«Ищите прежде Царствия Божия…»

«Ищите прежде Царствия Божия…»
Митрополит Николай (Ярушевич)


Ищите прежде Царствия Божия и правды Его,
и это все приложится вам.      


Мф. 6, 33

В природе бывают дни светлые, солнечные, теплые; бывают и дни ненастья, с дождем, холодом и ветром. И в жизни человека дни благополучия, здоровья, радости чередуются с днями скорбей, болезней несчастья.

И в радости, и в скорби одинаково легко человеку забыть, что без воли Божией ни один волос не падает с нашей головы. Человек так бывает охвачен радостью или сознанием своего здоровья, силы, благополучия, что нередко в его сердце не остается и места для того, чтобы поблагодарить Того, Кто является источником всякой радости. В скорби же человек нередко предается унынию, тоске, даже отчаянию и опять далеко не всегда в таком состоянии может напомнить себе что о его скорбях знает Господь.

А Господь требует от нас, чтобы мы и в радости, и в скорби, во всех обстоятельствах нашей жизни всегда помнили о Нем, всегда имели своей первой заботой, первой мыслью, первым стремлением воли исполнить Его заповедь: «Ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Господь хочет, чтобы при всяком положении и состоянии мы искали Его, приближались к Нему своей душой, ощущали Его отеческую руку на себе и духовно росли для Царства Небесного.

Почему мы прежде всего должны искать Царствия Божия? Прежде всего потому, что нет ничего выше, ничего дороже, ничего священнее Царствия Божия. Если человек приобрел в сердце своем Царствие Божие, если он живет со Христом в сердце, то, хотя бы он не имел никаких земных благ, он все имеет; если он не нашел Царствия Божия, то, хотя бы он имел бесчисленные блага мира, он ничего не имеет.


Фрагмент фрески Вознесения Господня.
Свод церкви преподобного Сергия (Трапезного храма) Троице-Сергиевой Лавры


И разве каждый из нас не знает, как непрочны блага этого мира? Это легко увядающие цветы; это — облака, которые проносятся по небу, и от них не остается следа; это — пар, подымающийся к небу и тающий в воздухе. Все блага этого мира — и богатство, и слава, и здоровье, и земное благополучие — рвутся как паутина: сейчас ты их имеешь, а к вечеру ты можешь лишиться всего. А Царствие Божие, которое верующий человек имеет в своём сердце, при помощи благодати Духа Святаго может остаться в нем навсегда, и никто и ничто, кроме нераскаянного греха, не может отнять у верующего человека этого счастья.

Да и сами по себе разве могут удовлетворить наше сердце блага мира сего? Ведь они ограничены, а сердце наше есть бездна, которую никогда ничем земным заполнить нельзя. Поэтому и при обилии всего земного, и при славе, и при могуществе в сердце может быть пусто.

За тысячу лет до Рождества Христова во всем тогдашнем мире славился своим богатством премудрый Иудейский царь Соломон. Сколько разговоров во всем мире было о его богатстве! И вот. что он сам говорит о себе в одной из священных книг Библии: «Я собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и разные музыкальные орудия. И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме. Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия. И оглянулся я на все дела мои... и вот, все — суета и томление духа» (Еккл. 2, 8—11).

Таково царство земное, слава земная, богатство земное. Но не таково Царствие Божие. Оно радует, успокаивает и всецело наполняет душу. Люди со Христом в сердце богаты и без богатства, славны и без славы, радостны и среди скорбей. Вы помните, что сказал св. апостол Павел: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2 Кор. 6, 10); или в другой раз он сказал: «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Филипп. 3, 8).

Спаситель велит нам искать Царствия Божия прежде всего. Если мы будем искать прежде всего благ земных и временных, то они, эти блага, незаметно для нас будут поглощать всю нашу душу и тело, наш ум и волю, наше время и труды. Они опутают нашу голову и наше сердце, и некогда будет и вспомнить о Царствии Божием, потому что такая привязанность к земным благам обратится в привычку, а от привычек так трудно человеку отставать. Вот поэтому Спаситель сказал однажды: «Трудно богатому войти в Царствие Небесное» (Мф. 19, 23). Трудно потому, что он начал свою жизнь не с искания Царствия Божия, а с искания земных благ, у него уже нет порывов к Небу. Кто же по заповеди Христовой ищет прежде всего Царствия Божия, тому легче найти его: и ум его, еще чистый, не омраченный излишними заботами о временных благах, и сердце его, не пристрастившееся ни к чему земному, — это лучшая нива, на которой могут произрастать плоды Царствия Божия. Поэтому слово Божие ублажает тех людей, которые прежде всего, даже с самой юности, начинают искать Царствия Божия. В слове Божием сказано: «Благо человеку, когда он несет иго (Господне) в юности своей» (Плач Иерем. 3, 27).

Заповедуя нам искать прежде всего Царствия Божия, Спаситель добавляет: «И это все, то-есть потребности земной жизни, приложится вам». Господь не оставляет своих верных детей без Своей Божественной помощи и, если посылает и им испытания, то дает и силы эти испытания перенести. Пророк Давид говорит в одном из своих псалмов: «Как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102, 11). За каждой всенощной вы слышите и другие слова псалмопевца Давида: «Взыскающие (ищущие) Господа не лишатся всякого блага» (Пс. 33, 11). Самым высшим благом для ищущего Царствия Божия будет постоянное ощущение близости Божией, постоянное ношение Христа в своем сердце.

Когда Господь завещает нам «искать Царствия Божия», Он ждет от нас, православных Своих детей, что мы будем искать не чего-либо нового для себя, а лишь того, что мы имели и потеряли! Да, все мы, «во Христа крестившиеся» в своем младенчестве и «во Христа облекшиеся», были чистыми храмами Духа Божьего в дни нашего невинного детства, когда мы сами были такими же детками, каких я вижу сейчас у ног своих, стоя на священном амвоне. Верующие родители приносили нас в храм Божий, Святая Церковь питала нас Божественною Кровию Христовой и «Царствие Божие» обитало «внутри нас». «Если не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Мф. 18, 3), — говорил Спаситель. Из жизни преп. Серафима Саровского мы знаем, что когда он встречал у себя детей, то с восторгом брал их на руки и, целуя их, говорил: «ангелочки вы мои дорогие, чистые сосуды благодати Божией!»

И, научившись грешить, мы потеряли в себе это Царствие Божие, это пребывание в нас Духа Божия, испачкали грехами и изорвали страстями ту белоснежную внутреннюю одежду, в которой каждый из нас выходил из купели крещения и имел ее неповрежденной, пока был невинным дидятей! Теперь надо искать Царствия Божия, чтобы вновь «праведность, мир и радость во Святом Духе» (Римл. 14, 17), эти свойства Царствия Божия, как учит о нем св. апостол Павел, стали достоянием нашего сердца!

Вы слышите, как сказал Господь: «Ищите Царствия Божия». Он не сказал: «возьмите его», или «войдите в ограду его», но именно: «ищите». Значит нужно человеку прилагать свой труд к тому, чтобы Царствие Божие найти.

Если человек потеряет какую-либо дорогую для себя вещь, что он предпринимает? Он ищет ее целыми днями, не перестает думать о ней ночью, не жалеет никаких своих сил, пока её не найдет. Нужно искать и Царствия Божия так, как человек ищет потерянную драгоценность, как человек голодный ищет себе хлеба, как мать ищет свое потерянное дитя, пока не прижмет его к своей груди, — искать день и ночь, просить других помочь в этих поисках, напрягать в этих поисках все силы своей души. В другой раз Спаситель сказал об этом: «Царствие Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12).

Сектанты нашего времени — евангелисты и баптисты, оторвавшиеся в своем учении от священных заветов Евангелия и святых апостолов, забыли об этой заповеди Христовой. Они учат своих последователей и завлекают к себе слабые православные души ложным, как и вся их вера, учением: уверуй в Господа, и ты уже спасен. Берегитесь этих обольстительных сетей, православные люди! Вы знаете хорошо, что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11, 6). Но вы знаете и другое, о чем мы сейчас говорим, о том, что Царствие Божие приобретается трудом человека. И это понятно. Ведь каждый из нас рождается с наклонностью ко греху, каждый из нас ежеминутно окружен искушениями и каждый из нас по своей немощи впадает в грехи. Апостол Павел говорит, что в нем живет как бы два человека: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон..., делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Римл. 8, 22—23). «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Римл. 7, 19).

Всю свою жизнь христианин и должен поборать в себе этого второго греховного человека, поборать в себе и наклонность ко греху, с которой мы рождаемся, и те грехи, какие по нашему нерадению или слабости нашей овладевают нашим сердцем. Эта духовная борьба неизбежна в жизни христианина и, ведя ее, он духовно растет; ему помогает вера и благодать Божия. Побеждая в себе греховное начало, выкорчевывая из своего сердца страсти и пороки, мы одновременно с этим приобретаем те свойства, которыми украшается христианская душа и приобрести которые мы должны как дети своего Небесного Отца: смирение, чистоту, любовь, терпение.

Таким путем шли все истинные христиане до нас с вами, таким путем должны идти и мы. В этом и состоит искание Царствия Божия и правды его: освобождаясь от греха, подыматься по ступеням добродетелей к сияющей синеве вечного неба Царства Христова. Святые, носители Царствия Божия в своем сердце, разнообразными подвигами достигали святости: мученики — отдавая свою жизнь за Христа, преподобные, пустынники и подвижники —спасаясь в дремучих лесах и на скалах, Христа ради юродивые — одевая на себя личину безумия, апостолы и учителя Церкви — пламенно и самоотверженно проповедуя слово Божие. И у всех у них общее то, что прежде всего они искали Царствия Божия. Разнообразными путями они шли к одной цели: соединиться со Христом навеки.

О, если бы мы поняли всем сердцем, что нет и не может быть большего счастья на земле, чем быть верующим человеком и жить со Христом! Мы бы стремились к этому счастью день и ночь, искание Царствия Божия сделалось бы для нас воистину первой думой среди всех дум, первой заботой среди всех забот и первым желанием для нашего сердца.

Так пусть и будет! Наша Святая Церковь неумолчно за каждым своим богослужением проповедует нам об этом счастье и зовет нас его искать. Пусть этот зов Христов и Святой Церкви не останется без отклика ни у кого из нас в сердце, и тогда уделом нашим будет счастье жизни со Христом на земле и блаженство общения с Ним в Царствии Небесном.

Митрополит Николай (Ярушевич)  


Источник: Журнал Московской Патриархии, № 9, сентябрь 1947 г.



8 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Вместо Академии – курсы
Вместо Академии – курсы
В начале апреля 1919 года новая советская власть распустила Московскую духовную академию. В ее стенах разместились электротехнические курсы. Покровский храм был закрыт и опечатан, а его причт переведен в Пятницкую церковь.
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии

4 апреля (н. ст.) 1797 года Павел I Петрович издал указ об учреждении больницы при Троицкой семинарии и пожертвовал на ее содержание 2000 руб. Он также выделил 2100 руб. семинаристам.

Кощунственный приказ
Кощунственный приказ

Несмотря на просьбу Патриарха Тихона, 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей преподобного Сергия.

Дар преподобного
Дар преподобного

4 апреля 1479 года в Троицкой обители был крещен сын Иоанна III и Софьи Палеолог – княжич Василий Иоаннович, «чудесно дарованный родителям преподобным Сергием».

Почему посад, а не город?
Почему посад, а не город?

Во-первых, из-за того, что его население должны были составлять только купцы и ремесленники, и, во-вторых, потому что он не получил подчинённой ему в административном отношении сельской территории.