Великим постом...

Великим постом...

Г.А. Пыльнева. В Лавре преподобного Сергия 
Из дневника (1946 -1996)

Сколько раз думалось: постоять бы Великим по­стом в Лавре! И вот дал Бог такую возможность. Стоим, слушаем. В потоке знакомых, но неулови­мых из-за обилия псаломских сравнений, обращений к своей душе и к Богу выделяем, естественно, молитву преподобного Ефрема Сирина. Хорошо, что Церковь ее как бы воздвигла на высоту. Хо­чешь — не хочешь, а не заметить ее невозможно. И не поклониться, когда весь храм вместе со слу­жащим священником кланяется, тоже невозмож­но. Можно, правда, делать это механически, как гимнастику. Но Церковь от этого отгородилась по­вторением ее, заставляя вдумываться в слова, про­никаться их духом. Оказывается, со временем эти слова могут стать своей молитвой о даровании прощения за то, что допустили над душой власть духа праздности, уныния, любоначалия и празд­нословия. Прощенная душа требует помощи Божией, чтобы преодолеть засилье старых грехов­ных привычек и немощи души своей и стяжать противоположное: дух целомудрия, смиренномуд­рия, терпения и любви. Сочетание это — видеть, знать свои грехи и не осуждать других — стоит всех поклонов! И то, что они кладутся в дорогих сте­нах, среди тех, кто пришел и приехал сюда толь­ко с жаждой помолиться от души, делает это вре­мя особенным, достойным такой благодарности, на которую не хватает слов. Да что слова! Жизнью надо отзываться, но у меня с этим плохо... Всю жизнь плохо... Совсем можно было бы загрустить, но вспо­минаются недавно прочитанные у митрополита Антония Сурожского слова о величии образа Божия в человеке. Им почтен каждый, и нет исклю­чения ни для кого. Это сознание должно подни­мать человека из тины расслабления и привычного недоверия к своим возможностям, поднимать из чувства благодарности Творцу и ответственности перед Ним...

Знакомые псалмы, стихиры, тропари вместе со звучанием братского хора создают ощущение пол­ной изолированности от мира, оставшегося за сте­нами обители. Кажется, как не раз было прежде, что ничего другого на свете не надо, кроме, конечно, одного — дара молитвы! Хочется в такое время вспомнить всех, ближних и дальних, кто душой стре­мится в храм, но обстоятельствами прикован к ра­бочему месту, или к одру болезни, или связан чем-то другим... Хочется, чтобы им было от этого воспоми­нания хоть чуточку легче. Как хорошо, когда в хра­ме слышно все, что читают. Четко, ясно, спокойно читают, не как иногда бубнят что-то бессмысленное, сливающееся в одно нудное та-та-та-та... от которо­го скорее хочется уйти, отделаться, забыть. Какое все-таки это богатство — Церковь. Чуть мысленно отвлечешься — выходит служащий священник, и все кланяются с молитвой. Наконец вышел один из бра­тии петь «Да исправится молитва моя...» [1]. Как хочется, чтобы молитва исправилась, вернее — душа в молитве исправилась. Вся эта песнь, весь ее пафос — о жажде изменения к лучшему в молитве, о надеж­де: это возможно. Когда поют о жертве вечерней, мне кажется, что это о тех, кто только к вечеру сво­их дней, на закате жизни может так горячо желать, чтобы его молитва уподобилась кадилу в храме, фимиам которого возносится к Богу. В мелодии и грусть (оттого что в жизни все далеко не так), и светлый порыв ввысь (ведь жизнь в Боге бесконеч­на!). Такая хорошая служба и так быстро кончает­ся (хотя, пока она шла, пробежали часы!). А когда пели: «Се бо входит Царь Славы», мурашки забегали от ширящейся, нарастающей мелодии... Еще немно­го, совсем чуть-чуть, и призыв: «Вкусите и видите...». Собственно, видеть вроде бы и нечего, но здесь имеется в виду то, что можно охватить лишь внут­ренним зрением: «Яко благ Господь».

Всегда жаль, что это неоценимое богатство, кото­рое предлагает Церковь, — великопостные богослуже­ния — так мало известно и мало кому доступно. При всем своем желании ни учащиеся, ни работающие не попадут на литургию Преждеосвященных Даров. Не раз получалось, что за весь Великий пост не удавалось ни разу услышать великопостные песнопения Преждеосвященной литургии, если только не попадало 8 марта на среду или пятницу или если не давали боль­ничный, когда хорошо простудишься. Чтобы все-таки не остаться совсем без таких служб, иметь о них хоть какое-то понятие, некоторые, знаю, просили от­пуск на Страстную и Пасхальную седмицы. И это то ли дадут, то ли нет — как еще начальство посмот­рит. И прочитать о посте не общие слова, а имен­но о великопостной службе почти негде (позже появилась книга отца Александра Шмемана «Вели­кий пост» [2], хоть как-то восполняющая этот недостаток). Поэтому действительно светлое, весеннее чувство и восприятие Великого поста — удел очень немногих счастливцев. Не случайно для этого нуж­но время: время стояния в храме (а это часы!), вре­мя для поклонов, время для вслушивания в чтение псалмов, время для многократного повторения: «Гос­поди, помилуй!». Наши ритмы, наша вечная спешка совсем не совпадают с ритмом церковной жизни. Только в отпуске, решившись отказаться от всех сво­их житейских забот на это время (если еще позволят обстоятельства), можно постепенно остыть от того напряжения, в которое погружены все работающие. Стоять, вслушиваться, никуда не рваться и не спе­шить — это и благо (если есть возможность), и труд. Обязательный внутренний труд самопринуждения, собранности, трезвения. А за благо, за возможность эту, надо благодарить от всей души.

Ночь прошла, а день приблизился [3]. Во всех отноше­ниях.


Г.А. Пыльнева. В Лавре преподобного Сергия. Из дневника (1946 -1996). - М., Издательство Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2006.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] «Да исправится молитва моя, яко кадило пред То­бою... » — исправится — здесь: сделается прямой, прямо вверх возносящейся к Небу, как кадильный дым (в противопо­ложность дыму, стелющемуся по земле, каковой чаще все­го и бывает наша неисправная молитва).

[2] Шмеман А., протоиерей. Великий пост. - М., 1993. 111 с. (и другие издания).

[3] Рим. 13, 12. - Ред.



14 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Подарки императора Павла I
Подарки императора Павла I

24 марта 1801 года в Троице-Сергиеву лавру присланы подаренные императором Павлом I Петровичем митрополиту Платону (Левшину) императорская карета и трость с набалдашником, украшенным бриллиантами и изумрудами.

Освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья
Освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья

21 марта 1619 года, 400 лет назад, состоялось освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья (Сергиево-Посадский церковный округ).

Этот день в истории
Этот день в истории

20 марта 1917 года подвергся обыску революционеров подведомственный Свято-Троицкой Сергиевой лавре Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь.

Начало самостоятельности Русской Церкви
Начало самостоятельности Русской Церкви

В 1441 году было положено начало самостоятельности Русской Церкви и ее независимости от Константинопольского Патриарха в избрании митрополитов Московских.

Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
2 (15) марта 1904 года главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютанту А.Н. Куропаткину в Троице-Сергиевой Лавре была вручена икона-складень «Явление Богоматери преподобному Сергию».