Церковно-политическое значение Троице-Сергиевой Лавры в истории русского государства

Преподобного Сергия следует считать насадителем монашества на русском Севере в период складывания и формирования русского государства. Составитель Воскресенского летописного свода, рассказав о кончине преподобного Сергия, добавляет, что он «бе начальник и учитель всем монастырем, иже на Руси». И, действительно, преподобный Сергий по праву называется Игуменом земли Русской, ибо, кроме Троицкой обители, он явился непосредственным основателем целого ряда других монастырей. Строением монастырей известны и многие ученики и собеседники преподобного Сергия. По подсчету В.О. Ключевского, из Троице-Сергиева монастыря в XIV ст. выделилось 13 пустынных монастырей-колоний и 2 монастыря в XV в. Но из монастырей-колоний выходили новые искатели «пустынного жития» и образовывали новые монастыри. По подсчету того же В.О. Ключевского, в XIV и XV вв. из Троице-Сергиева монастыря и его колоний образовалось 27 пустынных и 8 городских монастырей. Близко к В.О. Ключевскому подходит и Е. Голубинский, приписывающий преподобному Сергию и его ближайшим ученикам и собеседникам основание около 30 монастырей. Оба историка добавляют, что все эти монастыри были нового, Сергиевского, типа. Они построены были хотя и не в настоящих пустынях, но во всяком случае вне мирских жилищ и в некотором отдалении от городов и больших селений. Другою особенностью Сергиевских монастырей является то, что эти монастыри были общежитными и сменили прежние особножитные. За три века (XIV—XVI) в Московской Руси возникло, приблизительно, 150 пустынных и 104 городских и пригородных монастыря. Это были очаги летописания, школьно-просветительной деятельности, хранители древнерусских книжных фондов, рассадники образованного (по тому времени) духовенства. Ведущую роль в этом отношении занимал Троице-Сергиев монастырь.


В истории русского монашества Преподобный Сергий известен не только как строитель монастырей, но и как преобразователь монастырской жизни. С его именем связано введение в северо-восточной Руси так называемых общежитных монастырей. Ближайший друг преподобного Сергия митрополит свт. Алексий исхлопотал у Константинопольского Патриарха грамоту, которая одобряла и благословляла введение «общежития» в Троице-Сергиевом монастыре. По примеру своего учителя, преподобного Сергия, стали заводить общежитие в своих монастырях и его ученики. В скором времени общежитные монастыри полностью вытеснили особножитные.

Строгий отшельник, удалившийся от мира, отказавшийся даже от архиерейского сана, преподобный Сергий был пламенным патриотом и принимал участие во всех крупных событиях, связанных с судьбой нашей Родины.

Во второй половине XIV в. русский народ начал вести борьбу с татарами за свое освобождение от татарского ига. Когда великий князь Димитрий Иванович отправлялся в поход против Мамая, он счел необходимым побывать в Троице-Сергиевом монастыре, чтобы взять у преподобного Сергия благословение на свой ратный подвиг. Преподобный благословил великого князя, обещая ему помощь свыше и вечную славу. При этом преподобный Сергий отправил в войско Димитрия двух монахов Александра Пересвета и Родиона Ослабю, некогда в миру испытанных полководцев и бойцов. Когда русское войско подошло к реке Дон и требовалось решить очень важный вопрос, переправляться ли через Дон или ожидать врага, не переходя реки, мнения разделились. На Димитрия и его воевод повлияла полученная в это время грамота от преподобного Сергия: «...А ты, господине, — писал преподобный, — иди. А поможет тебе Бог и Пречистая Богородица»... Переправа состоялась. 8 сентября 1380 г. произошла хорошо памятная в истории русского народа битва на Куликовом поле.


Куликовская битва нанесла сильный удар татарскому владычеству, но татарское иго официально продолжало существовать еще сто лет. Для окончательной ликвидации его требовалось полное объединение раздробленных русских земель в единое мощное Русское государство. В своей объединительной деятельности великие князья московские опирались на поддержку Церкви. В 1386 г. преподобный Сергий по договоренности с великим князем Димитрием Ивановичем совершил поездку в Переяславль Рязанский (нынешняя Рязань) и провел беседу с князем Олегом Ивановичем о мире и взаимной поддержке. Кроткий старец, прославленный святою жизнью, сумел убедить князя Олега в необходимости прекратить распри и вражду и заключить мир и союз с великим князем Московским. Этот мир оказался весьма прочным. Несколько лет пред этим, в 1365 г., преподобный Сергий путешествовал в Нижний Новгород, чтобы прекратить вражду между братьями-соперниками Димитрием и Борисом Константиновичами из-за Нижнего Новгорода, который захватил Борис Константинович мимо своего брата. Когда Борис упорствовал, преподобный Сергий закрыл все церкви в Нижнем Новгороде и прекратил отправление богослужения. Борис смирился.

С 1430 г. в течение свыше 20 лет великое княжество Московское раздиралось затяжною феодальною войной между великим князем Московским Василием Васильевичем Темным и его дядей Юрием Димитриевичем и двоюродными братьями Василием Косым и Димитрием Шемякой. Война велась за великое княжение и велась с переменным успехом. Церковь в лице нареченного митрополита Рязанского епископа св. Ионы стремилась прекратить братоубийственную войну и поддерживала великого князя Московского Василия Васильевича. Троицкий игумен Зиновий в 1442 г. у гроба преподобного Сергия примирил великого князя с его двоюродным братом Димитрием Юрьевичем (Шемякой) и заставил их поцеловать крест о прекращении враждебных действий. Но присяга эта была нарушена. Василий Васильевич 13 февраля 1446 г. был схвачен у гроба преподобного Сергия, доставлен в Москву и ослеплен Шемякой.

Большую роль Троице-Сергиев монастырь играл в начале XVII в, в деле освобождения нашей Родины от польско-литовских захватчиков. Потерпев неудачу с первым самозванцем, польско-литовская шляхта выставила нового самозванца, расположившегося в Тушине. В Тушинском лагере собралось значительное количество польско-литовского шляхетского войска, которое грабило и разоряло русскую страну. На русском престоле сидел Василий Иванович Шуйский. Чтобы достигнуть полной победы, польско-литовские тушинцы должны были взять Москву. Однако при помощи военной силы они этого не смогли бы добиться. Решено было блокировать русскую столицу и взять ее измором. Полная блокада Москвы возможна была бы только в том случае, если бы польско-литовской шляхте удалось захватить Троице-Сергиев монастырь, являвшийся значительною крепостью. 23 сентября 1608 г. гетман Ян Петр Сапега подошел с тридцатитысячным войском к монастырским стенам. Высота стен вместе с зубцами доходила до 4 сажен; в стене были устроены в 2—3 яруса бойницы или амбразуры для выстрелов. По углам стены возвышались 12 башен. Монастырь имел большие запасы хлеба и других продуктов. За монастырские стены сбегались крестьяне выжженных слобод и деревень со своими хлебными запасами. Сюда же они согнали домашний скот. Кадровых военных людей было немного несколько десятков дворян и детей боярских, несколько сотен стрельцов и казаков составляли основное ядро защиты. Но к оружию стали и монастырские слуги и монахи. Сторожевую службу несли и женщины. Архимандрит Иоасаф проявил большие организаторские способности, поддерживая боевой дух не только у рядовых бойцов, но и у воевод (Григория Долгорукого и Алексея Голохвастова), неприязненно относившихся к царю Василию Ивановичу Шуйскому. Осажденные делали вылазки и отражали врагов с лозунгом «Святой Сергий!» Монастырь мужественно выдерживал осаду, несмотря на отсутствие топлива, смертность из-за скученности населения, распри среди командного состава и другие невзгоды. Вера в помощь Божию и в заступничество преподобного Сергия вызывали одушевление среди защитников монастыря. 12 января 1610 г. Ян Петр Сапега, убедившись в бесполезности дальнейшего стояния под монастырем, снял осаду. Блокада Москвы таким образом не удалась. В освободившийся от осады монастырь вошел воевода Михаил Васильевич Скопин-Шуйский.

Монастырь на алтарь Отечества принес еще одну жертву — предоставил в распоряжение воеводы запасы хлеба и несколько тысяч рублей денежной казны.

Через два года с небольшим распался тушинский лагерь, началась открытая польская интервенция, королем был взят Смоленск, а шведы захватили Новгород. Москва была оккупирована польско-литовскими войсками. Попытка московского населения изгнать интервентов в марте 1611 г. закончилась сожжением Москвы. Первое ополчение распалось. Но русский народ не сложил оружия. Из Нижнего Новгорода двигалось новое ополчение под командой кн. Д.М. Пожарского, ставшее общерусским. В исторической литературе иногда высказывается мысль, что ополчение в Нижнем Новгороде созвано было благодаря грамоте троицкого архимандрита Дионисия (Зобниковского). Что архимандрит Дионисий рассылал патриотические грамоты, это вполне реальное предположение. Но нет никаких оснований отрицать, что зачитывалась в Нижнем Новгороде грамота Патриарха Гермогена.

Продвигаясь (из Ярославля) к Москве, второе ополчение 14 августа 1612 г. достигло Троице-Сергиева монастыря и некоторое время простояло между монастырем и Клементьевскою слободой. Патриарха Гермогена в это время в живых уже не было и продолжателем его патриотического подвига стал архимандрит Дионисий и другие «власти» Троице-Сергиева монастыря. Архимандрит Дионисий торопил ополчение поспешить к Москве. 18 августа ополчение направилось к Москве, сопровождаемое благословением архимандрита с братией. С войском направился к Москве келарь Авраамий Палицын. Под Москвой действовали казацкие отряды под командой кн. Трубецкого. Первоочередною задачей ополченцев было не пропустить в Москву гетмана Ходкевича с продовольствием для блокированного в Кремле и Китай-городе польско-литовского войска. Многое зависело от того, как поведут себя казаки Трубецкого. Между тем казаки требовали денег и отказывались идти в бой без денежного вознаграждения. Денег в нужном количестве не было. Д. М. Пожарский обратился к келарю Авраамию Палицыну с просьбой убедить казаков идти в бой. Авраамий явился к казакам и убедил их идти в бой. С криком «Сергиев! Сергиев!» казаки бросились на обоз Ходкевича. Последний отступил.

Но подъем патриотического чувства у казаков был непродолжительным. Не прекращались разногласия между Пожарским и Трубецким. Из Троице-Сергиева монастыря последовала грамота, адресованная обоим вождям и убеждавшая их прийти к соглашению и объединенными силами изгнать польско-литовских захватчиков. Троице-Сергиевы власти не ограничивались только грамотами, но готовы были и на материальные жертвы. Когда казаки вторично отказались итти в бой и хотели разойтись, Авраамий Палицын за отсутствием в данный момент в монастырской казне денег предложил казакам взять в залог, пока монастырь соберет деньги, дорогую церковную утварь. Это предложение произвело сильное впечатление на казаков. Они отказались от залога и вынесли решение воевать до полного освобождения Родины.

В октябре 1612 г. Москва была очищена от польско-литовских захватчиков. Среди русских патриотов, содействовавших освобождению Родины, наряду с Мининым, Пожарским и Гермогеном следует назвать имена Троицкого архимандрита Дионисия Зобниковского и келаря Авраамия Палицына.

Конец XVII ст. в истории русского государства был тревожным. Добивавшаяся власти царевна Софья Алексеевна замышляла устранить с дороги Петра. Для достижения своей цели Софья стремилась использовать силы стрельцов. В ночь с 7 на 8 августа в село Преображенское, где обычно жил Петр, прибежали преданные ему лица с известием, что в Кремле собираются толпы стрельцов, чтобы итти в Преображенское «с бунтом». Петр поспешно ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Архимандрит Викентий приложил все усилия, чтобы создать соответствующие условия для безопасности высокопоставленного гостя. На другой же день сюда стали стекаться сторонники Петра, и монастырь превратился в вооруженный лагерь. В монастыре оказался и Патриарх Иоаким. В монастыре Петр оставался до 6 октября, до тех пор пока не были казнены активные участники восстания, а Софья не была заточена в монастырь.


С перенесением столицы в Петербург Троице-Сергиев монастырь не мог уже играть прежней политической роли, но прежнее крупное значение в церковной жизни он сохранил. В 1738 г. последовал указ императрицы Анны Иоанновны об открытии в Троице-Сергиевой Лавре духовной семинарии, которая в 1742 г. и была открыта. 

В 1814 году в Лавру была переведена из Москвы духовная академия, которая заменила существующую здесь духовную семинарию. За свое свыше чем вековое существование под сенью Троице-Сергиевой Лавры Московская духовная академия насчитывала среди учащих и учащихся много славных имен. Среди профессуры были такие крупные имена, как А.В. Горский, Е.Е. Голубинский, Д.Ф. Голубинский, Ф.А. Голубинский, Н. Субботин, В.О. Ключевский и многие другие. Питомцы Академии занимали и занимают посты на разных поприщах. Из той же школы вышел и Святейший Патриарх Алексий I. 

В. Васильев

Источник: Журнал Московской Патриархии, № 7, июль 1949 г.



30 Октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...