«Любовию облобызая пречистеи Твои нозе...». События Великой Среды

Ночь со вторника на среду Иисус Христос в последний раз перед Своей смертью провел в Вифа­нии. Здесь, в дому Си­мо­на про­ка­жен­но­го, уго­то­ва­на была для Спасителя ве­че­ря. Жена-грешница, узнав, что Он воз­ле­жит в дому фа­ри­се­е­вом, при­сту­пи­ла к Нему с алаваст­ро­вым (алебаст­ро­вым) сосудом мира цель­но­го дра­го­цен­но­го и воз­ли­ла Ему на главу, в знак своей любви и бла­го­го­ве­ния к Нему (Мф. 26:6–16). Ученики Его жа­ле­ли о трате мира: мо­жа­ше бо сие, го­во­ри­ли они, про­да­но бы­ти вя­щи ­ле трех сот пе­нязь и дати­ся ни­щим. Но Иисус Христос запретил смущать жену и похвалил ее: дело бо добро соде­ла о Мне, сказал Он. Всегда бо ни­щыя има­те с собою, и егда хо­ще­те, можете им добро тво­рити: Мене же не всегда има­те. Воз­лив­ши сия миро на тело Мое, на по­гре­бе­ние Мя со­тво­ри. Аминь гла­го­лю вам: иде­же аще про­по­ве­да­но будет Евангелие сие, во всем мире, ре­чет­ся и еже сотвори сия, в память ея.

Между тем, как Иисус Христос возлежал в дому Си­мо­на, пер­во­свя­щен­ни­ки, книж­ни­ки и ста­рей­ши­ны иудейские, по­сто­ян­но наблюдая за Господом, собравшись у первосвященника Ка­иа­фы, со­ве­то­ва­лись, как бы взять Иисуса Христа хитростью и убить. Но го­во­ри­ли: только не в праздник, чтобы не сделалось воз­му­ще­ния в народе. Тогда в безза­кон­ное сборище приходит Иуда Ис­ка­ри­от, один из две­на­дца­ти учеников Иисуса Христа и предлагает: что ми хо­ще­те да­ти, и аз вам предам его? С радостью приняли непра­вед­ные су­дии ко­вар­ный умы­сел Иуды, заражен­но­го ко­ры­сто­лю­би­ем, и по­ста­ви­ша ему тридесять сребреник. От­то­ле небла­го­дар­ный ученик ис­ка­ше удобна времени да предаст Спасителя мира (Мф. 26:3–16; Мк. 14:1–11).

Исполняя слова Господа о жене, за два дня до смерти Его по­ма­зав­шей Его миром: во всем мире ре­чет­ся и еже сотвори сия, в память ея, Пра­во­слав­ная Церковь в Великую Среду вос­по­ми­на­ет пре­иму­ще­ствен­но о жене-грешнице, воз­лив­шей миро на главу Спасителя, про­по­ве­дуя миру, еже со­тво­ри сия, в память ея, и вместе об­ли­ча­ет предательство Иуди­но.

«Грешница принесла к ногам Христовым главу свою, – как говорит и св. Златоуст, – Иуда простер руки к без­за­кон­ным; та искала оставления грехов, а сей взять среб­ре­ни­ки. Грешница принесла миро для по­ма­за­ния Господа: ученик со­гла­ша­ся с без­за­кон­ны­ми, она радовалась, тра­тя миро мно­го­цен­ное: этот за­бо­тил­ся продать Неоце­ни­мо­го; она Владыку по­зна­ва­ла, а этот от Владыки уда­лял­ся; она освобожда­лась от греха, а сей де­лал­ся пленником его».

О жене-грешнице и о пре­да­тель­стве Иуди­ном Церковь вос­по­ми­на­ет в Великую Среду с древних времен. В IV в. Ам­фи­ло­хий, епископ Иконий­ский, Иоанн Златоуст говорили беседы в Великую Среду о жене-грешнице, помазавшей Иисуса Христа миром. Равно Исидор Пе­лу­сиот упоминает о ней в своем писании и относит ее знаменательное выражение веры и любви к Спасителю к Великой Среде. Святитель Златоуст в 80-й беседе своей на Евангелие от Матфея говорит о жене-грешнице.

 
Роспись северной стены Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры

Свт. Иоанн Златоуст дает следующее толкование на отрывок из Евангелия от Матфея (26:6–16), предлагаемое в этот день Церковью:

«В то время, как все прочие жены приходили только за получением исцеления телесного, она (грешница) пришла исключительно за тем, чтобы воздать честь Иисусу, и получить душевное исцеление. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому особенно всякий должен ей удивляться. И не как к простому человеку подходит она к Иисусу, – иначе не отерла бы своими власами ног Его, – но как к такому лицу, которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела.

Они (ученики) слышали, как Иисус говорил: милости хочу, а не жертвы, и порицал иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд и милость и веру, как на горе рассуждал с ними о милостыне, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если не допускает всесожжений и древнего богослужения, то тем менее допустит помазание елеем. Но так думали ученики, Иисус же, видя мысли жены попускает ей приблизиться, одобряя, как я прежде сказал, ее расположение.

То, что жена-блудница излила елей в доме некоторого прокаженного в присутствии десяти мужей, все воспевают во вселенной. Велико человеколюбие Господа! Он принимает блудницу, блудницу лобызающую ноги, возливающую елей и отирающую власами, принимает и упрекает тех, которые обвиняют ее.

Иуда не тронулся этим и не убоялся, когда услышал, что Евангелие будет проповедано повсюду (а сказанное заключало в себе невыразимую силу); тогда как жены, и жены блудницы, оказывали такую честь Иисусу, он совершал диавольское дело… Вот какое великое зло сребролюбие! Оно именно сделало Иуду и святотатцем, и предателем. Услышьте все сребролюбцы, страждущие болезнию Иуды, – услышьте и берегитесь этой страсти.

Бог, призывая к Себе людей, не налагает необходимости, и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели; но увещевает, подает советы, – все делает и всячески старается, чтобы побудить их сделаться добрыми; если же некоторые противятся этому, Он не принуждает. Если ты хочешь узнать, отчего Иуда сделался таким, то найдешь, что он погиб от сребролюбия. Отчего же, спросишь, он уловлен этою страстию? Оттого, что был беспечен. От беспечности происходят такие перемены, тогда как от ревности происходят перемены противоположные…

Все это сказано мною для того, чтобы показать, что если мы будем бодрствовать, то никто не может сделать нам вреда, и что не от бедности, а от нас самих бывает нам вред. Поэтому умоляю вас всеми силами истреблять болезнь сребролюбия, чтобы нам и здесь сделаться богатыми и насладиться вечными благами, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь».

В день предания Господа на страдания и смерть за грехи наши, когда Он простил грехи жене-грешнице, Церковь по со­вер­ше­нии Часов окан­чи­ва­ет, по древнему обык­но­ве­нию, чтение молитвы «Владыко мно­го­мило­сти­ве, Господи Иисусе Христе Боже». В последний также раз в Великую Среду со­вер­ша­ет­ся Литургия Пре­ждео­свя­щен­ных Даров. Кроме того, в Великую Среду пре­кра­ща­ют­ся и великие поклоны, творимые при молитве прп. Ефрема Си­ри­на, как и чтение самой молитвы.

Источник: Де­боль­ский Г. С., прот. Дни бо­го­слу­же­ния Пра­во­сл. Церкви: В 2-х т. / Прот. Г. С. Дебольский. – [Репр. воспр. изд.]. М.: Отчий дом, 1996.


15 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.