В Великую пятницу. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира)

В Великую пятницу. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Святые страдания Господа нашего Иисуса Христа производят в душе благоговейного человека умиле­ние, рождают слезы и приводят душу в великое смирение. Особен­ное воздействие они оказывают на христианина в эти святые дни, в которые совершилось спасение человека. Что же было? Безза­конный совет, составленный об убиении Его, связание, когда взяли Его и повлекли на суд, как преступника, предстояние на суде пред Пилатом, истязание и допрос, когда водили Его по прочим судам к Ироду, Анне и Каиафе; заушения, оплевания, поношения, поруга­ния, восшествие на крест, пригвождение рук и ног, «вкушение желчи и оцта» [1], прободение ребра и прочее - все, что просияло и воссияло, чего весь мир не может вместить, о чем сказать, как должно не могут не только люди, но и ангелы.

«Сия глаголет Господь иудеом: людие мои, что сотворих вам или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие мои, что сотворих вам или что Мне воздаете? За манну - желчь, за воду - оцет; за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Мои языки» [2] и «тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный» [3].

Вникнем, дорогие братья и сестры, в величие этой неизреченной тайны. Против Того, Кому открыты советы сердечные и от Кого не таится ни один помысл человеческий, составляют совет, чтобы умертвить Его. Тот, Кто управляет миром повелением Своим и си­лой Своей Божественной, предается в руки грешных людей. Того, Кто повелевает облакам дождить на землю, влекут связанным на суд. Тот, «Кто пядью измерил небеса, и вместил в меру прах зем­ли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» [4], заушается рабом. Главу Того, Кто украсил землю цветами и растениями, дере­вьями и травами, увенчали ныне терновым венцом. Того, Кто наса­дил в раю древо жизни, облекли в червленую одежду и пригвоздили к древу казни. Какое великое и сверхъестественное зрелище! Уви­дело это солнце - и сокрыло свои лучи; увидела луна - и помра­чилась; ощутила земля - и от страха затрепетала и поколебалась; увидели камни - и распались; весь мир смутился и все творение пришло в смятение от страданий Творца Своего.

Святитель Афанасий Александрийский пишет, что Спаситель удерживал ангелов от отмщения распинателям и врагам Христовым, когда был распят на Кресте.

Когда Христос Спаситель шел на казнь и изнемогал под тя­жестью Креста Своего, множество народа окружало Его, и мно­гие женщины не могли удержаться от слез, плакали и рыдали, тог­да Божественный Страдалец обратился к ним и сказал: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе ... ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утро­ бы неродившие, и сосцы непитавшие! ...если с зеленеющим дере­вом это делают, то с сухим что будет?» [5]

Эти слова Спасителя имеют вечное значение и относятся ко всем нам, и теперь говорит Спаситель: «... дети Нового Сиона, Моей Церкви, Я Своими страданиями купил вам вечную славу на все времена и для всех христиан ...» В самом деле, когда видим все увеличивающееся неверие, богохульство, кощунство, ненависть, оскудение любви ко всему святому, чистому, как не плакать о себе и о грядущем поколении; ныне более чем когда-либо наступает вре­мя плача, покаяния, молитвы. О Господи, знаем, что наступит вре­мя Страшного суда, о котором так мало многие думают, который стараются отрицать; наступит время, когда скажут «горам: падите на нас! - и холмам: покройте нас» [6] от лица Сидящего на престо­ле! - ибо пришел день Господень и кто может противостать Ему? И тогда горы не падут и холмы не покроют ... Но теперь, пока есть время, должны молиться слезно: «Умягчи, Сладчайший Владыка, сердца наши, дай нам покаяние, умножь нашу веру, дай нам полю­бить эту новую заповедь, которую Ты дал нам; пусть наша молитва будет о всех братиях - ожесточенных, неверующих. Некогда Ты принял покаяние разбойника, ныне прими и нас, вопиющих Тебе от чистого сердца: Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечания

[1] Оцет (ц.-сл.) -винный уксус. - Примеч. ред.

[2] Язычники. - Примеч. ред.

[3] Утреня Великой пятницы. Антифон 12, глас 8.

[4] Ис. 40, 12.

[5] Лк. 23, 28-29, 31.

[6] Лк. 23, 30.



17 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...