Церковь Христова – неделимое тело

Церковь Христова – неделимое тело

Митрополит Питирим (Нечаев) [1]

Каждый день Церковь совершает празднование в честь тех или иных святых. И нам надлежит помнить об этом, чтобы уметь войти в среду молитвенных переживании и воспоминаний, которые объединяют Церковь и всех людей, когда-то живших и ныне живущих. Кто находится в храме, совершает службу или присутствует на ней, тот и слухом, и зрением приобщается к этому молитвенному воспоминанию. Кто делом своим житейским, или немощами, или какими-либо другими переживаниями отдален в этот день от церковной службы, тот может и должен призвать в своей молитве имена святых, поминаемых в сен день.

Я постоянно напоминаю вам о том, что Церковь Христова – неделимое Тело Господа, что каждый из нас и все мы незримыми узами связаны друг с другом. Святые, которых мы вспоминаем в церковный праздник, не отделены от нас, но рядом с нами в единой благодатной жизни – и здесь, на земле, и там, на небесах.

Вспомните, как мы молитвенно поминали преподобного Сергия Радонежского, который всегда предстоит пред Богом и зрит в Нем, как в зеркале, наши скорби: «...и в Нем, якоже в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения». И это действительно так, братья и сестры. Ибо Господь – то незримое солнце, которое освещает каждого человека; гот центр всей нашей жизни, духовной и телесной, с которым непосредственно связан каждый из нас. Каждый христианин в купели крещения посвящен Богу, связан навеки с Источником жизни, Господом Иисусом Христом. Я есмь лоза, а вы ветви; к то пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего, – говорит Сам Господь. – Кто нe пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15, 5-6). Мы знаем, что единый ток жизни идет от корня к ветвям, питает их, дает им развитие, и цвет, и плод. А засохшая ветвь уже не может принять живительных токов, не может принести плода: ее срубают и бросают... Как впоследствии сказал апостол Павел, все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны (1 Кор. 12, 13-21). Когда болит один член, с ним страждет всё тело, а если испытывает благодеяние один, с ним радуются все. Вот всё это и дает образ нашей церковной жизни. Все мы должны помнить, чем живет Святая Церковь. А она живет ежедневно воспоминанием священных событий.

Мы посвящаем первый день в каждой седмице Господу Богу. Древние христиане называли его «день Господень», а мы – воскресеньем.

Следующий за ним день, понедельник, посвящен святым Ангелам, бесплотным хранителям нашим, слугам Божиим. И потому в этот день мы предстаем с особым ответом пред своим Ангелом хранителем, который дает за нас ответ Богу, ходатайствует о нуждах наших, скорбит о падениях наших и радуется нашей радости.

Вторник Церковь посвящает святому пророку Иоанну Крестителю. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11; Лк. 7, 28), – сказал Господь. Действительно, проповедуя на земле покаяние, он стал первым исповедником веры в Господа Иисуса Христа. За Христа, за правду, за истину своих первых проповедей отдал мученически жизнь. Будучи усечен мечом в темнице, Иоанн Креститель и поныне ходатайствует пред Богом о покаянии всех живущих на земле, чтобы пришли все в жизнь вечную, очищенные от грехов уже в этой жизни. И потому на иконе мы видим Иоанна Предтечу, который предстоит Престолу Божию в молитвенном усердии, в ходатайстве о помиловании всего грешного мира.

В среду вспоминаем предание Господа на Крестные страдания. И этот день посвящаем воспоминаниям Креста Господня, подвигу крестоношения. Вспоминаем в этот день, что и мы, христиане, назвавшись так, идем за Христом Спасителем, каждый со своим крестом – крестом терпения, крестом жизненного подвига, который многообразен и у каждого свой; каким бы тяжелым он нам ни казался, он каждому по плечу. В этой связи вспоминается мне одно старинное предание. Некий благочестивый человек скорбел пред Богом и роптал на то, что жизнь у него тяжела. Предстоя на молитве, он увидел вдруг в видении множество крестов, сложенных на поле. И голос Божий сказал: «Возьми тот, который тебе больше нравится». Человек этот взял крест поменьше, но оказался он для него слишком тяжел. Взял он другой крест, а тот оказался еще тяжелее. И так, перебрав несколько крестов, он вновь взял свой крест и ощутил, что этот крест легче нести и держать на плечах, чем всякий иной. Каждому человеку Господь дает крест по силам, именно тот, который мы можем выдержать даже в немощи и не забыть правды Божией. Одним дается терпение телесных болезней, другим – преодоление душевных слабостей, и это не меньшее испытание. Крест слагается из многих таких испытаний, но на все один ответ – терпение. Итак, среда – память крестоношения, память нашего подвига терпения. И мы молимся в этот день Господу, чтобы дал нам твердое, неукоснительное крестоношенне – идти путем Христовым.

Четверг посвящен памяти святых апостолов – тех учеников Господа, которые были свидетелями Его земной жизни. Они проповедовали Евангелие и оставили нам послания, из которых черпаем мы духовные знания. Господь назвал их Своими детьми и сказал: вы пребыли со Мною в напастях Моих, и Я завещаю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк. 22, 28-29). Кроме двенадцати, есть и другие апостолы, которые стали проповедниками Евангелия, не будучи свидетелями земной жизни Спасителя. Это апостол Павел и множество других. Всем им, апостолам Христовым, посвящен этот день. Нам же в этот день, вспоминая святых апостолов, надлежит задавать себе вопрос: «А мы можем ли назвать себя учениками Христовыми? Можем ли мы считать себя исповедниками веры Христовой? Несем ли мы в своей любви, в своем деле правду Божию? Достойны ли предстать рядом со святыми учениками?» Этому посвящен четверг.

В этот день Церковь вспоминает еще одного великого и верного последователя Христова – святителя Николая Чудотворца. Он не был апостолом, не был очевидцем земного подвига Господа, но Святая Церковь восславила его в один день с апостолами. Почему же так? Почему епископ Мир Ликийских удостоился такой великой чести? Вспомним, как Господь сказал: кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот если великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19). Святитель Николай не только слышал Евангелие Христово, не только принял его, но он и творил то, чему учил Христос, и этому же научил людей. Он был добр и милостив. Он был строг и горяч в вере. И потому во все времена, во всех странах знают святителя Николая как «скорого помощника и преславного чудотворца». И в нашем храме мы имеем его престол и считаемся его духовными чадами. И это не только радует нас, но и возлагает на нас ответственность пред ним, нашим покровителем и молитвенником. А годимся ли мы быть его последователями? Так ли мы храним веру православную? И так ли мы отзывчивы и добры в нашей жизни, как был святитель Христов Николай? Мы обращаемся к нему за помощью, а сами сделали ли хоть одно доброе дело, чтобы быть хоть в чем-нибудь подобными ему?

Пятница. В этот день Господь отдал дух Свой на Кресте (см.: Ин 19, 30-31). И мы вновь вспоминаем животворящий Крест Христов, подвиг Христа ради нашего спасения. Как в среду, так и в пятницу храним пост душевный и телесный, воздержанием проверяем себя: христианин ли я или только по имени дерзаю называть себя так?

И вот последний день седмицы – суббота. В этот день Святая Церковь отдает честь и память Преблагословенной Владычице нашей Богородице и всему лику святых, которые когда-либо жили на земле и угодили Богу своей святой жизнью. В этот день вся служба посвящена предшествующим нам в подвиге святом исповедникам православной веры. Но не только тем, кто был свят, подобно Матери Божией. В тот же день совершается память усопших, отшедших в жизнь иную. Есть несколько субботних дней, когда Святая Церковь сугубо молится за усопших. Даже тогда, когда по Уставу не предписано больших церковных служб, совершается в субботу заупокойное поминовение и в храмах, и в домашней молитве, ибо суббота – день усопших, день упокоения. В субботу мы с особой силой молитвенного поминовения сопереживаем наше духовное единение с теми, кто жил до нас: с родителями, сродниками, со всеми, от века скончавшимися, со множеством воинов, отдавших жизнь свою на поле брани за Отечество. О всех от века скончавшихся братьях и сестрах наших в надежде на соединение в жизни вечной мы совершаем в субботу наше молитвенное воздаяние. И в этот день мы вновь проверяем себя: а так ли мы годны встать в ряд святых? И вновь после этого входим в радость воскресного дня.

И так день за днем, седмица за седмицей под осенением благодати Божией, в единстве со всеми святыми мы проходим нашу христианскую жизнь. Вот почему в храмах наших всегда на видном месте расположен церковный календарь с месяцесловом святых. И заранее, ведомо для всех объявляется служба в их память.

Есть еще так называемые родительские субботы. Одна из них – Дмитровская суббота. Она была установлена, как вы знаете, по великому, значительному событию. В сентябре, в праздник Рождества Богородицы в 1380 году, была великая битва на Куликовом поле, когда впервые русские одержали большую, кровавую, стоящую многих жертв победу над своими поработителями – монголами. Хотя потом было еще много грабежей, пожаров и крови, но в этот день русские обрели силу, уверенность в себе и в помощи Божией. И вот князь Димитрий, праздновавший день Ангела своего, Димитрия Солунского, установил в этот же день своего небесного покровителя, даровавшего ему победу, поминать всех товарищей своих, воинов, павших в бою. С тех пор прошли столетия, но в этот день храмы наши бывают полны, а мы продолжаем в эту величественную субботу особенно поминать наших воинов и всех, кто отдал жизнь свои: за Отечество наше. И я также призываю приносить свою молитву об усопших православных русских людях.

Церковь неустанно призывает всех нас, братья и сестры, чаще молиться, потому что как бы не была горяча и благодарна уединенная молитва, и Церкви она приобретает силу, потому что в Церкви вместе с нами близкие, рядом с нами стоящие люди, и Господь присутствует среди нас. Аминь.


Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С.


ПРИМЕЧАНИЕ:

[1] Здесь приводится одна из бесед митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003), проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Беседы совершались после воскресного вечернего богослужения с пением акафиста пред святыней храма – чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших».


24 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...