Утешение и совет из опыта для страждущих и печальных

Утешение и совет из опыта для страждущих и печальных

Блажени плачущии, яко тии утешатся…

Мф. 5, 4


Благословен Бог и Отец Господа нашего Ииcyca Христа,
Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешай
нас во всякой скорби нашей, яко возмощи нам
утешити сущия во всякой скорби, утешением,
имже утешаемся сами от Бога.
Зане якоже избыточествуют
страдания Христова в нас,
тако Христом избыточествует
и уныние наше…

2 Кор. 1, 3-8


* * *

Если ты хочешь быть утешен в печали своей, обрати сердце твое к Богу утехи. Испытай себя по слову Его. Принеси покаяние. Обратись. Верь от всего сердца и от всей души в Иисуса Христа, и находи убежище твое в Нем, как в твоем единственном и несомненном Спасителе. Чем более ты среди испытаний своих будешь взывать к Нему в молитве, тем ближе будет для тебя Его сладкое утешение. Призови мя в день скорби твоея, говорит Господь, и изму тя, и прославиши мя (Пс. 49, 15). Злостраждет ли кто в вас; да молитву деет (Иак. 5, 13).

* * *

Все, что выпадает на долю нам в этой жизни, случается по воле Божией. Без попущения Его никто не заставит нас проронить ни одной слезинки. Самые маловажные обстоятельства жизни, самые незначительные огорчения зависят от Его всевысочайшей воли. О, если ты в том убежден, с каким спокойствием можешь ты продолжать жизненный путь свой! Сколько тогда будет даровано тебе терпения для перенесения твоего бремени! Сколь много важности заключается тогда для тебя во всем, что с тобою встречается! Сколь священнее бывает для тебя обязанность терпения, когда исполняешь ты ее, взирая на Того, по воле коего страждешь, и Кто – твой Отец и Бог! Эту утешительную мысль представляй твоему духу, и взирай на каждое страдание, как на чашу, посылаемую тебе от Отца небесного, которую ты должен испить. Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушения впадаете различна, видяще, яко искушение вашея веры соделывает терпение. Терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершени и всецели, ни в чем же лишены (Иак. 1, 2-4).

* * *

С нами отнюдь ничего не может случиться, что бы в совете Божием не было решено раньше нашего рождения. Мы страдаем ни больше, ни меньше, как допускает вечная Любовь, вечная Мудрость. А потому в скорбях твоих не предавайся тоскливому беспокойству, и умеряй печаль твою мыслию, что страдания твои под водительством твоего всеблагого Господа непременно окончатся тебе в пользу. Вемы же, яко любящим Бога вся поспешествуют во благое (Рим. 8, 28). Вам же и власы главнии ecu изочтени суть (Мф. 10, 30). Не бойся (Мк. 5, 36).

* * *

Мы можем переносить невыразимые скорби, когда предаем себя в молитве Господу Иисусу Христу и принимаем твердую решимость терпеливо страдать с Ним и ради Его. Аще Бог по ны, кто на ны? Во всех сих препобеждаем за возлюбшаго ны (Рим. 8, 31-37). Вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Фил. 4 , 13).

* * *

Бог даровал нам не только сердце, способное чувствовать, по также и ум, способный к познанию и вере. А потому существу, наделенному такими дарами, неприлично без противоборства предаваться своим чувствам и судить о судьбе своей по одним испытываемым впечатлениям. Истинная мудрость учит нас препобеждать чувствования наши верою. Вера, истинное прибежище христианина, избавляет нас от многих беспокойств и вносит опять мир и спокойствие в грудь нашу. Не бойся, токмо веруй! – сказал Иисус Христос (Mp. 5, 36). Аще веруеши, узриши славу Божью (Ин. 11, 40).

* * *

Часто в иных душах находится сокрытая вера, которая обнаруживается в минуту страдания и испытания. А потому считай себя счастливым, страждущий, что Бог удостоивает тебя испытывать в том, что силен ты перенести при помощи Его благодати. Радуйся тому, что Ему угодно раскрывать и обнаруживать в тебе духовные силы, которые были тебе неведомы. Не ропщи на то, что судьба твоя имеет горького; это значило бы роптать на то, что должно принести тебе честь и счастье. Вера твоя, а чрез нее и твоя добродетель, да проявляется каждый день в лучшем свете. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (Рим. 16, 20).

* * *

Чем смиренное будешь ты в своем страдании, тем сладостнее будет для тебя о нем воспоминание. Благотворную мысль составляет для души, если можно бывает сказать, что мы много страдали, и под влиянием столь многих страданий внутренно не возроптали на Господа. Бог гордым противится, смиренным же дает благодать. Смиритеся убо под крепкую руку Божию, да вы вознесет во время (1 Пет. 5, 5-6).

* * *

Чем более скорби наши переносим мы с христианским величием души и преданностью, тем вернее находим у других участие и подпору. Образ, с каким мы переносим наши страдания, делает нас либо виновнее, либо приятнее пред Богом и людьми.

* * *

Если ты хочешь насладиться сладкими часами в печалях твоих, то учись радоваться всему доброму, случающемуся с другими и благодарить Бога за те радости, которые Он им уготовляет. Молю убо, говорит Ап. Павел, прежде всех творити молитвы, моленья, прошения, благодаренья за вся человеки (1 Тим. 2, 1).

* * *

И малейшая искра веры есть все же вера. Даже тогда, как это упование при своей величайшей слабости подобно едва мерцающему светочу, оно может соделаться чистым пламенем, бросающим благодетельный свет свой среди мрака скорби, если оно утверждается на вечной истине: жив Бог, Он есть любовь, и Он не покидает страждущих.– Трости сокрушены не сотрет, и льна курящася не угасит (Ис. 43, 4).

* * *

Среди страданий наших бывают, однако, радости, которые могут воздвигать сердце наше из его глубокого уныния. Нет ни одного страдальца, который бы оставался без Божией в известной мере помощи, составляющей, хотя и незаметно, драгоценный дар вечной Любви. Благо тому, чье сердце возмогло почувствовать близость Господа, когда Он по любви своей доставляет ему отраду. Благо тому, кто за каждое уменьшение своих горестей и печалей, за каждое утешительное слово, падающее в его душу, за каждое благотворное дыхание, оживляющее его, может возводить взоры благодарности к небу! Великое благословенье составляет чувствовать и малые благодеяния, посылаемые среди страданий. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5, 18).

* * *

Не предавайся, страждущий, тому кажущемуся мужеству, которое льстит себя надеждою противостать всем опасностям, пренебречь все скорби, все сделать и перенести, и которое воображает о себе, что оно никогда не подпадет сомнению: живость вовсе не есть еще сила; часто она бывает только знаком большей раздражительности. Пока она обнаруживается, предпринимают многое и имеют большие надежды; но нередко внезапно падают духом и теряют наконец всякое мужество. Если ты не хочешь никогда доходить до отчаяния, то не возлагай на самого себя ни малейшей надежды, но все передавай в руки Господа и ожидай от Него всего. Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век. Отвратил же ecu лице твое, и бых смущен (Пс. 29, 7-8). Тем же мняйся стояти да блюдется, да не падет (1 Кор. 10, 12). Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа (Пс. 26, 14).

* * *

Если Спаситель твой замедляет иногда придти к тебе на помощь, то помысли сам в себе: Он помилует меня наконец. Не переставай искать Его, и находить радость в надежде и вере в Него. И взыщите тамо Господа Бога вашего, и обрящете его, егда взыщете его от всего вашего сердца, и от всея души вашея в скорби вашей (Втор. 4, 29).

* * *

Да будет вера твоя безгранична, как любовь и всемогущество Божие. Надеяться и верить, даже и там, где, по-видимому, нечего более надеяться, – вот что называется воздать славу Богу, и это есть вернейший путь к будущим радостям и наслаждениям. Богу часто угодно бывает соделывать возможным то, что казалось нам невозможным. Авраам паче упования во yпование верова,... тем же и вменися ему в правду (Рим. 4, 18-22).

* * *

Хочешь ли снова найти покой и мир, хочешь ли быть уверенным в счастливом окончании твоих страданий? В таком случае поверь Господу свою печаль, и заботься только о том, что лежит на твоей обязанности. Возверзи на Господа печаль свою и той тя препитает, не даст в век молвы праведнику (Пс. 54, 23).

* * *

Если ты от людей не надеешься получить ни облегчения, ни освобождения от страданий твоих, то укрепись в утешительнейшей мысли: помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю (Пс. 120, 2).

* * *

Страждущий! Берегись того, чтобы тебе не полюбить свою скорбь. Печаль, которой мы часто предаемся в наших страданиях, горестное удовольствие, которое мы в них ищем, чтобы с нашими жалобами обращаться туда и сюда, отыскивание всего того, что может питать или поддерживать скорбь, все это может казаться нам сладостным в припадках страстного уныния, но поступать так неразумно и не по-христиански. Это уныние, которое кажется нам столь сладостным, разрушает наш душевный покой и имеет часто последствием ужаснейшее отчаяние. Печаль бо, яже по Бозе, покаянье нераскаянное во спасенье соделовает: а сего мира печаль смерть соделовает (2 Кор. 7, 10).

* * *

Среди горчайших страданий часто невозможно не познать благопопечительности Божией об нас. Яко не во век отринет Господь. Яко смиривый помилует по множеству милости своея (Иерем. 3, 31-32).

* * *

Чем живее вера и смиреннее наша молитва, тем более совершает она у Господа, к которому обращается, и тем более действует она в нас самих возвышением нашего сердца к Богу. Много бо может молитва праведника, поспешествуема (Иак. 5, 16).

* * *

Если божественное провидение ниспосылает тебе одну горькую чашу за другой, так что твое сердце начинает сомневаться в милосердии Господнем; то говори сам себе: может ли солнце быть когда-либо без лучей, и может ли Бог, который любы есть, не иметь более никакой любви? Еда забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадья чрева своего? Аще же и забудет сих жена, но аз не забуду тебе, глаголешь Господь (Ис. 49, 15). Иисус Христос сказал Фоме: принеси перст твой семо и виждь руце мои: и принеси руку твою и вложи в ребра моя: и не буди неверен, но верен (Ин. 20, 27).

* * *

Под гнетом должны мы пребывать свободными; добровольною преданностью, твердостью и терпением должны мы соделываться способными к свободе. Кто не возрадуется в страданиях своих, будучи предназначен к совершенству? Аще убо вы пребудете во словеси моем, говорит И. Христос, воистину ученицы мои будете. И уразумеете истину, и истина свободит вы (Иоан. 8, 31. 32). Aщe кто хощет по мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой и последует ми (Лк. 9, 23).

* * *

Печальный! Приучай себя все более и более к спокойствию духа и к кроткому перенесению твоего бремени. Чем покойнее и преданное Богу ты себя держишь, тем более приобретаешь ты силы и душевного покоя. Поверь только этому, опыт тебя в том убедит.

* * *

Сближение с другими во время страданий наших по той мере облегчает сердце наше, чем более с доверчивостью своею обращаемся мы к людям опытным, которые в состоянии сочувствовать нашим страданиям. Но с другой стороны ничто столько не истощает бедного страдальца, ничто столько не похищает у него остальных изнуренных сил, как когда он повсюду жалуется и у каждого вымаливает утешение. Вместо того, чтобы найти искомое утешение, желанную помощь, он делается унылее; потому что очень немногие принимают действительно участие в его горести, очень немногие понимают его, и еще меньшее число могут доставить сердцу его покой и тишину. А сколько таких, которые не понимают вздохов несчастного, ошибочно о нем судят, доставляют ему ничтожное утешение, или принимают его холодно и оскорбительно! И что же, наконец, бывает с нами, когда мы повсюду жаловались, и наконец, находим, что вздохи наши напрасны? Тогда мы делаемся еще унылее и несчастнее. Пpиидите ко мне, говорит Иисус Христос, вси труждающиеся и обремененные, и аз упокою вы (Мф. 11, 28). Аз есмь, аз есмь утешаяй тя (Ис. 51, 12). Якоже аще кого мати утешает, тако и аз утешу вы (Ис. 66, 13).

* * *

Чтобы всегда быть счастливым и внутренне спокойным, должны мы совершенно покинуть надежду, что все будет идти по нашей собственной воле. Отче, не моя воля, но твоя да будет (Лк. 22, 42)!

* * *

Хочешь ли быть довольным среди тягчайшего бедствия? Помышляй о том, что Бог всегда многомилостив. Благ Господь всяческим и щедроты его на всех делех его (Пс. 144, 9).


Источник: Христианское чтение / Изд-е СПбПДА. – СПб., 1859. Ч.1. С. 473-482.

6 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...