Утешение и совет из опыта для страждущих и печальных (продолжение)

Утешение и совет из опыта для страждущих и печальных (продолжение)

Блажени плачущии, яко тии утешатся…


Мф. 5, 4


Благословен Бог и Отец
Господа нашего Ииcyca Христа,
Отец щедрот и Бог всякия утехи…


2 Кор. 1, 3


* * *

Почитай пути Божии во всех твоих обстоятельствах. Все, что с тобой случается, должно тебе внушать чувства благоговения к Тому, Который попускает это и без воли коего ничего не может случиться. Что творит Господь, должно быть для тебя свято. Иго твое должно быть для тебя чем-то священным, как любовь и мудрость Того, кто возложил его на тебя. Возьмите иго мое на себе, и научитеся от мене, говорит Иисус Христос, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим. Иго бо мое благо и бремя мое легко есть (Мф. 11, 29-30).

* * *

Если скорби твои гнетут тебя, то старайся, чтоб они, сколько то возможно, оставались для других тайной. Будь столько смирен, чтобы ты добровольно мог более переносить, нежели сколько знают люди. И Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве (Мф. 6, 6).

* * *

Ничего в свете не бывает по случаю; все следует по известному плану Провидения, и из малейших обстоятельств проистекает для целого и каждой из его частей истинная польза, даже и тогда, если при этом нужно потерпеть какую-нибудь потерю. Великое искусство веры состоит в том, чтобы употреблять для себя в прямую пользу это убеждение среди самых невыносимых часов страданий и при видимо невозвратимых потерях. Если б Господь и убил меня, то я не перестал бы надеяться на Него (Иов. 13, 15 – по древнейшим переводам).

* * *

Когда бедный страдалец с омраченным печалью духом и смущенной душой вопрошает тебя: кто поможет мне? Кто утешит меня? Кто даст мне силы и освободит от уныния, одолевающего меня? Тогда отвечай ему: кто помогал тебе досель? Если Господь сохранял и поддерживал тебя до сего дня и дал тебе силы к перенесению таких великих скорбей, то разве Ему не столь же легко и завтра и послезавтра помочь тебе? Аз есмь, и дондеже состареетеся, аз есмь, аз терплю вам, аз сотворих, и аз понесу, аз подыму и спасу вы (Ис. 46, 4).

* * *

Скорбная душа! Содержи всегда присущими духу твоему важные слова Господа: несть ваше разумети времена и лета, яже Отец положи во своей власти (Деян. 1, 7). Божии мысли не как наши помышления, и Господь не хочет, чтоб мы Ему назначали день и час, когда Он должен нам подать помощь.

* * *

Все в природе требует должайшего, или кратчайшего времени для своего развития. Все имеет время своей зрелости. Малое и незначительное развивается быстро и делается скоро зрелым. А что бывает велико и значительно, то имеет нужду в должайшем времени для развития своего и зрелости. Так бывает и с назначением человека. И человек только мало по малу развивается; а люди, которых Бог приготовляет и образует к чему-либо великому, должны часто дольше ожидать и терпеть, чем другие. Благо тому, кто ничего не хочет вынуждать силой, но в тишине и терпении пребывает, и страдания свои с покорностью переносит, пока он их переносить должен; потому что тогда он проходит надлежащим образом время испытания своего и, постепенно созревая и усовершаясь, он может быть близким к минуте своего спасения. Претерпевый же до конца, той спасется (Мф. 24, 13).

* * *

Многие страждущие выводят ложное заключение: если бы угодно было Богу, то Он давно бы нам помог. Это есть величайшее заблуждение. Если Он доселе нам не помогал так, как бы нам казалось за лучшее, то разве это может служить основанием думать, что нам нечего более надеяться? Разумно ли полагать, что нам невозможна помощь, потому только, что она не была подана нам, как мы того ожидали или желали? Повинися Господеви, и умоли его (Пс. 36, 7). И увеси, яко аз Господь Бог и не посрамятся терпящии мя (Ис. 49, 23).

* * *

Мы часто полагаем, что имеем основание сомневаться в помощи Божией, и эти основания кажутся нам справедливыми. Однако они бывают ложны, и опыт показывает, что мы были неправы. Все сомнения, на которые настоящее дает нам, по-видимому, право, бывают часто ниспровергнуты тем, что случается впоследствии. Исход наших страданий показывает нам, что неверие, которое уму нашему казалось основательным, было весьма неразумно. Провидение употребляет тогда самый разум наш, чтобы пристыдить его. Кто при таких путях жизни смиряется и побуждается к вере в Божию премудрость и благость, тот много выигрывает. Маловерный, почто усомнился еси (Мф. 14, 31)? Не бойся, с тобою бо есмь, не прельщаю: аз бо есмь Бог твой. (Ис. 41, 10).

* * *

Часто в ужасные мгновения жизни приготовляется счастливая перемена нашей судьбы. А потому говори сам себе в печальнейшие, мучительнейшие часы: так не всегда будет! И когда все кругом тебя делается постепенно мрачнее, ужаснее и трепетнее, между тем как ты нимало не чувствуешь приближения Господа, чтобы услышать тебя и помочь тебе; то потерпи, пока ночь скорби сделается еще мрачнее и гроза сильнее загремит над твоей головой: тогда, тогда наверное час избавления твоего недалек. Господь мертвит и живит, низводит во ад и возводит (1 Цар. 2, 6).

* * *

Часто мы должны бываем видеть, что все опоры, на которые мы полагались, разрушаются, кроме Бога. Это случается для того, чтобы мы, когда наступит час избавления, только единому Богу воздавали за то честь, Его одного благодарили. Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека (Пс. 117, 8). Не Богу ли повинется душа моя? От того бо спасение мое (Пс. 61, 2).

* * *

Не отчаивайся ни в каком положении жизни. Нет бездны столь глубокой, чтоб Господь не мог тебя извлечь. Не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37).

* * *

Благочестие без креста есть большей частью только воображаемое благочестие. Прежде даже не смиритимися, аз прегреших: сего ради слово твое сохраних. Благо мне, яко смирил мя еси, яко да научуся оправданием твоим (Пс. 118, 67-71).

* * *

Ничто столько не укрепляет в тяжкие дни нашу веру и надежду на Бога, как воспоминание об испытанных уже нами опытах всемогущества, мудрости и любви нашего небесного Отца. А потому, страждущий, помышляй о твоей протекшей жизни, и отыскивай в ней все, что Бог для тебя и для твоих соделал; припоминай, как Он приходил к тебе на помощь, озарял тебя Своим светом, доставлял тебе утешение и спасал тебя от величайших опасностей. Тогда и среди самых гнетущих страданий приобретешь ты новое упование на Него, которое исполнит тебя мужеством. Скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах: о Господи, избави душу мою. Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует. Храняй младенцы Господь: смирился, и спасе мя. Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя (Пс. 114, 3-6).

* * *

Твердо уповающие на Господа никогда не постыдятся. Сердце Его любвеобильнее нашего. Мы часто испытываем в этой жизни, что благо нам искать опоры в Нем, и что Он по любви своей и по мере страданий наших уготовляет нам утешение и облегчение, которые Он часто тогда именно ниспосылает, когда мы менее всего о том помышляли. Он укрепляет нас, когда силы наши кажутся истощенными, Он помогает нам в то мгновение, когда мы никакой помощи более не ожидали. Даяй алчущим крепость и неболезненным печаль. Терпящие же Господа изменят крепость, окрылатеют яко орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут (Ис. 40, 29-31).

* * *

Мужество твое возвышается и упадает всегда по мере твоей веры, спокойствие душевное по мере упования на Бога, довольство внутреннее по мере детского чистосердечия, преданность твоя по мере твоей надежды. Как маловерие и неверие служат виною всех тайных и явных бед, постигающих человечество и христианство, так же точно для страждущего – покой и крепость вполне проистекают от веры и степени ее действенности. Аще веруеши, узриши славу Божию (Ин. 11, 40). Еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему (Мк. 9, 23). Верую, Господи, помози моему неверию (Mк. 9, 24).

* * *

Если ты теперь с глубокой скорбью чувствуешь, чего у тебя не достает, что ты потерял и чего ты лишился; то некогда, исполненный радости, ощутишь, что Господь тебе за то дарует. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся. Блажени плачущии, яко тии утешатся (Мф. 5, 6-4).

* * *

Чем более бедствие возрастает, тем более приближается оно к своему концу. И когда несчастье достигает высшей своей точки, тогда остается только шаг до избавления. Когда нужда всего больше, тогда Бог всего ближе. Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс. 33, 19).

* * *

Пути Божии бесконечно различны от наших помышлений, и по большей части не понимаем мы их потому, что все иначе идет, чем мы сначала думали. Почти ничего из того, что мы ожидали, не случается по нашему ожиданию. Но именно, когда наше мужество начинает падать, и мы теряем надежду, тогда-то и получаем мы нечто, и притом настолько, насколько нам нужно, чтобы снова возжечь готовое погаснуть упование наше на Господа. Бог всегда приходит на помощь вере нашей, посылая ей то, что должно служить для испытания и упражнения ее. От того вера наша делается разумна и научается ее назначать времени и часа, но твердо держаться за истину: Бог лучше знает. Да будет воля твоя яко на небеси и на земли (Мф. 6, 10).

* * *

Когда ты находишься в нужде, то обращайся с жалобами твоими прежде всего и больше всего к Богу. Никто не может их так понимать, как Он; никакому другому существу не можешь ты их так легко поведать, как Ему… Чем более ты на Его одного уповаешь, тем более мысль, что Он един обладает твоим упованием, будет действовать на внутреннее состояние твое и давать тебе утешение, покой и надежду. На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век (Пс. 70, 1).

* * *

Если слабость твоя смущает тебя, то емлись (держись) верой за всемогущество Господа. Чем больше, при твоем собственном бессилии, чувствуешь ты себя слабым и лишенным мужества, тем больше можешь ты положиться на Бога и найти у Него утешение. Чувство нашей слабости и ничтожества служит нам порукой в сладчайших опытах всемогущества Божия. Довлеет ти благодать моя: сила бо моя в немощи совершается (2 Кор. 12, 9).

* * *

Мы выводим ложное заключение, когда в тоске сердца нашего говорим: нам нечего ожидать от Бога, потому что мы ничего не заслуживаем, Он не поможет нам, потому что страдания служат наказанием за наши грехи. Бог никогда не перестает быть Богом и самых виновнейших существ. Никакие грехи, даже самые тяжкие, не могут изменить истину слов: Бог есть любы (любовь) (1 Ин. 4, 16). А потому нужно только не покидать мужества! Бог прощает нас чрез Христа. Итак, вместо того, чтоб постоянно держаться безутешной мысли о твоем недостоинстве, взирай с верой на Спасителя твоего, Которого даровала тебе вечная Любовь, и не преставай уповать на Него. И будет, всяк, иже призовет имя Господне, спасется (Ин. 2, 32). Всяк видяй Сына и веруяй в него, имать живот вечный (Ин. 6, 40).

* * *

Не на собственные наши заслуги, но на милость и обетования Божии должна вера наша опираться. Благодатью бо есте спасены чрез веру: и сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится (Еф. 2, 8-9).

* * *

Когда все опоры, на которые мы некогда полагались, и одесную и ошуюю, бывают у нас исторгнуты, – мы часто делаемся чрез то крепче, чем прежде. Так как в таком случае должны мы держаться сами по себе; то прибретаем истинное сознание нашей слабости, и только тогда ищем мы и находим силу нашу в Господе. Егда бо немоществую, – говорит апостол Павел, – тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10).

* * *

Не простирай помышлений своих слишком далеко в будущее; принимай каждый день, как дает его Бог, не ограничивайся тем, чтоб переносить те страдания, которые Господь налагает на тебя на этот день. Не мучься мыслию о какой-нибудь новой опасности, которая является, наконец, одним только призраком и не занимайся всегда представлениями о возможности или вероятности предстоящего несчастья. Довлеет дневи злоба его (Мф. 6, 34). Каждая забота о завтрашнем дне делает тебя слабым, и препятствует тебе переносить терпеливо и твердо бремя настоящего дня. Чем больше ослабляешь ты себя в настоящее мгновение, тем неспособнее делаешься ты переносить будущее. А потому не делай для себя еще нового бремени, и помышляй, что каждый день печали приносит также с собой и свое утешение. Верен же Бог, иже не оставит вас искуситися паче же можете (Кор. 10, 13).

* * *

«Положусь на Бога, пусть будет так, как будет; наконец ударит же час моего избавления». Если такая мысль происходит от искренно верующего сердца, то она не может не привлечь блаженного настроения и утешения от Отца щедрот.


Источник: Христианское чтение / Изд-е СПбПДА. – СПб., 1859. Ч.1. С. 482-491.


14 Марта 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...