Церковная свеча

Церковная свеча
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Возлюбленные братия и сестры! Случалось ли вам, стоя в храме за тихим вечерним богослужени­ем, вдруг почувствовать всей глубиной души, как дорог вам этот дом Божий, как все в нем близко ва­шей душе, как все в нем прекрасно, возвышенно, свято, таинственно, назидательно? Случалось ли вам живо ощутить глубокий смысл и назначение всего, что совершается в храме Божием? Увы, доро­гие мои. Мы часто приходим в храм, стоим, ничего не сознавая, не стараясь проникнуть в смысл бого­служения, даже не внимая чтению и пению. А меж­ду тем в храме даже самая малая деталь может дать великое назидание.

Вот маленькая церковная свечечка. Пришли, взяли ее, зажгли, поставили перед иконой, и горит она. Принесли свой небольшой дар в подкрепление мо­литвы. Что обозначает это тихое маленькое пламя свечи, поднимающееся к небу?

Свеча свидетельствует, во-первых, о нашей любви к Господу. Пришли в храм, принесли ее в дар своей любви. Но горит ли наша душа так, как эта тоненькая свечечка? Поднимается ли пламя нашей молитвы к небу? Устремляемся ли мы всем своим существом ввысь, к небесам, к святости, к красоте вышней жиз­ни, посвященной Богу?.. Но свеча не только горит и светит, она еще и греет, изливает хотя бы немного тепла на окружающих. А мы? Согреваем ли мы своей любовью тех, кто находится возле нас, наших близ­ких, родных, всех, с кем мы живем и общаемся? Или же застыли во льду греха, самолюбия, замкнулись и лежим, как холодная, остывшая головешка?..

Преподобный Серафим, сравнивая жизнь человека со свечой, говорит, что воск в ней — вера, светиль­ня — надежда, а огонь — любовь. Если нет веры, на­дежды, то нет и жизни. А если нет любви, то жизнь пустая, бесцельная, бесплодная. Как плохая свеча коптит, трещит, а то и совсем гаснет, так порой и на­ша жизнь излучает не свет добра, а смрад греха и без­законий. Так что же наша жизнь? Горит или только коптит, а может, совсем угасает?

Эта маленькая свеча говорит еще и о том, возлюб­ленные, что и мы с вами хорошо ли, плохо ли про­живаем свой короткий земной срок. «Прогорим» очень быстро, и что же после нас останется? Оста­нется ли хотя бы капелька света — добра от наших дел? Останется ли хотя бы капелька тепла и доброй памяти о нас?

С плачем рождается младенец. Святая Церковь да­ет ему духовное рождение, омывает Святым Креще­нием. В руках восприемника горит свеча и роняет свои восковые слезы, как живая плачет перед Богом о новом маленьком человеке, о его немощи, слабости и многих тяготах предстоящей ему жизни.

А когда человек вырастает, то может в вихре жиз­ни запятнать свою душу грехом. И тогда приходит он к святому Таинству Покаяния, зажигает свечу, ставит ее на подсвечник. Эта свеча проливает свои горючие слезы о нашей греховности, о холоде и мраке нашей беззаконной жизни.

Когда жизнь человека освящается брачным сою­зом — молодые держат в руках зажженные свечи... Своим пламенем они напоминают о любви в семье, о том, что и семейное счастье не долговечно, что и оно неожиданно угаснет, как эта зажженная свеча...

Когда человек в болезни обращается к Богу, собо­руется, помазывается святым елеем, рядом с ним пла­менеет свеча, как бы вознося к небу его молитву, хо­датайствуя за него.

Когда человек оказывается на смертном ложе, то у его изголовья ставят свечу, как символ его бессмер­тия, как свидетельство того, что душа его продолжает жить и вечно пламенеет пред Богом... Когда на мо­гилку придут родные, они тоже зажгут свечу в знак своей любви к умершему и памяти о нем.

И так всю жизнь, да и после смерти рядом с нами горит свеча, незаметная, маленькая. С какой верой мы в горе, в затруднении ставим перед иконами Спа­сителя, Матери Божией или угодников Божиих све­чи, с такой же милостью Отец Небесный утешает на­ши скорбные души, ниспосылая Свою помощь. Мы ставим свечку, а она будто говорит нам: я горю, и ты, потухшая душа, зажгись, зажгись, не бойся жизнен­ных бурь, зажгись, хотя и колеблет тебя ветер, но го­ри, свети и согревай.

Дорогие мои, мы, может быть, особенно счастли­вы, что стоим и молимся все вместе, что наши малые молитвенные вздохи сливаются в один общий вздох, устремляющийся вверх, как пламя свечи, которое достигает неба, престола Божия. Что не в силах осве­тить, согреть слабый свет нашей малой, одиночной молитвы, то может воспламенить, переплавить боль­шое пламя общей молитвы. Может быть, рядом с на­ми стоят неведомые нам молитвенники, великие пе­ред Богом духовные люди. Вместе с их молитвой и наша, слабая, холодная, молитва идет от земли к не­бу, к самому престолу Господа.

Мы должны быть тем более счастливы, что стоим и молимся на святом месте, согретом и освященном молитвенным подвигом Преподобного Сергия, вели­кого нашего аввы. Некогда на этом самом месте сто­ял малый деревянный храм, и освящала его даже не свеча, а простая лучина, но ярче светильников горе­ли сердца подвижников, ревнителей благочестия и спасения, собравшихся сюда, привлеченные сиянием Сергиевых добродетелей.

Теперь он и сам, как великая свеча, горит и не уга­сает, пламенея своей молитвой пред престолом Свя­той Троицы, и тем светом просвещает нашу жизнь, порой такую нелегкую и запутанную, согревает наши души, холодные, нерадивые, унылые...

Возлюбленные братия и сестры, почаще ставьте хотя бы маленькие восковые свечи. Они горят огнем большой несомненной веры, напоминая как бы две лепты бедной вдовы... Будем помнить, что церковная свеча — это наша жизнь. Церковная свеча — это наша любовь к Богу и ближним. Церковная свеча — это сила, помогающая нам в трудные минуты жизни и смерти. Аминь.

Источник: Архимандрит Тихон( Агриков).Жизнеописание, проповеди, письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. С. 260-264


STSL.Ru


24 Февраля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...