В Неделю 5-ю Великого поста. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира)

В Неделю 5-ю Великого поста. Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем Евангелии мы слы­шали, как Христос взял двенадцать Своих учеников и открыл им о грядущем и неизбежном. Он говорил, что идет в Иерусалим, там Его осудят, там убьют Его.

Святая Церковь, своими песнопениями подводя нас вплотную к Страстной седмице, к воспоминаниям о страданиях и смерти Бо­гочеловека, предлагает и нам идти за ним в Иерусалим - страдать с Ним вместе, чтобы и вместе с ним прославиться. Ведь путь Креста Христова - это и наш путь.

У каждого есть своя Голгофа. В этот день Святая Церковь совершает память преподобной Марии Еги­петской, и это потому, что в теперешнее время покаяния и поста ее жизнь и подвиги особенно могут служить в назидание и утешение всех нас, грешников. В самом деле, что особенно смущает всякого человека, желающего бросить греховную жизнь и начать новую, христианскую? Прежде всего, смущает его представление о тяжести его прежних грехов, затем - привычка к греху, которую так трудно преодолеть. Но вот мы видим здесь женщину, с сердцем уже ис­порченным, настолько погруженную в греховные утехи, что ради них она забывает и стыд, и совесть, попирает все священное, по-ви­димому, близка к совершенной и окончательной погибели, люди уже отвернулись от нее с презрением.

Путем внутренней работы над собой, борьбой со своими поро­ками, одержав победу над своей страстью, при благодатной помощи Божией она становится великой подвижницей благодати Божией, земным ангелом является людям. И прошли годы и сотни лет, а величайший образ пустынницы по-прежнему сияет светом Христовой чистоты и ободряет всех погрязших в грехе людей, желающих свое­го исправления. И в наше время, когда многие так легкомысленно и снисходительно относятся к греху тела, воспоминание о жизни преподобной Марии должно быть особенно полезно. Они увидят из него, что грех не может доставить истинного счастья людям, что за короткое мгновение заставляет расплачиваться дорогой ценой - ду­шевной тоской, унижением, разочарованием. Они увидят, с другой стороны, как сильна привычка ко злу, и как трудно вырвать из своей души, как негодное растение, нечистые греховные мысли и чувства, и что поэтому надо всячески остерегаться укреплять в себе эту при­вычку ко злу; они увидят, наконец, что только добро сродно бого­подобной душе человеческой, что в просветленную и очищенную от греха душу человеческую вселяется благодать Божия, а где она присутствует, там истинное счастье. Поэтому на всех, заботящихся о себе и о своей вечной участи, жизнь преподобной Марии произво­дит всегда сильное впечатление.

Мария жила в начале VI века, родом она была из Египта. Еще в молодых летах она имела несчастье потерять свою телесную чис­тоту, а так как родители ее запрещали ей вести греховную жизнь, она убежала в город Александрию, пользовавшийся самой дурной репутацией за греховный образ жизни его жителей. Будучи замеча­тельна красотой и обладая страстным темпераментом, лишенная при этом руководства и доброго влияния, она падала все ниже и ниже, пока не оказалась на самой низкой степени разврата. Семнадцать лет предавалась она распутству. Однажды она увидела, что множе­ство людей отправляются на корабле в Палестину на праздник

Вос­кресения Христова. Так как на корабле было много молодых людей, она вбежала к ним, имея одну цель - совратить их и удовлетворить свои страсти. И вот, с песнями, вином, развратными утехами плы­вет она к священному городу Иерусалиму. Но, и приехав, она не оставляет своей греховной жизни. Не трогают ее ни святой город, ни вид Голгофы, ни Гроб Господень, в безумном опьянении грехом кощунственно смеется над всем дорогим для христианина; дерзким, вызывающим хохотом отвечает она на все обличения и укоризны благочестивых людей. Но Тот, Кто ради спасения нас, грешных, со­шел на землю, Кто учил нас любить друг друга, Кто ради спасе­ния одной заблудшей овцы оставляет девяносто девять, не оставил и эту бедную грешницу без Своей помощи и употребил для ее об­ращения то, что, казалось бы, должно было ее погубить. Пришло время поклонения животворящему Кресту Христову. Толпами на­род устремился в храм. Вместе со всеми пошла и Мария, и вместе с другими хочет она проникнуть в храм. Но невидимая сила три раза удерживала ее. «Да что же это такое, Господи!» - восклик­нула она в трепетном недоумении, и вдруг глаза ее устремились на образ Божией Матери, как бы живой, и видит, что Ее очи как бы с горем и укоризной устремились на нее. Мучительный стыд, со­ знание своей греховности, сознание, что здесь страшное наказание Божие ее нечистоте, как молния озарили в одно мгновение все ее духовное существо. С горькими слезами падает она на землю и во­пиет к Богородице: «Матерь Божия, я знаю свою нечистоту грехов­ную, знаю, что мое место не в храме, но в аду!» И обильные слезы лились с ее очей, и рыдания сотрясали все ее тело, и плакала она, и молилась, и сладки были ее слезы пробудившейся совести. Отны­не Мария принадлежит Богу. Войдя теперь свободно в храм и при­ложившись к животворящему кресту, она еще раз дает обещание принадлежать только Господу Богу, уходит в пустыню Иорданскую, навсегда оставляя не только мир, не только прихоти человеческие, но и самые насущные потребности. Сорок семь лет провела она в пустыне - в холоде, зное и голоде, терпя страшные искушения от Диавола, напоминавшего ей прежнюю роскошную жизнь в Египте и нападавшего на нее. Молитва, крестное знамение, слезы, великое терпение спасли ее.

Из этой жизни каждый из нас может видеть, что путем веры

и покаяния самый грешный и развращенный человек может при по­ мощи Божией достигнуть великого совершенства. Почему же для Марии событие в храме Иерусалимском оказалось решительным шагом к полному духовному перерождению? Да потому, что в ней с неизъяснимой силой заговорила совесть! И если бы каждый из нас чаще прислушивался к голосу совести, то нашел бы несравнен­но более сильные случаи, где благодать Божия ясно призывала нас к исправлению, но, увы, не обращая на них внимания, мы называли их случайностями. Но знайте, дорогие братья и сестры, что когда бы и где бы не пришла нам мысль бросить пустую и рассеянную жизнь, знайте, что эта мысль исходит от Бога, и если вы примете эту мысль в сердце, то явится благодать Божия и укажет тот путь, по которому надо идти для своего исправления. Не всякий может идти путем преподобной Марии - это путь ангелов, но не будем идти путем противоположным - путем демонов, подражая им в гордой ожесточенности. Есть средний путь - смиренного пока явшегося грешника, с помощью Божией очищающего свою душу от греха, дабы, очистившись от него, хотя последним зайти в Царство Небесное, чего да сподобит нас Господь по молитвам преподобной Марии. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


5 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.