Царю Небесный

Царю Небесный

Проповедь архимандрита Георгия (Тертышникова, †1998) 

Братие и сестры!

Господь наш Иисус Христос, оставляя мир, дал Своим апостолам обетование: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам... Духа Святаго, Егоже послет Отец во имя Мое (Ин. 14:16, 26). Обещание Спасителя исполнилось. Через десять дней по Вознесении Господнем в иудейский праздник Пятидесятницы Святой Дух сошел на апостолов в виде огненных языков, и они стали говорить на разных наречиях. Святой Дух исполнил их Божественною силою, укрепил их веру в Святую Троицу, воодушевил на подвиг страдания за Христа и просветил светом богопознания. Исполненные Святого Духа, апостолы пронесли учение Христово по отдаленным странам мира и своими подвигами утвердили Церковь Христову.

«Мы должны взирать на сошествие Святаго Духа, – пишет митрополит Московский Филарет, – не только как на чудо, прославляющее Апостольскую Цер­ковь, но как на событие, существенно сопряженное с делом нашего спасения. Настоящее торжество не есть простое воспоминание прошедшего, но продолжение апостольского приготовления к принятию Святаго Духа, непрестан­но дышащего идеже хощет (Ин. 3:8)». В день Пятидесятницы Святой Дух явился в мир видимым образом и ощутительно для душ человеческих. 

Не только апостолы, но и все последователи Христа призваны быть храмами Духа Святого. Не весте ли, – учит апостол Павел, – яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16). Присутствие Святого Духа является отличительным признаком истинных христиан. Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Егов (Рим. 8:9), – пишет апостол Павел. «Истинная цель на­шей жизни христианской, – учил преподобный Серафим Саровский, – есть стяжа­ние Святаго Духа».


Сошествие Святого Духа на апостолов

Первое действие благодати Всесвятого Духа есть оживление души. Пока грех царствует в нас, душа наша мертва для Бога и для жизни по Богу. Как от холода зимнего замирает жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предается греху и рабствует ему. В посеянном семени есть росток жиз­ни, и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь. Но если Господь не пошлет живительной весны, то они не созиждутся и не обновится лице зем­ли (ср.: Пс. 103:30). Так не оживет и дух человека, если не коснется его огнь Духа Божия и не согреет его Божественною теплотою Своею, не спасет его от угнетающей и обуревающей стихии греха и страстей. Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается, светлеется Тройческим единством священнотайне. Первым свидетельством того, что дух человеческий ожил, служит появление у человека потребности в покаянии. Ведь и Спаситель начал Свое служение про­поведью покаяния, и первое слово апостолов по принятии ими Святого Духа было призывом к покаянию.

Но оживление души, свидетельствуемое ревностью о спасении, есть только на­чало духовной жизни. Покаяние отверзает дверь дальнейшим действиям Духа Божия. Дух человеческий ожил, но и грех со страстями и похотями еще не умер. Начинается невидимая брань с грехом и злой силой, и помощь в ней подает молитва: Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и Сердце чисто созижди... и дух прав обнови (Пс. 50:12). Христианин, укрепляемый благодатию Святого Духа, борется с грехом всю жизнь. И если не ослабеет вера и рев­ность его о спасении, то наступает момент в духовной жизни, когда Дух Святой преобразует душу в жилище Божие. Очищенная Святым Духом, душа светлеется Тройческим единством – не явлением только богоподобных свойств, но и живым соединением Бога с духом человека. Очистительными действиями Духа Божия душа преобразуется в Церковь Бога жива (1 Кор. 6:16). Так христианин до­стигает цели своего подвига, ибо цель христианского подвига – Богообщение и теснейшее единение с Богом. О сем разумеем, – учит апостол Иоанн, – яко пре­бывает в нас от Духа, Егоже дал есть нам (1 Ин. 3:24).

Откликнемся же на зов Божий, выраженный словами апостола Павла: Созидайтеся в жилище Божие Духом (Еф. 2:22), и будем чаще призывать на помощь Духа Святого: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Аминь.

 

Источник: архимандрит Георгий (Троице-Сергиева Лавра). Царю Небесный // Журнал Московской Патриархии. – 1992. – № 6. – С. 2.


Источник: STSL.Ru
18 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...