В Великую пятницу. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира)

В Великую пятницу. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Святые страдания Господа нашего Иисуса Христа производят в душе благоговейного человека умиле­ние, рождают слезы и приводят душу в великое смирение. Особен­ное воздействие они оказывают на христианина в эти святые дни, в которые совершилось спасение человека. Что же было? Безза­конный совет, составленный об убиении Его, связание, когда взяли Его и повлекли на суд, как преступника, предстояние на суде пред Пилатом, истязание и допрос, когда водили Его по прочим судам к Ироду, Анне и Каиафе; заушения, оплевания, поношения, поруга­ния, восшествие на крест, пригвождение рук и ног, «вкушение желчи и оцта» [1], прободение ребра и прочее - все, что просияло и воссияло, чего весь мир не может вместить, о чем сказать, как должно не могут не только люди, но и ангелы.

«Сия глаголет Господь иудеом: людие мои, что сотворих вам или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие мои, что сотворих вам или что Мне воздаете? За манну - желчь, за воду - оцет; за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Мои языки» [2] и «тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный» [3].

Вникнем, дорогие братья и сестры, в величие этой неизреченной тайны. Против Того, Кому открыты советы сердечные и от Кого не таится ни один помысл человеческий, составляют совет, чтобы умертвить Его. Тот, Кто управляет миром повелением Своим и си­лой Своей Божественной, предается в руки грешных людей. Того, Кто повелевает облакам дождить на землю, влекут связанным на суд. Тот, «Кто пядью измерил небеса, и вместил в меру прах зем­ли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» [4], заушается рабом. Главу Того, Кто украсил землю цветами и растениями, дере­вьями и травами, увенчали ныне терновым венцом. Того, Кто наса­дил в раю древо жизни, облекли в червленую одежду и пригвоздили к древу казни. Какое великое и сверхъестественное зрелище! Уви­дело это солнце - и сокрыло свои лучи; увидела луна - и помра­чилась; ощутила земля - и от страха затрепетала и поколебалась; увидели камни - и распались; весь мир смутился и все творение пришло в смятение от страданий Творца Своего.

Святитель Афанасий Александрийский пишет, что Спаситель удерживал ангелов от отмщения распинателям и врагам Христовым, когда был распят на Кресте.

Когда Христос Спаситель шел на казнь и изнемогал под тя­жестью Креста Своего, множество народа окружало Его, и мно­гие женщины не могли удержаться от слез, плакали и рыдали, тог­да Божественный Страдалец обратился к ним и сказал: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе ... ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утро­ бы неродившие, и сосцы непитавшие! ...если с зеленеющим дере­вом это делают, то с сухим что будет?» [5]

Эти слова Спасителя имеют вечное значение и относятся ко всем нам, и теперь говорит Спаситель: «... дети Нового Сиона, Моей Церкви, Я Своими страданиями купил вам вечную славу на все времена и для всех христиан ...» В самом деле, когда видим все увеличивающееся неверие, богохульство, кощунство, ненависть, оскудение любви ко всему святому, чистому, как не плакать о себе и о грядущем поколении; ныне более чем когда-либо наступает вре­мя плача, покаяния, молитвы. О Господи, знаем, что наступит вре­мя Страшного суда, о котором так мало многие думают, который стараются отрицать; наступит время, когда скажут «горам: падите на нас! - и холмам: покройте нас» [6] от лица Сидящего на престо­ле! - ибо пришел день Господень и кто может противостать Ему? И тогда горы не падут и холмы не покроют ... Но теперь, пока есть время, должны молиться слезно: «Умягчи, Сладчайший Владыка, сердца наши, дай нам покаяние, умножь нашу веру, дай нам полю­бить эту новую заповедь, которую Ты дал нам; пусть наша молитва будет о всех братиях - ожесточенных, неверующих. Некогда Ты принял покаяние разбойника, ныне прими и нас, вопиющих Тебе от чистого сердца: Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечания

[1] Оцет (ц.-сл.) -винный уксус. - Примеч. ред.

[2] Язычники. - Примеч. ред.

[3] Утреня Великой пятницы. Антифон 12, глас 8.

[4] Ис. 40, 12.

[5] Лк. 23, 28-29, 31.

[6] Лк. 23, 30.



17 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.