Надвратный храм Лавры в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693–1699 гг.)

Надвратный Иоанно-Предтеченский храм построен у восточной монастырской стены, где прежде, до перенесения в XVI в. стены далее к востоку, располагались Святые врата.


Изображение Надвратной церкви на фрагменте гравюры И. Ф. Зубова
«Преподобные Сергий и Никон Радонежские в молении Пресвятой Троице о своей обители», 1-я четв. XVIII в.

Xрам был возведен в 1693-1699 гг. из кирпича на месте разобранной надвратной церкви (1513 г.) во имя преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесен в только что отстроенную тогда церковь с Трапезной палатой.

Прежняя каменная Сергиевская церковь (1513 г.) была сооружена в тот период, когда крепостная стена была еще деревянной. После того как ограда была отстроена в камне, церковь преподобного Сергия, а вслед за ней и построенная на ее месте Предтеченская, оказалась внутри монастыря - потому как линия каменной стены была отнесена на восток от линии прежней деревянной на несколько метров. Над новым входом в обитель построили Красную башню.



Вид на Троицкий монастырь с восточной стороны.
На первом плане - Надвратная церковь во имя прп. Сергия с приделом Василия Парийского 

В грамоте Патриарха Адриана от 10 сентября 1693 г. указывалось, чтобы «верх бы на той церкви был против прочих церквей, а не шатровый и олтарь... круглой тройной».

Нижний ярус Предтеченского храма прорезан аркой проездных ворот. Именно эту, «особую», арку и было принято в обители именовать Святыми вратами.


Надвратная церковь. Фрагмент литографии 1883 г.

После освящения в честь преподобного Сергия Трапезной церкви, Надвратная церковь получила новое имя: церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Строилась она на деньги «именитого человека», купца и мецената Г. Д. Строганова (1656-1715).

Многие элементы декора церкви напоминают убранство Трапезной. Но акцент сделан на восьмигранные окна: вертикальные — в стенах храма и горизонтальные — в крытой галерее, его окружающей.

  
Надвратная церковь Рождества святого Иоанна Предтечи. Современный вид 

Постаментом церкви является массивный куб с высокой аркой для входа в монастырь, поднимающий ее на уровень крепостной стены. Небольшой по размерам храм (6,5 x 7,8 м) сильно вытянут по вертикали (высота до верхней части свода центрального барабана более 22 м), но галерея, окружающая его и слитая воедино с арочным основанием, придает гармонию его пропорциям.

«Четверик» храма высоко возносит центральный купол, поставленный на постамент и окруженный четырьмя другими куполами. Боковые купола были разобраны в 1806 г. — как тогда считали, «для лутшей соразмерности с небольшою величиною церкви» (Е. Е. Голубинский). В таком виде храм простоял более 160 лет. Увенчанный одной небольшой главой, он напоминал башенное сооружение и при взгляде с Красногорской площади почти сливался с Красной башней.

  
Фото 60-х гг. XX века


Дворик между Красной башней и Надвратной церковью.
 Некогда подобные дворики играли определенную роль в системе оборонительных укреплений.
Но с конца XVII в. они, утратив свое назначение, привносят живописность в планировку ансамбля.


Пятиглавие было восстановлено в 1974 г. во время реставрационных работ под руководством В. И. Балдина. Пять куполов, вырастающие из основного объема и составляющие компактную группу, вернули храму торжественность, соответствующую главному входу, вновь связали его композиционно с пятью главами соседнего Успенского собора.


Купола Надвратной церкви 

Золоченые главки имеют сложную, многогранную форму, типичную для стиля барокко. Выразительные и стройные барабаны опоясаны рядами колонн с пышными капителями. Их особенностью являются ложные окна, зрительно «облегчающие» завершение церкви. Трехчастные апсиды, упомянутые в грамоте Патриарха Адриана, первоначально находились в раскрытом пространстве галереи. В настоящее время галерея с восточной, южной и частично с северной стороны застеклена. В северо-восточном углу галереи сохранилась самая древняя в монастыре изразцовая печь XVII в.

Декоративное убранство Надвратной церкви имеет много общего с Трапезным храмом. Полуколонны коринфского ордера сгруппированы на углах, на стенах же и на барабанах под куполами они как бы «подвешены», полностью утратили опорную функцию. Тождественностью с Трапезной церковью характеризуются многопрофильные карнизы и огромные полуциркульные раковины-розетки.


Как и прочие архитектурные сооружения конца XVII в., стены Надвратной церкви, возможно, первоначально также были многоцветно расписаны «в шахмат», виноградными лозами на колоннах. Пожар 1746 г. уничтожил всю утварь и украшения храма. При восстановлении его внешний облик приобрел еще более нарядный вид. Кроме разноцветной покраски, капители колонн и раковины были покрыты червонным золотом, а купола получили модные рифленые очертания. Яркая и оригинальная постройка виднелась издалека и указывала на великолепие монастырского ансамбля.

  
Иконостас церкви в честь Рождества св. Иоанна Предтечи

Небольшое внутреннее пространство храма имеет прекрасное освещение за счет множества окон и двухъярусного светового центрального барабана. Его первоначальная отделка поражала современников великолепием. Стены, как и в Трапезном храме, покрывала ярко раскрашенная лепнина (не сохранилась).

  
Реставрация. Фото 2014 г.

Живопись поновлялась несколько раз, а в 1872 г. весь храм был отделан заново.

После открытия монастыря в 1946 г. в церкви на месте уничтоженного иконостаса XVIII в. в 1948 году установлен золоченый резной иконостас первой трети XIX в. в стиле ампир.

Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. В росписях стен преобладают сюжеты из жития святого Иоанна Предтечи и многочисленные изображения библейских пророков.

Богослужения в Предтеченском храме совершаются в дни памяти Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Исповедь в Иоанно-Предтеченском надвратном храме совершается по будням с 06:00 (1-я смена) и с 08:00 (2-я смена), в воскресные и праздничные дни - с 05:00 (1-я смена) и с 07:30 (2-я смена).


7 Июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...