Учитель и ученик

Учитель и ученик

В египетской пустыне, недалеко друг от друга, спасались два инока. Время от времени они сходились и беседовали. Один из них был грамотный и имел Библию. Когда беседа иноческая случалась у него, он всегда читал пришедшему что-нибудь из слова Божия.

Однажды после чтения пришедший задумался и долго ничего не говорил. Читавший спро­сил его:

— Что ты задумался, брат?

— Думаю, — отвечал спрошенный, — как ты счастлив, зная грамоту и владея Библией. Ты никогда не бываешь один. Случится, нападет на тебя тоска одиночества, ты берешь книгу слова Божия, читаешь — и ты уж нетодин: с тобою говорит Господь. Я вот лишен этой радости: я не учился грамоте.

— Зачем же дело стало? — сказал грамотный. — Времени у нас с тобой достаточно. " Возьмемся за азы, обучишься чтению, и самому тебе тогда понятна станет книга слова Божия!

Пришедший инок с благодарностью согласился. Решили не откладывать дела, начать сейчас учиться. Другой книги у инока-учителя никакой не было, приходилось учиться по Библии.

— С чего начнем? — спросил учитель. — Какую страницу станем разбирать ?

— Начнем с самаго главнаго. Ты знаешь, брат, главную заповедь Божию. Открой ее, ее и будем учить!

Учитель-инок раскрыл десятую главу Евангелия от Луки и стал читать, показывая и объясняя буквы:

„Один законник встал и, искушая его, сказал: „Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?"

Он же сказал ему:

„В закона что написано? Как читаешь?" Он сказал в ответ: „Возлюби Господа и Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, к ближн..."

— Постой! — перебил инок-ученик. — На сегодня довольно. Повтори еще раз это!

Чтец повторил.

— Еще раз, — просил ученик.

Еще раз повторили.

— Спасибо! Пока довольно. Это я затвердил. Дальше потом.

Простился инок и ушел к себе в пещеру.

Учитель ждал его на следующий день,— сосед ни пришел; ждал другой день, третий, неделю, — того все нет.

Пошел учитель проведать ученика, того и духу нет в пещере. Видно, куда-то ушел, и ушел давно, даже остывший пепел на очаге разнесло ветром.

Подивился инок-учитель, вернулся домой, поскучал по товарище, а потом пришел по соседству другой подвижник, за ним третий, четвертый и так, понемногу, учитель-инок забыл ученика.

Прошло десять лет. Сидел как-то оставшийся инок летним вечером у себя перед пещерой и читал Евангелие. Вдруг перед ним вдали показался путник. Подошел он ближе. Незнакомый. Длинная белая борода, изможденное лицо, впалые глаза. Все говорило о суровых подвигах молитвы, труда и поста. Поздоровались.

— Я к тебе, брат,—сказал пришедший.— Давай продолжать наше учение!

— Какое?—удивился сидевший.

— А помнишь, мы начали с тобой чтение слова Бoжия? Я приходил к тебе...

— Так это ты, брат? —обрадовался инок-учитель.—Где же ты пропадал? Что ты ушел и не сказал ни слова?

— Я все учил урок. Помнишь, ты мне прочел: „Самая большая и первая заповедь: возлюби Господа Бога всем сердцем и всем разумением". Вот я старался все это время научиться любить Бога всем сердцем и ду­шою. Сказать, что я уже выполнил все это, я еще не могу, но все-таки кой-что усвоил. Теперь, брат, давай учить вторую половину заповеди, которую мы не дочитали тогда.

Сидевший, вместо ответа, встал и покло­нился гостю до земли.

— Не мне тебя учить, а ты меня научил. Ты дал мне великий урок, что слово Божие надо читать не глазами, а сердцем, и что на уразумение воли Божией и на выполнение ея, по учению Христа Спасителя, надо отдать главное внимание и полное усердие всей нашей жизни. Оставайся же, брат, со мною и будем вместе, по-твоему, изучать слово Христово.

И много еще лет прожили иноки вместе, много еще времени провели за великой книгой— Библией, многое передумали и перечувствовали за ней. Много к ним приходило людей даже из дальних мест и многих они многому доброму научили. Исполнилось над ними слово Спасителя: „Кто жаждет, иди ко мнe и пей. Кто верует в Меня, у того, как ска­зано в Писании, из чрева потекут ржи воды живой".


Источник: Беседы о Боге и Божией правде. Священник Г. Петров. - М., Типография Т-ва И.Д. Сытина. Валовая ул. свой д., 1903.


STSL.Ru


22 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...