Ветхозаветная мудрость по Притчам Соломона

Ветхозаветная мудрость по Притчам Соломона

«Странник». Духовный журнал. 1895 год. Том 1 

ПО СПРАВЕДЛИВОМУ замечанию одного ученаго [1] книга Притчей есть центральная во „всей литературе мудрости" [2], не в том, конечно, смысле, что она занимает центр между книгами мудрости в порядке ветхозаветнаго канона, а в том, что по духу сво­ему она содержит изложенное в сжатом виде общее учение всех книг мудрости, не по положению, а по содержанию. По форме своей книга Притчей представляет собою сборник кратких изречений, в большей части книги не имеющих между собою никакой формаль­ной, а часто, повидимому, и внутренней связи.

На подобный характер изучаемой книги указывает впрочем и самое название ея. Притча, евр. "машал" - слово, слу­жащее названием этой книги, имеет след. значения [3]: а) подобие, аллегория [4] б) краткое изречение, иногда в образной форме [5] в) поговорка, пословица [6]; г) сатира [7]. В указанной книге слово притча употребляется во всех приведенных значениях в различных местах и случаях. Изложение мыслей в форме кратких изречений составляет характери­стическую особенность кн. Притчей. Краткость формы является часто затемняющею смысл изречения. Если же принять во внимание, кроме того, что притчи лишены в большей части формальной связи, то явится не мало затруднений при их изучении. Слишком трудно уловить общую мысль всей книги, связать эти несвязныя, повидимому, изречения и изу­чить мировоззрение ветхозаветнаго мудреца. Но эта трудность только кажущаяся и легко устраняется несколькими соображениями. Исходным пунктом Еврейской философы было разрешение жизненных проблем. Путь ея развития, кроме того, стоял в тесной связи с исключительными историче­скими обстоятельствами народной жизни, а характер и направление в значительной степени освещались законнотеокра- тическими воззрениями ветхозаветнаго Израиля. История ука­зывала Еврейской мудрости известный путь развития - то гладкий, ровный и благоприятный, то тернистый и скользкий. Закон Моисеев, общее воспитание в духе закона определяли характер ветхозаветной мудрости. Все эти влияния не были однако окончательно обусловливавшими содержание последней. Душа человека, стремящаяся к правде и торжеству добра, но постоянно встречающаяся с видимым торжеством зла и желающая во что бы ни стало объяснить его, примирить с учением о всеправедном и благом Боге - вот тот жизненный нерв, который проникает собою все книги биб­лейской мудрости и соединяет их в одно целостное разрешениe вопросов жизни, то дающееся им в прямой, поло­жительной форме, то переносящееся в будущую историю или даже в жизнь загробную в форме вдохновенных пророчеств. Разсматриваемыя с этой именно религиозной точки зрения…


Читать статью полностью (в *.pdf-формате, 11Mb) >>


«Странник». Духовный журнал. 1895 год. Том 1.Санкт-петербург. Типография С. Добродеева, Ковенский пер., № 14.


STSL.Ru


2 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...