В Сергиево-Посадском музее-заповеднике состоялось открытие выставки уникальных изразцов ХV–ХХI веков

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике состоялось открытие выставки уникальных изразцов ХV–ХХI веков

27 апреля 2018 года в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике состоялось торжественное открытие выставки уникальных изразцов ХV–ХХI веков «От образца до изразца».

Более 350 экспонатов представлено в открывшейся экспозиции, развернутой на территории Восточного корпуса музейного комплекса «Конный двор». За почти столетнюю историю в музее была собрана большая коллекция архитектурных и печных изразцов. На примере отдельных памятников выставка знакомит зрителей с развитием изразцового дела в России с ХV по ХХI века. Здесь много архитектурных творений, которые были созданы и находились на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Поскольку подобного рода экспозиции чрезвычайно редки, открытие выставки стало значимым событием не только для представителей культуры и музейного сообщества Подмосковья, но и для сергиевопосадцев в целом.

Заместитель генерального директора по научной работе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника Светлана Николаева, открывая выставку, в приветственном слове пояснила, что выставка посвящена древнему искусству изразцов. Расширен временной период: экспонаты представлены с ХV по ХХI века – от изразцов, украшавших Духовскую церковь Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, до изразцов советского времени. Эта выставка широко представляет собрания шести музеев, а также экспонаты из частных коллекций. Этот вид искусства присутствует в самых разных сферах человеческой деятельности, в разных сферах культуры. Глина – самый простой материал, и при этом она выражает особую ценность творчества человека, отметила Светлана Викторовна.

По словам хранителя фонда изразцов Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (МГОМЗ) Светланы Барановой вся коллекция представляемого ею музея насчитывает около 16000 предметов и, конечно, является абсолютно уникальной и по масштабам, и по широте представленных экспонатов, начиная с ХV и по ХХ, а теперь уже и ХХI века. «Отбирая их на нынешнюю выставку, мы были особенно внимательны, – рассказывает хранитель фонда изразцов МГОМЗ. – Нам глубоко импонирует интерес музея к этой, в общем-то, по сути простой конструкции керамической плитки, с тыльной стороны имеющей румпу, которая является таким оригинальным массовым и при этом очень ярким уникальным историческим источником.

Мне кажется, что на этой выставке перед нами предстала многовековая история Русского государства, русского вкуса, пристрастий, возможностей того или иного уровня ремесла, моды, если хотите, на то или иное явление. Мы видим здесь и европейское влияние, и агитационную советскую керамику. Это, может, поразительное, на первый взгляд, такое немного пестрое соседство кажется очень уместным в этом проекте.

Напомню, что это вторая выставка, посвященная изразцу. Мы благодарны коллегам, которые не теряют интерес к изразцу и увеличили количество участников этого проекта. Совершенно очевидно, что в дальнейшем все музеи будут откликаться на такие приглашения совместного сотрудничества.

Мы привезли сюда очень разный по составу и даже немного странный комплекс, который открывается печными изразцами ХVII века из Коломенского дворца эпохи царя Алексея Михайловича Романова, здесь же представлен уникальный фрагмент фриза одной из московских церквей, точнее, колокольни церкви на Арбате 1680-х годов; в центре зала стоит роскошная печная вставка (ниша) с изображением царя Соломона на троне, который мудро озирает и как бы рассматривает всё находящееся вокруг и как бы дает такое символическое одобрение устроителям, занимая, действительно, во всех смыслах почетное место. Мы рады, что этот предмет хранится в нашей коллекции в Коломенском.

Совершенно уникальный сюжет – это керамические плитки, которые были изготовлены в 20-х годах XX века на экспериментальной площадке в лаборатории существовавшего очень недолго Института силикатов. Это один из первых институтов, который занимался керамическими изделиями новой, советской, эпохи. Они существуют все в одном экземпляре, аналогов у них нет. Примечательно еще одно панно из красно-черных плиток, также сделанное в Институте силикатов. Эта коллекция в музей попала в 30-е годы.

Я как хранитель была чрезвычайно заинтересована в такой площадке для экспонирования. Сергиево-Посадский музей вносит большую лепту в популяризацию русского изразца», – считает Светлана Баранова.

Как рассказал сотрудник ООО «Красноярская геоархеология», заместитель руководителя Енисейской археологической экспедиции Леонид Голухин, к 400-летнему юбилею Енисейска осуществляется реставрация города. В 2015 году археологи нашли много изразцов. На выставке можно увидеть экспонаты второй половины XVIII века – полихромные изразцы. Есть документальные свидетельства того, что большая их часть была произведена в г. Енисейске. Интересно, что известны имена мастеров. Недавно были обнаружены печи, в которых обжигалась плитка. Существует документ, свидетельствующий о том, что в 80-х годах ХVII века в Енисейске по заказу воеводы было организовано производство изразцов – местных, а не привезенных. Они обрабатывались специалистами, в том числе и из Сергиево-Посадского музея.

Высоко оценил представленную на выставке экспозицию доктор исторических наук, начальник Ново-Иерусалимской археологической экспедиции, заведующий Отделом археологии Московской Руси Института археологии РАН профессор Леонид Беляев. С 2009 по 2016 годы специальная экспедиция Института археологии Российской академии наук занималась подробным исследованием культурного слоя и сооружений Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Совершены десятки открытий, собраны тысячи экспонатов, в том числе керамические иконы с ликами Христа, фрагментами распятий. Впервые в России исследована колокололитейная яма, но на самом деле это настоящий фабричный комплекс изразцов XVII века времен Патриарха Никона – мощнейшее изразцовое производство, от которого и пошла вся архитектурная керамика России второй половины ХVП века.

«Мы воочию увидели производство этих изразцов, изучили несколько комплексов. Нами было исследовано огромное количество припасов, инструментов и специальных приспособлений, которые необходимы для производства и изготовления изразцов. Мы смогли восстановить сам процесс производства и сравнить с европейским. Новый Иерусалим был кузницей – сейчас бы его назвали инновационным производством; это была гигантская лаборатория. Интересно, как мастера приспосабливались к местным материалам – ведь материалы сильно отличались от европейских», – заключил Леонид Беляев. 

Открывшаяся выставка является межрегиональным проектом.

Организатор выставки:

  • Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник 

Кураторы:

- Нина Холодкова, ведущий научный сотрудник Сергиево-Посадского музея-заповедника;

- Виталий Щербаков, старший научный сотрудник археологического отдела музея, хранитель выставки.

Участники выставки:

  • Свято-Троицкая Сергиева Лавра;

  • Государственный исторический музей;

  • Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»;

  • Московский объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское-Измайлово-Люблино»;

  • Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева;

  • Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»;

  • ООО «Красноярская геоархеология»;

  • коллекция Н.В. Сорокатого.

Приглашаем всех желающих посетить выставку «От образца до изразца», которая продолжит свою работу до 15 июля 2018 года.


Место проведения:
Восточный корпус музейного комплекса «Конный двор» (г. Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, 2).

По всем вопросам и заказу экскурсий просьба обращаться по тел.: +7 (496) 540-53-56.


Пресс-служба Троице-Сергиевой Лавры


27 Апреля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Дом культуры в здании лаврской трапезной
Дом культуры в здании лаврской трапезной

7 апреля 1931 года Загорский райисполком одобрил решение Президиума Горсовета об организации районного Дома культуры в здании лаврской трапезной, занятой краеведческим музеем.

Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля
Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля

6 апреля 1945 года Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля - Клементина Огилви Спенсер-Черчилль, баронесса Спенсер-Черчилль.



Вместо Академии – курсы
Вместо Академии – курсы
В начале апреля 1919 года новая советская власть распустила Московскую духовную академию. В ее стенах разместились электротехнические курсы. Покровский храм был закрыт и опечатан, а его причт переведен в Пятницкую церковь.
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии

4 апреля (н. ст.) 1797 года Павел I Петрович издал указ об учреждении больницы при Троицкой семинарии и пожертвовал на ее содержание 2000 руб. Он также выделил 2100 руб. семинаристам.

Кощунственный приказ
Кощунственный приказ

Несмотря на просьбу Патриарха Тихона, 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей преподобного Сергия.