная, по причине их большей опытности: «Возможно, многие обвиняют Адама в том, что он нарушил заповедь Господа, прислушавшись к плохому советчику и таким образом, вследствие нарушения заповеди, впустив в нас смерть. Однако желать попробовать смертельный плод впервые и желать вкусить его, зная по опыту, что он несет гибель, – совсем не одно и то же. Тот, кто, несмотря на имеющийся опыт, глотает яд и тем самым приближает свой жалкий конец, достоин большего порицания, чем тот, кто, не имея соответствующего опыта, совершает подобный поступок и претерпевает его последствия. Посему каждый из нас достоин большего порицания и осуждения, чем Адам» (Григорий Палама, свт. Главы физические, богословские, этические и практические. 55).

[20] См.: Марк Подвижник, прп. Состязание с адвокатом. 18-19 // PG. Т. 65. Col. 1072-1101.

[21] «Грех, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – есть причина всех зол: печалей, тревог, войн, болезней, любых неисцелимых скорбей, нападающих на нас со всех сторон» (Иоанн Златоуст, свт. Беседы о покаянии. VII. б). И также: «Грех есть источник всех невзгод, угнетающих человека» (Там же).

[22] См.: Марк Подвижник, прп. Состязание с адвокатом. 20.

[23] Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Ч. 2 Кн. 6. Гл. 2.


19 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...