Троицкий синодик. Архимандрит Леонид (Кавелин)

    Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) происходил из старинного дворянского рода, давшего несколько выдающихся деятелей, в том числе известного писателя и публициста К.Д. Кавелина, приходящегося Льву двоюродным братом. Будущий ученый-монах родился 22 февраля 1822 г. в калужском имении своего отца штаб-ротмистра Александра Александровича Кавелина. Мать его, урожденная Нахимова, была двоюродной сестрой знаменитого адмирала, героя Синопского сражения и обороны Севастополя.

    В 1840 г. Кавелин окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана. Однако сердце молодого человека лежало к другому роду занятий. Он увлекся изучением церковно-археологических древностей Калужской епархии. Публикует ряд историко-литературных, археологических, этнографических статей и стихотворений в местных журналах. В 1847 г., будучи еще молодым офицером, Лев Александрович  издает «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни».


                                                                         Архимандрит Леонид (Кавелин)

    Высокая духовная школа Оптинской обители определила весь последующий жизненный путь Кавелина. В 1852 г. он оставляет службу и поступает послушником в Оптину пустынь, где занимается переводом святоотеческих творений, преимущественно аскетического содержания, а также подробно изучает историю монастыря и его окрестностей. В течение пяти лет под руководством старцев Макария, Леонида и Амвросия юноша готовится к монашеству. 7 сентября 1857 г. на 36-м году своей жизни Лев Кавелин принимает пострижение с именем Леонид. Вскоре его рукополагают в иеродиакона, а затем – в иеромонаха.

    В ноябре 1857 г. иеромонах Леонид назначается членом Российской духовной миссии в Иерусалиме, начальником которой был определен епископ Мелитопольский Кирилл (Наумов). В Иерусалиме отец Леонид пробыл около двух лет. Уволенный по болезни, согласно прошению, он в 1859 г. снова поселился в Оптиной пустыни, составил обширное «Обозрение рукописей и старопечатных книг в книгохранилищах монастырей, городских и сельских церквей Калужской епархии», которое вышло в свет спустя 6 лет.

    В конце 1863 г. возведенный в сан архимандрита отец Леонид назначен  начальником Российской духовной миссии в Иерусалиме. В 1865-1869 гг. – настоятель русской посольской церкви в Константинополе. В 1869-1877 гг. – настоятель Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря. С помощью благотворителя П.Г. Цурикова отец Леонид отреставрировал соборный храм, основанный патриархом Никоном и достроенный в XVIII в. известным придворным архитектором Растрелли. Заботясь о внешнем благоустройстве обители, отец архимандрит не оставлял попечения и о быте братии. Он непоколебимо стоял на страже интересов православия и России, за что ему пришлось испытать немало неприятностей.


        Портрет архимандрита Леонида (Кавелина) в Красном зале Митрополичьей гостиницы

                                             Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

    В 1877 г. архимандрит Леонид был назначен наместником Троице-Сергиевой Лавры. На этом посту он пребывал вплоть до своей кончины. Научные занятия нисколько не мешали ему справляться с обязанностями наместника Лавры. При нем в обители были проведены обширные реставрационные работы: приведена в порядок ризница, поновлены купола Успенского собора, позолочены иконостасы нескольких храмов. Архимандрит Леонид немало потрудился и над обустройством жизни монастырского братства.

    Научные интересы отца Леонида неотделимы от его жизненного пути. История и древности с самого начала стали главным предметом его ученых изысканий. Всего архимандритом Леонидом издано более 30 описаний монастырей, примерно 20 публикаций посвящено древностям Нового Иерусалима. Его описание Святого Города и его окрестностей, изданное в 1873 г., современники считали лучшим путеводителем по Святой Земле.

    По отзыву известного историка профессора Д.А. Корсакова, исследования архимандрита Леонида чрезвычайно важны. Они содержат ранее неизвестные факты, а более древние даются в научном освещении. Это справедливо и в отношении предисловий и комментариев отца Леонида к публикуемым им литературным и историческим памятникам.


                            Архимандрит Леонид (Кавелин). Прижизненная фотография

    Изыскания архимандрита Леонида были по достоинству оценены научной общественностью. В 1863 г. он избран членом-корреспондентом Императорской археографической комиссии, в 1867 г. – действительным членом Императорского общества истории и древностей российских, в 1862 г. – членом Сербского Белградского ученого общества, в 1869 г. – членом Московского общества любителей духовного просвещения, в 1884 г. – почетным членом МДА, в 1886 г. – членом-корреспондентом Императорской академии наук. Отец Леонид являлся усердным вкладчиком в периодические издания этих ученых обществ и учреждений. Но ни в одном из научных печатных органов того времени не публиковалось столько его сочинений, как в «Чтениях общества истории и древностей российских» (ЧОИДР). 

    Известный историк, редактор «Русской старины» М.И. Семевский, посетивший архимандрита Леонида в 1888 г. в Троице-Сергиевой Лавре, писал: «Это искренний и вполне бескорыстный подвижник в области научного труда. Застали мы отца архимандрита за большим трудом. С обычной своей пытливостью и знанием дела он трудится над составлением весьма важного для науки обозрения и описания громадного собрания рукописей незабвенного археолога графа А.С. Уварова». Составлением, а затем печатанием первых списков этого четырехтомного труда был занят отец Леонид до самой своей кончины. 

    Особое значение имеют для русской православной науки труды отца Леонида по изучению книгохранилища Троице-Сергиевой Лавры и осуществленные им публикации письменных памятников. Последний труд «Святая Русь» представляется прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии. Во многих периодических изданиях отец Леонид печатал свои труды, не называя своего имени. Полноценное же изучение его литературного наследия в силу масштабности еще не предпринято.

    По свидетельству графа С.Д. Шереметева архимандрит Леонид был человеком глубоких убеждений, высоко держащим знамя монашества. Он мало внимания обращал на себя, другим же служил образцом непомерного трудолюбия, в его выразительных глазах искрился светлый ум. Отец Леонид поражал современников глубиной и широтой своих научных интересов. Духовный писатель, историк, археограф, переводчик, автор стихов и прозы, он был истинным монахом, «духом горел Господеви…»

    4 ноября 1891 г. отец Леонид преставился ко Господу. Погребен в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, за алтарем Духовской церкви.


4 Ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...