Величие и красота христианской любви

Величие и красота христианской любви
Святитель Иоанн Златоуст

Любовь крепче стены, она тверже адаманта, и если бы ты указал на другое еще более крепкое вещество, твердость любви превосходит все.

Представь, как прекрасна любовь сама по ce6е, сколько она приносить радостей, сколько доставляет душе удовольствий; это по преимуществу ей свойственно. Другия дела добродетели, например: пост, целомудрие, бдительность сопряжены с трудом, сопровождаются недовольством порочным пожеланием, высокомерием; любовь же, кроме пользы, доставляет еще великое удовольствие, а труда никакого, и как добрая пчелка, собирая добро отовсюду, слагает его в душе любящаго. Раб ли кто, она делает рабство приятнee свободы; ибо кто любить, тот не столько радуется тогда, когда повелевает, сколько тогда, когда повинуется, хотя повелевать и приятно. Любовь изменяет самое существо вещей и неразлучно приносить с собою все блага; она нежнee всякой матери, щедрее всякой царицы; трудное она делает легким и удобным, добродетель представляет привлекательною, а порок отвратительным. Посмотри: раздавать свое, по-видимому, прискорбно, но любовь делает это приятным; брать нужное, по-видимому, приятно, но любовь не позволяет считать это приятным, а заставляет убегать, как приступнаго; худо говорить о других для всех кажется приятным, но любовь представляет это неприятным, а хорошо говорить — приятным; ничто так не приятно нам, как хвалить того, кого мы любим. Еще: гнев имеет в себе некоторую приятность, но при любви его не может быть; она совершенно уничтожает его; если любимый и оскорбит любящаго, то гнева не будет, а будут слезы, увещания, просьбы; так далека любовь его от раздражения. Когда она видит согрешающаго, то плачет и скорбит и эта скорбь приносить ей удовольствие. Слезы и скорбь любви приятнее всякаго смеха и всякой радости; не столько чувствуют наслаждения смеющиеся сколько плачущие о любимых. Если не веришь, то удержи их слезы, и они огорчатся, как потерпевшие что-нибудь крайне неприятное...

Павел называет любовь матерью всех благ и предпочитает ее чудотворением и прочим дарованием. Как при золотой одежде и обуви нужно бывает некоторое одеяние, дабы нам узнать царя; а когда мы видим порфиру и диадему, то не требуем никакого другого знака царскаго достоинства, так точно и здесь: когда есть диадема любви, то она достаточно отличает истиннаго ученика Христова не только для нас, но и для неверных. «По тому, — говорит Христос, — узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (1оан. 13, 35). Этот знак важнее всех знамений, потому что по нем узнается ученик Христов. Пусть иные совершают тысячу знамений, но если они питают вражду между собою, они будут осмеяны неверными; напротив, хотя бы они не произвели ни одного знамения, но только бы искренно любили друг друга, они будут всеми уважаемы и неукоризненны. И Павлу мы удивляемся не потому, что он воскрешал мертвых, очищал прокаженных, а потому, что говорил: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29). Хотя бы ты сравнил с этим тысячи знамений, ничто не будет равно; и сам он ожидал ceбе великой награды не за то, что совершал знамения, но за то, что для немощных был сам немощный... Он даже готов был умереть с голода для спасения учеников: «Ибо для меня, говоритъ, лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (I Кор.. 9, 15).

Чего же в сравнении с ним достойны мы, которые не хотим презирать денег для блага нас же самыхъ и подавать даже избыток своего имущества? А он был не таков, но отдал и душу и тело свое, дабы получили Царствие небесное те самые, которые побивали его камнями и бичевали. Так любить, говорил он, научил меня Христос, преподавший новую заповедь о любви и Сам исполнивший ее на деле. Он, будучи царем всего и существом блаженным, не отвратился от людей, которых сотворил из ничего и бесконечно облагодетельствовал тех, которые оскорбляли Его и плевали на Него, сделался для них человеком, обращался с блудницами и мытарями, исцелял бесноватых и обетовал небо. После всего этого люди, взяв Его, ударяли по ланитам, связали, били, осмеяли и наконец распяли: но Он и тогда не отвратился от них и, быв пригвожден ко кресту, говорил: Отче! прости им грехи их (Луки XXIII, 34). Разбойника, который в начале поносил Его, Он ввел в рай; Павла из гонителя сделал апостолом, а ближайших и преданных Ему учеников предал на смерть для спасения распявших Его иудеев. Итак, представляя ce6е все это, сделанное Богом и людьми, будем подражать делам, добрым и питать в себе любовь, превосходящую все дары, дабы нам получить блага настоящия и будущия, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков.

Из «32 беседы св. Иоанна Злат.» на I Посл. к Коринф. 


8 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...