Троицкий синодик. 29 мая – день памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова, † 1986), постоянного члена Священного Синода, известного богослова и пастыря


Митрополит Ленинградский и Новгородский Антоний (Мельников)

Митрополиту Антонию выпало жить в нелегкие годы гонений на Церковь. Но, несмотря на все жизненные трудности, владыка, по свидетельству современников, являлся одной из самых светлых личностей нашей Церкви второй половины XX столетия. Он был серьезным ученым, крупным богословом, высокообразованным и глубоко религиозным человеком. Но самое главное – являлся истинным служителем Божиим. Предлагаем вниманию читателей нашего сайта ознакомиться с основными вехами биографии Высокопреосвященнейшего владыки Антония и некоторыми воспоминаниями знавших его жизни. 



Юность, духовное образование, монашество

Митрополит Антоний (в миру – Анатолий Сергеевич Мельников) родился 19 февраля 1924 года в Москве в семье преподавателя Московского геодезического института. По окончании средней школы в Москве, во время Великой Отечественной войны он работал на одном из оборонных предприятий столицы.


В 1944 году Антоний поступил в открывшийся в июне того же года в Москве Православный Богословский институт, преобразованный в 1946 году в Московскую духовную академию. С 1944 года служил иподиаконом Патриаршего Местоблюстителя, впоследствии Патриарха Алексия I. В 1950 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Пастырское душепопечение по святителю Иоанну Златоусту».

Сразу по окончании академии в июле того же года Антоний Мельников вступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и был пострижен в монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Римлянина. 18 июля 1950 году рукоположен во иеродиакона; 22 июля — в сан иеромонаха Патриархом Алексием I; определен преподавателем, а затем инспектором Одесской духовной семинарии. 




Руководитель духовных школ

В 1952 году иеромонах Антоний назначен инспектором Саратовской духовной семинарии и исполняющим обязанности секретаря Саратовского Епархиального управления. В 1956 году он возведен в сан архимандрита и назначен ректором Минской духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря. С 1959 советские власти целенаправленно срывали набор в семинарию, и к началу 1963/1964 учебного года она осталась без воспитанников. Осенью 1963 года отец Антоний был определен ректором Одесской духовной семинарии с назначением его наместником Успенского монастыря в Одессе. 




Архиерейство

Постановлением Священного Синода от 20 мая 1964 года архимандрит Антоний был назначен епископом Белгород-Днестровским, викарием Одесской епархии, с оставлением ректором семинарии. 31 мая того же года – он хиротонисан во епископа Белгород-Днестровского, викария Одесской епархии. Хиротонию совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, митрополиты Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), Херсонский и Одесский Борис (Вик), Кишинёвский и Молдавский Нектарий (Григорьев), архиепископы Минский и Белорусский Сергий (Петров), Даниил (Юзьвюк) и епископ Онисифор (Пономарев).

6 октября 1964 году владыка Антоний защитил диссертацию в Московской духовной академии на ученую степень магистра богословия по теме «Жировицкий монастырь в истории западных русских епархий».

В связи с кончиной митрополита Херсонского Бориса (Вика) с февраля по май 1965 года епископ Антоний временно управлял Одесской епархией. 25 мая 1965 года назначен епископом Минским и Белорусским, священноархимандритом Успенского Жировичского монастыря. 8 октября того же года возведен в сан архиепископа.

C 1965 года владыка участвовал в многочисленных зарубежных поездках от лица Московского Патриархата. 7 октября 1967 года он назначен председателем редакционной коллегии сборника Богословские труды. При нем это издание получило новую жизнь. Журнал стал выходить регулярно, там начали печататься фундаментальные труды высокого научного уровня.

8 сентября 1975 года – епископ Антоний возведен в сан митрополита. 


На Ленинградской кафедре

29 сентября 1978 года владыка Антоний назначается митрополитом Ленинградским и Новгородским и становится постоянным членом Священного Синода. 14 ноября того же года – награжден правом ношения двух панагий. В июле 1979 года он возглавил созданный в Ленинграде филиал Отдела внешних церковных сношений Русской Православной Церкви. 24 июля 1981 года назначен членом постоянного Рабочего президиума и руководителем богословской рабочей группы Комиссии Священного Синода по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. 



Кончина

Жизненный путь владыки постепенно приближался к своему концу. От продолжительной тяжелой болезни здоровье архипастыря сильно ослабло. Приуготовляясь к кончине, последний месяц перед смертью он ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Утром 29 мая 1986 года, чувствуя, что силы оставляют его, владыка попросил прочесть канон на исход души. Во время чтения митрополит Антоний тихо почил о Господе. Последними его словами были: «Пресвятая Богородица, помоги мне». Незадолго до кончины владыка Антоний составил удивительное по своей скромности и теплоте завещание: 



 
Митрополит Антоний (Мельников)

Завещание

Живя в надежде на милость Божию, полагаясь на волю Божию, я, когда Господь призовет меня к Себе, прошу исполнить мои пожелания.

1. Чин отпевания совершить монашеским обычаем.

2. На могиле памятника не ставить, а простой русский, правильный, деревянный крест с надписью: "Антоний, милостью Божией митрополит Ленинградский и Новгородский".

3. Все мое имущество: иконы, картины, церковные облачения введены в опись имущества ЛЕУ и должны так и оставаться — церковным имуществом. Это касается указанных предметов в Ленинградских покоях, на даче в Комарове и в Новгороде.

4. Никто из моих родственников не будет претендовать на это имущество, т. к. оно не личное, а церковное.

5. Двум моим братьям сообщить о кончине моей только после погребения (адреса известны священнику Г. Звереву).

6. Некоторые панагии, кресты розданы мной моим близким людям на память, а оставшиеся должны быть описаны и остаться в ризнице покоев.

7. Я не имею своего недвижимого имущества и вкладов в сберкассы. Какая-то сумма денег может остаться в моем сейфе, но эта сумма не превысит нескольких тысяч рублей, которые следует переслать на восстановление Данилова монастыря.
8. Мою библиотеку прошу переслать в библиотеку нашего церковного фонда — Данилов монастырь.

9. Старинные богослужебные Евангелия (одно — в Комарове, а другое — в покоях) — в ризницу Данилова монастыря.

10. Сердечно благодарю всех, с кем мне пришлось разделять труды. Желаю всем им всякого благополучия и многолетия.

11. Прошу у всех прощения за различные ошибки и прошу св. молитв.

8 января 1986 г. Митрополит Антоний. Ленинградский и Новгородский

Заупокойную литию о новопреставленном архиерее совершил епископ Тамбовский Валентин (Мищук). Промыслом Божиим день погребения владыки Антония совпал с 22-й годовщиной его архиерейской хиротонии. Заупокойную литургию в Троицком Соборе Александро-Невской лавры совершил митрополит Таллинский Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Митрополит Антоний был погребен на братской части Никольского кладбища Александро-Невской лавры. 

Собранные владыкой значительная художественная коллекция и библиотека из 7 тыс. томов вместе с обширной библиотекой его друга архиепископа Тамбовского и Мичуринского Михаила (Чуба) стали основой Синодальной библиотеки Московской Патриархии. 


Сохранились многочисленные воспоминания о митрополите Ленинградском и Новгородском Антонии, приводим одно из них:


Его вид вызывал благоговение…

Протоиерей Владимир Фоменко:
«Мне довелось знать владыку Антония почти тридцать лет. Всю жизнь я сохраняю в душе образ этого светлого человека.

Когда в 1957 году я поступал в Минскую Духовную семинарию, его прислали из Москвы возглавить это учебное заведение в качестве ректора. Помню, как он принимал у нас вступительные экзамены... Когда после поступления я вернулся домой и показал фотографию владыки Антония своему духовному отцу, то архиерей произвел на батюшку неизгладимое впечатление своим величественным обликом.

Владыка Антоний преподавал нам в семинарии Новый Завет. Потом мне много доводилось слушать разных лекторов, замечательных преподавателей по этому предмету. Но так, как владыка Антоний, больше никто не преподавал Новый завет. Стоило ему лишь появиться в аудитории, как всех нас, студентов, охватывало чувство чего-то необычайного. Всегда с нами что-то происходило необыкновенное, какие-то открытия делались, все время мы постигали нечто новое. Большим подспорьем на уроках служили его многочисленные коллекции открыток, монет, марок. Всегда владыка что-нибудь приносил на урок и иллюстрировал этими необыкновенными предметами свой рассказ, зримо подтверждая евангельский текст. Удивительно и то, что после его лекций нас охватывало желание проповедовать людям веру Христову. Так заразителен был его пример.

Владыка Антоний не был революционером или новатором, стремившимся что-то менять. Прежде всего, он руководствовался в своей жизни чаянием исполнения воли Божией, жил с убеждением, что все происходит по предначертанию Божьего перста. И конечно, глубоко верил, что все отклонения во взаимоотношениях Церкви и государства обязательно пройдут. Надо лишь пережить, переболеть, перестрадать все происходящие нестроения. Он стремился сохранить суть церковной жизни, чтобы не прекращалась молитва, не прекращалась проповедь, совершение таинств.

Бывают времена, когда проповедь не столь звонкая и победоносная, но всегда необходимо, чтобы люди слышали слово Божие. Владыка обращал особое внимание на проповедь, старался, чтобы она имела сугубо церковный, спасительный, просветительский характер, а не революционный призыв или недовольство чем-то.

Он все делал мудро, деликатно, осторожно. Видимо, эта его позиция не вызывала возражений властей. Но если заходила речь о чем-то, что может повредить Церкви, например, в государственной политике, был очень принципиален. Разъяснял, почему так не следует поступать. И знаете, к нему прислушивались, его мнение уважали, с ним считались.

Порой его упрекают в излишней осторожности, но скорее, это была житейская мудрость и понимание времени, в которое он жил. Благодаря его высокой внутренней культуре и деликатности, его все очень ценили и уважали.

Когда при Хрущеве начался очередной виток гонений на Церковь, владыка Антоний являлся ректором Минской Духовной семинарии и наместником Жировицкого Успенского монастыря. В те годы начали запрещать богомольцам приезжать в монастырь на службу, даже собирались убрать из храмов кружки для пожертвований. «Нет, мы на это не пойдем. У нас люди, за которых мы несем ответственность». Это было твердое архиерейское решение, и власти вынуждены были с ним считаться.

Последние восемь лет жизни митрополит Антоний возглавлял Ленинградскую кафедру. Несмотря на свои тяжелые недуги, владыка постоянно служил, проповеди его были лаконичны, но очень содержательны.

Один его вид вызывал благоговение. Это была внешность святого человека. Молитвенный взгляд, благородные черты, сосредоточенность, отсутствие суеты в движениях. А как проникновенно осенял он себя крестным знамением... В этом движении чувствовался глубокий духовный смысл. В юности он служил иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), был его духовным сыном, и многое перенял от первоиерарха.

Службу митрополит Антоний вел величественно и благоговейно. Безусловно, это был выдающийся архиерей. По внутренней культуре, деликатности его напоминал Святейший Патриарх Алексий II.

Всему митрополит Антоний знал меру и цену. Он хранил внутренне достоинство, и это понятно. Не будем забывать, что владыка принадлежал к древнему знаменитому роду, восходящему чуть ли ни к царю Иоанну Грозному. Он имел прекрасное и богословское, и светское образование, являлся магистром богословия.

Среди многочисленных талантов владыки Антония был и поэтический дар. Однажды довелось стать свидетелем, как одна игуменья подарила ему альбом для стихов, и он сразу написал в нем несколько строк.

Дважды, в 1950-х и 1970-х годах, он посетил Петербург (еще до своего будущего служения на кафедре Петербургских митрополитов). Город произвел на него неизгладимое впечатление. Владыка описал его красоты, дворцы, парки, каналы. А также посвятил одно стихотворение Казанскому собору, в котором располагался тогда Музей религии и атеизма. Мне запомнились эти строки:

Собор Казанский мрачно дремлет,

Он мертв, восторгов не приемлет.

И богомольною толпой

Не заполняет свой покой.

Улыбка чужда мертвецу,

Румянец не к его лицу.

Так стены древние церквей

Не оживит любой музей.

Вся его жизнь была поистине праведной, благочестивой, сугубо православной, а кончина – святой, блаженной. Сегодня мы не часто можем встретиться с тем, что человек в свои последние минуты слышит молитву на исход души, испрашивает у всех прощения и, наконец, обращается за помощью к Пресвятой Богородице. Последними его словами были: «Пресвятая Богородица, помоги мне». Это поистине мирная, христианская кончина праведника.

Помню, у владыки Антония в рамочках на стене висели подлинные фотографии Оптинских старцев. Он все о них знал: как они жили, трудились, какими дивными людьми были на земле. И ведь все эти старцы теперь прославлены...

Я видел, как беседовали с ним вернувшиеся из ссылок архиереи. Они его любили, а он их. Они понимали друг друга буквально с полуслова, потому что были людьми единого Духа. А ведь это – исповедники Христовы, взошедшие на Голгофу XX века, и они пред ним благоговели...

Однажды довелось стать свидетелем, как одна благочестивая прихожанка принесла ему в дар иконочку Божией Матери, на обороте которой были начертаны автографы многих пострадавших архиереев. Она объяснила, что перед этим образом молились монахи на Соловках. Эта иконка сохранилась и была передана именно ему как самая драгоценная святыня.

И было у владыки Антония много личных вещей святых людей. И отца Иоанна Кронштадтского, и омофор святителя Филарета (Дроздова). Помню, это был небольшой вышитый омофор, и даже иногда, в день памяти святителя, он надевал его на богослужение. Владыка глубоко почитал этих боголюбивых людей, тогда еще не прославленных Церковью, имея чувство преемственности и историчности.

Он был и богословом, и философом, и историком, и литератором, и поэтом, и коллекционером, и вместе с тем – аскетом, подвижником. При этом владыка был доступен каждому и очень скромен. Это был настоящий патриот своего Отечества и верный сын Русской Православной Церкви».

Упокой, Господи, душу раба Твоего приснопоминаемого митрополита Антония и сотвори ему вечную память!



Награды, ученые степени и звания

· Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (1964)

· Орден великомученика Георгия Победоносца I степени (1977, Грузинская Православная Церковь)

· Орден Святого Агнца степени Командора I степени (1978, Финляндская Православная Церковь)

· Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (1981)

· Орден святых апостолов Петра и Павла I степени (1981, Антиохийская Православная Церковь)

· Орден Животворящего Креста Господня I степени (1981, Иерусалимская Православная Церковь)

· Медаль Советского Фонда мира (1979)

· Орден Дружбы народов (1984)

· Почетный член Московской духовной академии (1975)

· Почетный член Ленинградской духовной академии (1979)

· Doctor honoris causa Богословского факультета им. Я.А. Каменского в Праге (1981)


Труды

· Из Евангельской истории: Богословские труды, 1971, Сб. 6, С. 5.

· Предисловие о Владимире Лосском: Богословские труды. 1972, Сб. 8, С. 5.

· Преподобная Евфросиния Полоцкая: Богословские труды. 1972, Сб. 9, С. 5-14.

· О христианстве в Помпеях и Геркулануме: Богословские труды. Сб. 10, С. 59-66.

· Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай: Богословские труды. 1975, Сб. 14, С. 5.

· Блаженный Августин, как катехизатор: Богословские труды. 1976, Сб. 15, С. 56.

· Библиография. Х. Сомань. Св. Киприан, еп. Карфагенский и «папа Африканский»: Богословские труды. 1978, Сб. 18.

· Слово, сказанное в Троицком соборе в Ленинграде 4 сент. 1979 года на парастасе в годовщину кончины митрополита Никодима: ЖМП. 1979, № 12, С. 28.

· Миссия Русской Православной Церкви в прошлом и настоящем: ЖМП. 1982, № 5, С. 49-57.

· Слово в Неделю сыропустную (Прощенное воскресенье), 20 марта 1983 года: ЖМП. 1983, № 4, С. 32.

· В день памяти свт. Никиты, епископа Новгородского: ЖМП. 1983, № 4, С. 33.

· К 175-летию Ленинградской духовной академии (1809-1984 г.): Богословские труды. Юбилейный Сб. М., 1986.

· Из истории новгородской иконографии: Богословские труды. Вып. 27.

· Епископ Могилевский и Мстиславский Виталий Грегулевич: ЖМП. 1975, № 9, С. 64-66.

· Процвела, яко крин, пустыня [О возрождении Троице-Сергиевой лавры]: Санкт-Петербургский церковный вестник. 2006, № 5, С. 19-21.

· Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 год (включительно). Отзыв на работу митрополита Мануила: Церковно-исторический вестник, 2005-2006, № 12-13, С. 239-247.


Смотрите также:

- Антоний (Мельников). База данных сайта Православие

- Прот. Владислав Цыпин, А.С. Буевский. К 85-летию со дня рождения митрополита Антония (Мельникова) // Православная энциклопедия. Т. 2. – М., 2001.

http://www.statearchive.ru/assets/files/Pisma_patriarha_2/2_imk.pdf



29 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...