Утешение и совет из опыта для страждущих и печальных (окончание)

Утешение и совет из опыта для страждущих и печальных (окончание)

Блажени плачущии, яко тии утешатся…

Мф. 5, 4


Благословен Бог и Отец Господа нашего Ииcyca Христа,
Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешай
нас во всякой скорби нашей, яко возмощи нам
утешити сущия во всякой скорби…

2 Кор. 1, 3-8


* * *

Бывают дни, часы, минуты, когда мы особенно восприимчивы к утешению; эти-то счастливые мгновения нельзя силой привлечь; надобно их ожидать, смиренно вымаливать, пользоваться ими, как золотом. Благ Господь надеющимся нань, души ищущей его благо есть, и надеющейся с молчанием спасения Божия (Иерем. 3, 25-26).

* * *

Все наши скорби имеют целью научить нас тому, чему должны мы научиться, и довести нас туда, куда должны мы достигнуть, чтобы соделаться нам тем, чем должны мы быть по воле Господней. Бог знает всего лучше удобнейшие средства, чтобы приготовить нас для Своего Царства. И потому время страданий бывает чрезвычайно важно для нашего духовного блага. Блажен муж, иже претерпит искушение: зане искусен быв, приимет венец жизни, его же обеща Бог любящим его (Иак. 1, 12).

* * *

Всякое утешение напрасно там, где сердце не слушает его; крик от боли препятствует сердцу что-либо понимать. А потому, если ты хочешь быть утешен, то сердце твое должно быть внимательно к Евангелию милости и мира. Услышу, что речет о мне Господь: яко речет мир на люди своя, и на преподобные своя, и на обращающия сердца к нему (Пс. 85, 9). Глаголи, Господи, яко слышит раб твой (1 Цар. 3, 9).

* * *

Часто мучит нас тоскливая мнительность более, чем самая скорбь. Эти сомнения составляют также часть наших испытаний и должны вырабатывать всевозможно и образовать наш характер. Есть такие души, которые должны пройти через сомнения, чтобы укрепиться в их первоначальных убеждениях и соделаться непоколебимыми в вере. Чтобы утешиться нам в такие часы, для нас достаточно знать, что наш божественный Владыка обладает в сокровищах мудрости и любви своей всеми удобнейшими средствами, чтобы уничтожить в одно мгновение все сомнения, с которыми нам часто приходиться бороться. Нередко пропадают эти сомнения вполне сами по себе. По большей части всего лучше не внимать им и совершенно отвлекать от них свои мысли, вместо того, чтобы брать на себя труд опровергать их; в особенности, если уныние их порождает и наполняет нас тоскливым чувством. Кто в такие горькие часы в состоянии внутренно молиться и терпеливо ожидать, пока Господь его снова оживит и укрепит; тот много переносил, много познал и собрал новые силы для перенесения новых скорбей и для наслаждения новыми утешениями. Блажени не видевшие, и веровавше (Ин. 20, 29).

* * *

Если желание твое стремится к Богу, то ты опять найдешь радость, сколь бы теперь не был неспокоен и удручен горем. Как за ночью следует день, а за зимой весна, так страдания ведут к радости. Мы должны пройти через мрак, чтобы достигнуть света; должны быть унижены, чтобы Господь опять нас возвысил. Из замешательства происходит порядок: потеря должна быть для нас залогом будущего приобретения; недостаток и нужда должны служить предтечами изобилия; мы должны их сначала почувствовать, чтобы быть потом настоящим образом насыщенными. Чем более учишься переносить терпеливо и смиренно нужду, тем более научаешься наслаждаться с радостью и благодарностью дарами Божиими. Вскую прискорбна ecu душе моя? и вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся ему, спасение лица моего, и Бог мой (Пс. 42, 6).

* * *

Каждое страдание дает нам новые силы еще более страдать. Самомалейшие скорби научают нас переносить большие. Незначительные невзгоды приготовляют нас к претерпению больших. Жесточайшие, глубоко проникающие удары судьбы, делают нас нечувствительнее к легчайшим, менее глубоким ранам. Борьба и упражнение соделывают нас крепче и мужественнее. Когда мы чувствуем себя всего тяжелее удрученными, тогда-то и приобретаем наибольшую крепость. Сего ради воспримите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати (Eф. 6, 13).

* * *

Настроение души нашей и нашего телесного состояния, которое имеет на нее столь сильное влияние, бывают столь переменчивы из одной минуты в другую, что надобно считать особенной милостью Божией, если постоянно можно ощущать силу утешений. В минуты, в которые мы их более не чувствуем, пусть воспоминаем мы слова Господа: в ярости мале отвратих лице мое от тебе, но милостью вечною помилую тя (Иc. 54, 8).

* * *

Когда чувства утешения и радости, которые облегчают время от времени скорбь твою, скоро опять пропадают, то помысли, что Бог позволил тебе вкусить их, чтобы подкрепить тебя в твоем несчастии, и что Он тебе их опять даст, когда они тебе нужны будут. Даже и тогда, когда бы это казалось для тебя невозможным. Яко был eси помощник мой, и в крове крилу твоею возрадуюся (Пс. 62, 8).

* * *

Среди горчайших страданий и скорбей наслаждаемся мы иногда блаженными часами, в которые мы бываем исполнены мужества и даже радуемся испытаниям, которые нам нужно претерпеть. Очень жаль, что эти драгоценные мгновения столь скоро улетают. Благо тому, кто умеет их употреблять себе в пользу, чтобы вооружиться для дальнейшей борьбы. И кто, когда мрак скорби и тоски возвращается, вспоминает об этих испытанных им светлых и спокойных минутах, может утешаться в крепкой надежде на Господа Спасителя своего. Оправдившеся убо верою, мир имамы к Богy Господем нашим Иисусом Христом. Им же и приведение обретохом верою в благодать сию, в ней же стоим и хвалимся упованием славы Божией. Нe точию же, но и хвалимся в скорбех, видяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение жe искусство, искусство же упование: упование же не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша Духом святым, данным нам (Рим. 5, 1-5).

* * *

Если у тебя есть дни, в которые Господь посылает тебе благотворный свет, дает тебе уразуметь цель твоих страданий и пристыжает тебя за твое маловерие, потерю мужества и недостаток упования; тогда иди и утешь твоих братьев, в нужде находящихся. Разверзется рано свет твой и исцеления твоя скоро возсияют. Даси алчущему хлеб от души твоея, и душу смиренную насытиши (Ис. 58, 8-10). И ты некогда обращся, утверди братию твою (Лк. 22, 32). Благословен Бог всякия утехи, утешаяй нас о всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во всякой скорби утешением, им же утешаемся сами от Бога (1 Кор. 1, 4).

* * *

Каждый мрачный час да будет тебе залогом светлого дня. Знаменася на нас свет лица твоего, Господи (Пс. 4, 7). Сказал ми ecu пути живота: исполниши мя веселия с лицем твоим: красота в деснице твоей в конец (Пс. 15, 11). И наказание твое исправит мя в конец, и наказание твое, то мя научит (Пс. 17, 36). Яко гнев в ярости его и живот в воле его: вечер водворится плачь и заутра радость (Пс. 29, 6).

* * *

Нет лучшего средства услаждать часы печали, как благотворить другим. Блажен разумеваяй на нища и убога, в день лют избавит его Господь: Господь да сохранить его: Господь да поможешь ему на одре болезни его: все ложе обратил eси в болезни его (Пс. 40, 2-4).

* * *

«Нужда учит молиться» – говорит пословица. Это справедливо, но кто только по нужде молился, испытывает редко всю силу молитвы. Кто не приучал себя в спокойное время тихо беседовать с Богом, тот не в состоянии будет в часы тоски и печали спокойно взывать к Нему. Непрестанно молитеся (1 Сол. 5, 17). Подобает всегда молитися и не стужати (Лк. 18, 1).

* * *

Если есть люди, которые могут сомневаться в том, что молитва составляет сердечную потребность для человека, то стоить только им стать на путь скорбей и печалей, тогда чувство собственного бессилия и душевной тоски побудит их молиться, даже и тогда, если б они встретили препятствия к молитве. И смирися в трудех сердце их, и изнемогоша, и не бе помогаяй. И воззваша ко Господу, внегда скорбети им, и от нужд их спасе я (Пс. 106, 12-13). Господи, в скорби помянухом тя, в скорби мале наказание твое нам (Ис. 26, 16).

* * *

Пока мы можем молиться, никакое несчастье не в состоянии нас совершенно подавить. Чем больше можем мы молиться из глубины души, тем легче нам победить наше уныние и малодушие. Кто знает по опыту силу молитвы, тот не потеряет мужества ни в какой опасности. Близ Господь всем призывающим его во истине: волю боящихся его сотворит, и молитву их услышит, и спасет я (Пс. 144, 18-19).

* * *

Никогда не питай ложной мысли, что Бог тебя больше не любит, даже и тогда, когда возводишь ты к Нему очи свои, омоченные слезами. Чем крепче из глубины души можешь ты верить в Его вечную любовь, тем более получишь ты спокойствия и силы к преданности. Для того, кто убежден, что Бог есть любовь, нет собственно никаких страданий. С преданностью помышлять о Боге любви – обращает самую скорбь в благодеяние. Господь помощник мой и защититель мой: на него упова сердце мое и поможе ми: и процвете плоть моя и волею моею исповемся ему (Пс. 27, 7).

* * *

Наступают более или менее продолжительные промежутки времени, когда дух наш бывает тяжко удручен и как бы погружен в мрачную ночь смущения, уныния, печали и тоски. Тогда на все смотрим мы мрачным и неспокойным взором. Все наши чувствования имеют что-то едкое, горькое, раздирающее. Сомнения устрашают нас, заботы грызут наше сердце. Малейшая безделица делается для нас тяжелым бременем. Если б мы захотели в таком состоянии судить о Боге, о себе самих, о нашей судьбе, о надеждах наших и нашем будущем, и притом следовать собственным чувствованиям и ощущениям, то как бы мы достойны были сожаления! В подобных страданиях мы не должны вовсе доверять своим впечатлениям и себе самим. Меланхолик уже много приобрел, если он опытом дошел до убеждения, что его болезненные и печальные чувствования приводят его всегда к ложным заключениям. Такое убеждение будет его успокаивать при большей части его сомнений и тоскливых мыслей. Яко разжжеся сердце мое и утробы мои изменишася, – говорит Асаф, – и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе. И аз выну с тобою, удержал ecu руку десную мою: и советом твоим наставил мя ecu, и со славою npиял мя ecu (Пс. 72, 21-24).

* * *

Господь поступает строже в отношении к тем, которых Он всего более любит. Он не может поступать иначе, потому что Он – Бог. Большей частью он наименее показывает нам любовь свою тогда, как она бывает сильнее в отношении нас. Именно потому, что Он попускает нам страдать, Он поступает с нами всего благодетельнее. Мы ропщем на строгость Его в ту минуту, когда Он поступает с нами с наибольшей любовью; но наступает время, когда мы ясно сознаем, что Он явил себя к нам наилучшим, нежнейшим Отцом, именно тогда, когда мы не считали Его за Отца. Тогда-то мы с радостью восклицаем: благодарю Тебя, Боже мой, что Ты вел меня но такому пути! Благо мне, яко смирил мя ecu (Псал. 118, 71). Сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от него обличаем. Его же бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, его же приемлет. Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль, последи же плод мирен наученным тем воздаешь правды (Евр. 12, 5-11). Аз их же аще люблю, обличаю и наказую: ревнуй убо и покайся (Апок. 3, 19).

* * *

Иногда лучше в скорби дать свободу слезам и воплям, чем показывать по наружности терпение, которого вовсе не имеем. Сознайся, страждущий, что ты слаб, если ты не чувствуешь в себе никаких сил. Это лучше, чем хотеть казаться крепким, между тем как действительно ты слаб. Предай себя Богу таким, каков ты на самом деле; Он знает, что происходит в душе твоей! Говори с Давидом: Помилуй, мя, Господи, яко немощен есмь; исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. Утрудился воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6, 3-7).

* * *

Хотя терпение и представляется нам самой недеятельной из всех добродетелей, однако же оно деятельнее всех, потому что побуждает нас отвернуться себя самих. Чем меньше оно блестит извне, особенно если оно выносит борьбу сокровенно, так что люди не видят и не хвалят его, тем деятельнейшая сила находится при упражнении в нем. Потому что тогда-то именно оно и нравится Богу и бывает им награждаемо. В терпении вашем стяжите души ваша (Лк. 21, 19). Яко соблюл ecu слово терпения моего, говорит Спаситель, и аз тя соблюду от годины искушенья (Апок. 3, 10).

* * *

Научись возлагать упование на Господа, и ты приобретешь в страданиях своих силу крепкого духом мужа. Надеющийся на Господа, яко гора Сион не подвижится во век (Пс. 124, 1).

* * *

Кто достиг до такой степени преданности, что спокойно может сказать: не моя, но Твоя да будет воля, в сердце того водворится скоро мир Божий. Ни о чем же пецытеся, но во всем молитвою со благодарением прошения ваша да сказуются Богу. И мир Божий, превосходяй всяк ум, да соблюдет сердца ваша и разумения ваша о Христе Иисусе (Фил. 4, 6-7).

* * *

Когда все против тебя вооружается, когда бури и волны несчастий и бедствий ничем неудержимо ярятся против тебя и бросают тебя туда и сюда, так что тебе не остается ни малейшей надежды на спасение, то внемли гласу, который издали взывает к тебе: горы преставити и холми твои не предвигнутся: тако ниже, яже от мене к тебе милость, оскудеет, ниже завет мира твоего преставится: рече бо милостив к тебе Господь. Смиренная и колеблемая не имела ecu утешения (Ис. 54, 10-11).

* * *

Зачем покинул я мужество? Зачем уныла душа моя? Разве забыл, что Ты мой Отец благий, Господи? Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся его (Пс. 102, 13).

* * *

Знаешь ли ты, от чего это происходит, что ты в бедствиях своих не находишь никакого утешения? Именно от того, что ты не утешения желаешь, но совершенного освобождения от гнетущего тебя бремени. Аз есмь, аз есмь утешаяй тя (Ис. 51, 12). Буди же милость твоя, да утешит мя, по словеси твоему, рабу твоему (Пс. 118, 76). Довлеет тя благодать моя (2 Кор. 12, 9).

* * *

Кто научился благодарить Бога за свои страдания, того нельзя уже считать начинающим в деле благочестия. Благодарность его есть доказательство познания и веры. Страждущий, как далеко достиг ты? Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, говорит апостол Павел. Потому что непщую, яко недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

* * *

Ты можешь в судьбе своей всегда рассматривать две стороны: одну, которая тебя огорчает, и другую, которая в состоянии тебя утешить. Если взоры твои хотят устремиться на первую, то отврати их и направь на вторую. Если с одной стороны мучит тебя и терзает чувство того, чего тебе недостает и что ты потерял, то не забывай вопросить с другой стороны, что тебе осталось, что иметь ты еще можешь. Сознавай смиренно и благодарно каждое благоприятное обстоятельство, которое еще находится среди твоего злосчастия. Малейшая доля счастья, которая тебе еще остается, должна соделывать тебя довольнее в несчастии. При всех потерях и лишениях у нас всегда еще бывает нечто такое, в чем мы познаем благость Божию к нам, и чем мы при помощи чувства благодарности, которое внушает нам эта благость, можем соделывать страдания наши менее болезненными. Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое его (Пс. 102, 12). Жертва хвалы прославит мя: и тамо путь, имже явлю ему спасение мое (Пс. 49, 23).

* * *

При первом ударе несчастья думаем мы: все погибло невозвратно. Но часто, когда мы думаем, что все погибло, тогда-то именно все спасено. Тогда глубочайшее страдание бывает путем к совершеннейшему счастью, и нередко видим мы, что благо наше укрепляется потерями, которые мы почитали незаменимыми. Аз же рех: еда во веки отринет Господь и не приложит благоволити паче? Или до конца милость свою отсечет? Еда забудет ущедрити Бог? Или удержит во гневе своем щедроты своя? Но, Господи, обратил ecu плачь мой в радость мне, растерзал ecu вретище мое, и препоясал мя ecu веселием. Господи Боже мой, во век исповемся тебе (Пс. 70, 8-10; 29, 12-13).

* * *

Если истина, от которой зависит утешение твое и надежда твоя сегодня для тебя несовершенно ясна, то, может быть, завтра или через несколько дней она прояснится. Блюди душу твою в терпении и положись на верность твоего Спасителя. Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки (Евр. 13, 8). Утешитель же, Дух Святый, его же послет Отец во имя мое, той вы научить всему, и воспомянет вам вся, яже рех вам (Ин. 14, 26).

* * *

Иногда бывает нужен новый удар судьбы, чтобы остановить действия прежней горести и исцелить уязвленное сердце. Нужна была перемена бедствия, чтобы остановить беду, которой нельзя было помочь обыкновенными средствами. Как бы то ни было, темже и страждущии по воле Божией, яко верну зиждителю да предадят души своя в благотворении (1 Пет. 4, 19).

* * *

Облегчение страданий наших должно для нас начаться уменьшением болезненных наших ощущений. Коль скоро представление, которое мы составляем о печальном нашем положении, не так уже сильно действует на нас, или наши болезненные ощущения постепенно уменьшаются; то утешение уже не далеко. А потому нельзя дать страждущему лучшего совета, как удалять мысли свои от бедствия, которое он претерпевает, и устремлять их ко Господу. Ничто не ослабляет нас столько, как постоянное занятие нашей скорбью. И если есть средство спасти нас в то время, когда мы погружены бываем в глубокую печаль и сердца наши бывают ей совершенно истерзаны, то оно состоит в том, чтобы отклонить нас от грызущих и пожирающих нас мыслей и занять нас обетованиями Божиими. Елика бо обетования Божия, в том ей, и в том аминь: Богу к славе нами (2 Кор. 1, 20).

Могущему же паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем по силе, действуемей в нас, тому слава в церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков. Аминь.


Источник: Христианское чтение / Изд-е СПбПДА. СПб., 1859. Ч.1. С. 491-504.


20 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...