Троицкий синодик. День памяти архимандрита Наума (Байбородина, † 2017)​

Троицкий синодик. День памяти архимандрита Наума (Байбородина, † 2017)​

13 октября – день памяти постриженника и многолетнего насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Наума (Байбородина, † 2017), известного по всей России старца и духовника. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги прот. Михаила Малеева «Старцы XX столетия. Подвижники веры и благочестия», изданной еще при жизни о. Наума.

«Люди, которым хоть раз посчастливилось встретиться со старцем, замечали, что порою после встречи трудно вспомнить какую-то мысль или слово его назидания, но и при этом всегда от общения с ним приходит в душу внутренняя ясность, становится яснее, как надо жить. Мало того, при этом в глубине души рождается спокойная решимость и обретаются духовные силы жить именно так и в том духе кротости, любви и терпения, каким повеяло в душе от общения со старцем. А это уже не только духовное руководство, а таинство, которым Бог наделил своих избранников.

Ярким примером такого именно духовного отца для приходящих к нему был на протяжении уходящего века архим. Наум (Байбородин), член Духовного Совета Троице-Сергиевой Лавры, один из известных и почитаемых духовников Церкви. Господь подает ему силы для духовного окормления своих чад. Старец принимает в Лавре с 06.30 до часу дня. Со стороны бокового, не туристического, входа для него построен специальный деревянный домик. Однако, войти в него просто так не получится. Кто приходит со смирением и верой, что Бог молитвами и советами старца поможет им в делах, тех принимают быстрее и говорят полезное для них. А кто без страха Божия и без веры приходит, а просто, ради любопытства или празднословия, тех совсем не принимают. Таким о. Наум говорит: "Я ничего не знаю, я грешный и больной человек, как и все. Что я, прозорливый какой что ли?" Однажды среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: "Вот этих людей нельзя трогать – они по гордости не вынесут ни замечания, ни выговора. А других по их смирению можно".

Много положил трудов о. Наум на воспитание паствы. Говорят, что добрая половина его духовных чад живет высокодуховной жизнью, как бы войдя в негласный монастырь в миру. С помощью своих духовных детей архим. Наум опекает обширную сеть общин и монастырей, которые считают старца своим духовником. Батюшка регулярно выезжает в некоторые епархии. Он благословляет съездить пожить и потрудиться во многие монастыри России ради их восстановления. Так, например, на родине о. Наума, в дер. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской епархии возникла целая монашеская община. Сюда старец часто отправлял множество обездоленных ребят, потерявших себя в жестоком мире. Неоднократно помогал о. Наум монастырю, организуя для строительства посылку стройматериалов и других необходимых вещей.

Под руководством о. Наума в тихой и мирной пристани для немощных душ человеческих возрастают духовно его ученики, впитывая любовь, мудрость и смирение своего духовного наставника. Около келии, где принимает о. Наум, всегда толпится народ. Иногда старец пробирает одного кого-нибудь при всех, чтобы вразумить тех, которым нельзя по духовной немощи сказать о проступках и недостатках прямо. Таких он сам не укоряет и не обличает и другим не велит, но ждет, терпит и молится, пока человек сам не осознает свой грех и не обратится к покаянию.


При общении с батюшкой наглядно ясно становится без лишних слов: душа живет вечно, со смертью наша жизнь не кончается, душа не есть что-то неясное, а это весь человек, истинный, внутренний. Все, кто слушает о. Наума, обычно удивляются простоте и понятности того, о чем он обычно назидает, а говорит он о сложном простым, доступным языком как о чем-то обычном, всем давно известном.

Вокруг батюшки обычно кипит огромная хозяйственная деятельность. Но в то же время он большой духовный труженик. Собирает людей, знакомит, дает им задания, вяжет незримые благодатные узелки. Более сильных духом смиряет при всех, избавляя их от тщеславия и гордости духовной. Те, кто понимает это, радуются такой чистке и тут же просят прощения и молитв об исправлении. Бывают случаи, когда батюшка заставляет старших просить прощения у младших, обиженных смиряет, а обидчиков защищает. В этом скрывается духовная мудрость и прозорливость. Опытные в духовном делании понимали это и не обижались. "К каждому нужен свой подход. Что одному можно сказать на пользу, то другому может быть во вред". Часто говорил: "Терпите друг друга немощи и недостатки – в этом спасение". Часто на вопрос «как жить?» отвечал словами Оптинского старца Амвросия: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать – и всем мое почтение".

Дело спасения есть искусство искусств и наука наук – как же можно обойтись тут без учителя? Само установление старческого окормления имеет основание и пример Христа Спасителя, Который первый Своею земною жизнью так ясно доказал необходимость послушания. На это указывает и ап. Павел, говоря, что "Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти" (Фил. 2, 8). Следовательно, тот, кто свою волю подчиняет воле духовного наставника, подражает Христу».

Источник: Малеев М., прот. Старцы XX столетия. Подвижники веры и благочестия. Рассказы и биогр. справки. – М.: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2005.

Историческая справка

Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 г., в праздник свт. Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской обл. в семье крестьян Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села. Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. В связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу.

В октябре 1944 г. Байбородин был призван в ряды Советской Армии. Проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях № 49722 (г. Калининград) и № 53972 (г. Шяуляй), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 г. демобилизовался в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, он закончил прерванное обучение, обучаясь в 1952–1953 гг. в вечерней средней школе № 26 ст. Пишпек (г. Фрунзе) Туркестано-Сибирской железной дороги Киргизской ССР, и в том же году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета (сейчас – КГТУ им. И. Раззакова).

В 1957 г. поступил в МДС. 14 октября того же года Николай Александрович был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру. 14 августа 1958 г. в Троицком соборе Лавры наместник архим. Пимен (Хмелевский) совершил постриг посл. Николая в монашество с именем Наум в честь прп. Наума Троицкого, ученика прп. Сергия (память – 19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года в Сергиевской церкви Лавры (Трапезном храме) митр. Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) мон. Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. 8 октября 1959 г. в Успенском соборе Лавры митр. Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иерод. Наума в сан иеромонаха. В 1960 г. о. Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 г. ректором МДАиС архиеп. Дмитровским Филаретом иером. Наум был возведен во игумены, а в 1979 г. – в сан архимандрита.

Отец Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии.



13 Октября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.