Троицкий синодик. Игумен Виссарион (Великий-Остапенко)


Игумен Виссарион (в миру – Василий Евстафьевич Великий-Остапенко) родился 19 марта 1924 г. в селе Сенча Полтавской области Украины. Во время Великой Отечественной войны вместе с родными был пленен фашистами. С 1942 г. прошел суровую школу концлагерей на железно-рудной шахте в Германии, где серьезно подорвал свое здоровье. В 1945 г. освобожден из плена.

По возвращении в Россию Василий Евстафьевич поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. 10 апреля 1957 г. в Сергиевском Трапезном храме Лавры пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Виссариона Великого. Став монахом и начав невидимую духовную брань, постриженик старался отсекать малейшие поводы к соблазну. Он даже отбросил для обыденного употребления первую часть своей фамилии, показавшуюся ему слишком горделивой. Некоторое время инок нес послушание иподиакона Святейшего Патриарха Алексия I, жил в патриаршей резиденции в Переделкино. Позднее рукоположен во иеродиакона, а затем – в сан иеромонаха.

В 1970-1973 гг. батюшка проходил послушание в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Был возведен в сан игумена. В 2014 г. во внимание к усердным многолетним трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 90-летием со дня рождения Святейшим Патриархом Кириллом награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

12 марта 2015 г. отец Виссарион преставился ко Господу, спустя два дня в лаврской церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери состоялось отпевание почившего насельника. Его погребли на монастырском кладбище в Деулино, за часовней над могилой игумена Бориса (Храмцова).

Пройдя нелегкий жизненный путь и обретя неоценимый подвижнический опыт, игумен Виссарион (Великий-Остапенко) стал авторитетным духовным руководителем для многих верующих. К нему постоянно обращались за утешением и наставлением. Как по компасу в бушующем море сверяли свою жизнь с наставлениями батюшки и получали благословение на дальнейший путь. Кого-то он утешал, ободрял, кого-то строго предостерегал от греховной погибели, всех приходящих к нему согревал добротой и любовью, за всех молился. Среди духовно окормлявшихся у приснопоминаемого игумена наряду с простыми мирянами были также известные пастыри, общественные и церковные деятели современности.

Советы мудрого старца и после его ухода в мир иной продолжают служить людям в России и за рубежом. Публикуются воспоминания о нем. В последние годы отец Виссарион часто пел по-гречески слова из псалма, которым начинается полиелей на праздничной утрене: «Испове́дайтеся Го́сподеви...» (Пс. 135:1). Этими словами он прикровенно напоминал о главном делании монаха, да и всякого спасающегося: непрестанно исповедайте грехи свои Господу, постоянно пребывайте в сокрушении и плаче. Эти же слова вынесены и в название брошюры о батюшке, вышедшей одной из последних. В ней собраны молитвенные воздыхания, поучения и краткие беседы отца Виссариона, расшифрованные с аудиозаписей, сделанных духовными чадами во время диалогов со старцем в последние годы его жизни.

Игумен Виссарион был преемником святоотеческой традиции самоукорения и духовного плача. Живя в Лавре и находясь среди народа, он вместе с тем не оставлял своей внутренней клети, непрестанно в сердце предстоя Богу в чувстве сокрушения, напаяясь живительной влагой божественной благодати. Его душа излучала свет, привлекающий богоискателей. «Мой долг, – говорил подвижник, – стараться, чтобы любовь ко Господу, Спасителю нашему, не терялась, а умножалась, увеличивалась».

В своих наставлениях лаврский старец предстает опытным подвижником в духе древних преподобных отцов, добрым и милостивым евангельским пастырем, полагающем душу свою за овцы своя. Основа этой святоотеческой аскетики – божественная любовь – вершина совершенства, чаемый дар Христа человечеству и каждому спасающемуся. Путь к ней – путь покаяния, слез, самоукорения, непрестанно возносимой к Господу молитвы, самозабвения в служении любви.

Батюшка обладал поэтическим даром, в изобилии писал стихи, некоторые из которых были положены на музыку. Поэзия игумена Виссариона обладает особой притягательностью. Она по-монашески аскетична и проста, но одновременно и педагогична, проникнута святоотеческой мудростью. Это глубоко личная беседа человека с Богом, исполненная внутреннего сокрушения пред Создателем и доверия Его всеблагому спасительному Промыслу.

Неоднократно воспел монах-поэт в бесхитростных стихотворениях родную Лавру преподобного Сергия, которую с молодости и до преклонных лет горячо любил всей душой и где нашел последний и верный приют. Весьма часто батюшка писал посвящения к юбилейным датам лаврской братии. Его лаконичные и быстро запоминающиеся поэтические творения обрели широкую популярность в православной среде и неоднократно переиздавались.

Вспоминает В. Мартьянов: «Я сидел в келье игумена Виссариона и удивлялся скромности убранства монашеского жилища. Кровать, табурет и иконы. Иконы, от которых веяло намоленностью и которые источали особый аромат, не сравнимый ни с чем. Отец Виссарион говорил неспешно, взвешивая каждое слово и его слабый голос крепчал, когда речь шла о доброте, о помощи людской друг другу. О себе он молчал, хотя я знал от других о том, как батюшка, принимая дары от состоятельных людей, тут же их передаривал несчастным и обездоленным. А его советы? Краткие, как выстрел, немногословные, но глубокие по смыслу. Отец Виссарион, на мой взгляд, ставил в этой жизни перед собой тяжелейшую задачу – уберечь своих чад от духовной пропасти. Стихами, словом, поступком осветить ту единственную тропинку меж скал грехопадений, ведущую от тьмы к свету. Всем любвеобильным сердцем старался он помочь заблудшим по-настоящему глубоко уверовать в то, что в этом раздираемом противоречиями и соблазнами мире с Богом мы не одиноки.

Когда мы с ним говорили о поэзии, он признавался мне, что счастлив. Счастлив жизнью с Богом в душе! Да это и по его стихам видно. Еще посчастливилось ему завести друзей по всему свету, которые всякий раз душевно поздравляли отца Виссариона с именинами. Довелось батюшке духовно укрепиться на Афоне. Там, в монастыре среди крутых скал, он нес свое послушание. И вот, уже совсем немощный, в сопровождении братьев-монахов, направляет свои стопы в Успенский собор Лавры. Соберется, бывало, с силами – и на молитву! Так и жил. Сама его жизнь была высокой поэзией духа. "Многогрешный раб Божий Виссарион" – такую скромную надпись на обложке последнего сборника своих стихов сделал батюшка, даря мне эту книгу. Ох, как нам не будет доставать взвешенного и твердого слова нашего дорогого учителя и пастыря...»


Приводим список опубликованных трудов батюшки:

  • Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Храните православие: стихи. – СТСЛ, 1996.

  • Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Призыв к покаянию: стихи. – СТСЛ, 2005.

  • Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Лавра святая, родная: стихи разных лет. – СТСЛ, 2008.

  • Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Памятка: дух.-муз. композиция. – СТСЛ, 2008.

  • Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Воззвание к душе. – СТСЛ, 2017.

  • Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Εξομολογείσθε τω Κυρίω / Исповедайтеся Господеви: духовные беседы. – СП, 2018.


12 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.