В Великую пятницу. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира)

В Великую пятницу. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Святые страдания Господа нашего Иисуса Христа производят в душе благоговейного человека умиле­ние, рождают слезы и приводят душу в великое смирение. Особен­ное воздействие они оказывают на христианина в эти святые дни, в которые совершилось спасение человека. Что же было? Безза­конный совет, составленный об убиении Его, связание, когда взяли Его и повлекли на суд, как преступника, предстояние на суде пред Пилатом, истязание и допрос, когда водили Его по прочим судам к Ироду, Анне и Каиафе; заушения, оплевания, поношения, поруга­ния, восшествие на крест, пригвождение рук и ног, «вкушение желчи и оцта» [1], прободение ребра и прочее - все, что просияло и воссияло, чего весь мир не может вместить, о чем сказать, как должно не могут не только люди, но и ангелы.

«Сия глаголет Господь иудеом: людие мои, что сотворих вам или чим вам стужих? Слепцы ваша просветих, прокаженныя очистих, мужа суща на одре возставих. Людие мои, что сотворих вам или что Мне воздаете? За манну - желчь, за воду - оцет; за еже любити Мя, ко кресту Мя пригвоздисте. Ктому не терплю прочее, призову Мои языки» [2] и «тии Мя прославят со Отцем и Духом, и Аз им дарую живот вечный» [3].

Вникнем, дорогие братья и сестры, в величие этой неизреченной тайны. Против Того, Кому открыты советы сердечные и от Кого не таится ни один помысл человеческий, составляют совет, чтобы умертвить Его. Тот, Кто управляет миром повелением Своим и си­лой Своей Божественной, предается в руки грешных людей. Того, Кто повелевает облакам дождить на землю, влекут связанным на суд. Тот, «Кто пядью измерил небеса, и вместил в меру прах зем­ли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы» [4], заушается рабом. Главу Того, Кто украсил землю цветами и растениями, дере­вьями и травами, увенчали ныне терновым венцом. Того, Кто наса­дил в раю древо жизни, облекли в червленую одежду и пригвоздили к древу казни. Какое великое и сверхъестественное зрелище! Уви­дело это солнце - и сокрыло свои лучи; увидела луна - и помра­чилась; ощутила земля - и от страха затрепетала и поколебалась; увидели камни - и распались; весь мир смутился и все творение пришло в смятение от страданий Творца Своего.

Святитель Афанасий Александрийский пишет, что Спаситель удерживал ангелов от отмщения распинателям и врагам Христовым, когда был распят на Кресте.

Когда Христос Спаситель шел на казнь и изнемогал под тя­жестью Креста Своего, множество народа окружало Его, и мно­гие женщины не могли удержаться от слез, плакали и рыдали, тог­да Божественный Страдалец обратился к ним и сказал: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе ... ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утро­ бы неродившие, и сосцы непитавшие! ...если с зеленеющим дере­вом это делают, то с сухим что будет?» [5]

Эти слова Спасителя имеют вечное значение и относятся ко всем нам, и теперь говорит Спаситель: «... дети Нового Сиона, Моей Церкви, Я Своими страданиями купил вам вечную славу на все времена и для всех христиан ...» В самом деле, когда видим все увеличивающееся неверие, богохульство, кощунство, ненависть, оскудение любви ко всему святому, чистому, как не плакать о себе и о грядущем поколении; ныне более чем когда-либо наступает вре­мя плача, покаяния, молитвы. О Господи, знаем, что наступит вре­мя Страшного суда, о котором так мало многие думают, который стараются отрицать; наступит время, когда скажут «горам: падите на нас! - и холмам: покройте нас» [6] от лица Сидящего на престо­ле! - ибо пришел день Господень и кто может противостать Ему? И тогда горы не падут и холмы не покроют ... Но теперь, пока есть время, должны молиться слезно: «Умягчи, Сладчайший Владыка, сердца наши, дай нам покаяние, умножь нашу веру, дай нам полю­бить эту новую заповедь, которую Ты дал нам; пусть наша молитва будет о всех братиях - ожесточенных, неверующих. Некогда Ты принял покаяние разбойника, ныне прими и нас, вопиющих Тебе от чистого сердца: Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем". Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечания

[1] Оцет (ц.-сл.) -винный уксус. - Примеч. ред.

[2] Язычники. - Примеч. ред.

[3] Утреня Великой пятницы. Антифон 12, глас 8.

[4] Ис. 40, 12.

[5] Лк. 23, 28-29, 31.

[6] Лк. 23, 30.



26 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...