Ветхозаветная мудрость по Притчам Соломона

Ветхозаветная мудрость по Притчам Соломона

Мудрость, по представлению ветхозаветнаго мудреца, как мы видели, состоит в тесном гармоническом соединении умозрительнаго элемента с житейским, практическим. Она не ограничивается пределами веры и знания, а проходить в жизнь и деятельность человека в качестве определяющей внутрен­ней силы. Как Божественная мудрость про­является и выражается в мировой жизни, так и мудрость человеческая, однородная с первой, должна выражаться в жизни и де­ятельности людей. Каждый человек может быть разсматриваем прежде всего как чело­век вообще, т.е. сам по себе без отношения к окружающему обществу и, во вторых, как член граждански-религиознаго общества. 

Взятый сам по себе, человек имеет довольно сложныя обязанности, обязанности по отношению к Богу и обязанности человека к себе самому. Так как, по учению ветхозаветнаго муд­реца, истинная мудрость религиозна, то обязанности к Богу безспорно занимают первое место в ряду других. Мудрый человек, по учению притчей, должен твердо веровать в Бога и Его Промысл в миpe и в судьбах своих собственных. Вера в Бога должна выражаться в почитании Его. Обязанности богопочтения могут быть исполняемы при посредстве законно установленнаго культа. Богопочитание вы­ражается в жертвах, молитвах, посвящении Богу сво­его имущества, богослужении и обетах, т.е. ветхоза­ветный мудрец признает те же виды обнаружения Богопо­чтения, что и Моисеево законодательство. Но характер бого­почтения в книге Притчей стоит выше простой обрядности. Жертва угодна Богу не сама по себе, а по своему внутрен­нему значению. Как выражение преданности Богу, готовности следовать за ним, жертва угодна Богу только в том слу­чае, если она соединяется с чистотою сердца, если прино­сящий ее нравственно чист. Без этого жертва — мерзость пред Господом. Равным образом, молитва, по учению Притчей, имеет великое нравственное значение. Она дает человеку единственно ценную отраду и утешение в несчастиях. Но сила молитвы в сердечном расположении. 

Имя Господа — крепкая башня, в которой человек находить себе спасение от потопления в море житейском, но только в том случае, если он нравственно чист. Живущий по Закону Божию найдет в молитве отраду и утешение, а тот, кто смотрит на нее, как на простую обрядность, кто отклоняет ухо свое от слышания закона, того и молитва — мер­зость в очах Божиих. Тот же взгляд имеет ветхо­заветный мудрец и на обеты. Обеты ценны по своему вну­треннему нравственному значению, а потому их исполнение или неисполнение весьма важно. Нарушение обета есть следствие нравственнаго падения человека. В виду этого ветхо­заветный мудрец предписывает серьезно и обдуманно давать обеты — сеть для человека. 

Читать статью полностью (в *.pdf-формате,) >>


«Странник». Духовный журнал. 1895 год. Том 1.Санкт-Петербург. Типография С. Добродеева, Ковенский пер., № 14.



13 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...