Троицкий синодик. 10 октября – день памяти архимандрита Антония (Семененко, † 1963)

Светильник, сияя издалеча, явился еси,
словесныя зари нам облистая. 

Канон преподобному Сергию Радонежскому

Архимандрит Антоний, в миру – Антон Иванович, прибыл в Лавру Преподобного Сергия в 1958-59 годах из Одессы. Господь вел Своего избранника в северные края из жаркого юга, чтобы здесь, в подвиге молитвы и поста, терпении и всенощном стоянии завершил он свое земное служение. В общении с братией отличался простотой и доступностью. Прибыл в Лавру в довольно преклонных летах, заслуживши у Бога высокое звание служителя Престола Божия – архимандрита. Высокий, сутуленький, но еще крепкий и полноватый его вид показывал в нем человека большой физической и духовной силы. О последнем особенно характерно говорило его светлое, доброе одухотворенное лицо с ясными проникновенными глазами. Весь его облик дышал необыкновенной добротой и каким-то неописуемым очарованием невинного детства и чистоты.

Незадолго до смерти он совсем редко стал появляться среди братии: всем было ясно, что архимандрит Антоний доживает последние дни. Даже пищу из братской кухни носили ему в келию послушники. Увядал старец с каждым днем, но не терял своего обычного благодушия. Скончался старец 10 октября 1963 года и был похоронен на старом городском кладбище Сергиева Посада.


Из воспоминаний протодиак. Сергия Голубцова



Очень тепло об архимандрите Антонии вспоминает в своей книге «У Троицы окрыленные» насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Тихон (Агриков): «Есть люди, которые мало чем отличаются от прочих, совсем почти ничем не выделяющиеся, никакими особыми талантами, ну просто обыкновенные люди, но в глубине души имеющие необычные дарования и самые возвышенные устремления. Он был из таких. Простой, по-детски наивный, общительный, даже, может быть, малообразованный в нынешнем понимании.

 
Братия Лавры с наместником архимандритом Пименом (Хмелевским).
Фото середины 60-х гг. XX века

Архимандрит Антоний был украинцем, прибыл в Лавру Преподобного Сергия в 1958-59 годах из Одессы [1]. Место его рождения, воспитания, образования, жизнь в юношеские годы и прочее нам неведомо. Он предстал пред нами уже в довольно преклонных летах, заслужив у Бога высокое звание служителя престола Божия – архимандрита.

Было ясно, что в этом уже дряхлеющем старце Божием жила святая душа с сильным устремлением к прекрасному.

Когда он пребывал с нами – ходил, кушал, говорил, иногда и шутил, мы его считали обычным человеком. Вот он идет по монастырскому двору со своими неизменными судками – посудой для обеда. Его взор сияет благодушием и нежностью. Так и хочет он сказать кому-либо из встречных доброе, ласковое слово, да еще на смешном украинском языке. «Э, братыц, що цэ так пригорюнився, хай тоби солнце ярче свитыть – Господь наш». Печальное лицо молодого послушника загорается улыбкой. Он поднимает свою понурую голову и уже бодро говорит старцу: «Ничего, отец Антоний, только помолись обо мне». – «Ладно, ладно, мой хлопець, трошкы помолюсь».

И старец, гремя судками, дальше ковыляет на братскую кухню. Кажется, ничего особенного не произошло: обычные слова, обычная встреча. Но почему так легко стало на душе у юного послушника? Точно гора свалилась с плеч, и весь этот день он летал как птичка. Знать, старчик Божий вздохнул, помолился Господу за душу печального брата, и этот кроткий молитвенный вздох великой души совершил почти чудо.

Вот таким был архимандрит Антоний. В его душе жило высокое эстетическое чувство – любовь к прекрасному, которая проявлялась в приобретении хороших вещей. Ему нравилось одевать сияющую митру, драгоценный наперсный крест, особо изящные четки, иметь в келии Евангелие, обложенное золотом и прочее... Братия шушукались: «Отец Антоний собирает...» Действительно старец собирал, но имел такую мужественную, такую сильную душу, что разом со всем этим расстался. Нет, он не любил земное богатство. Он любил богатство и красоту добродетели и ценности горнего мира.

Как-то, еще задолго до его кончины, прошел слух, что архимандрит Антоний раздает все свои вещи монахам и старается всех наделить, никого не забыть. Некоторые из более дальновидных поняли, что отец Антоний совершает новую "куплю". Сказано: «Уподоблю его мужу мудру» (Мф. 7, 24); или еще: «Кто убо есть верный раб и мудрый» (Мф. 24,45); и еще: «Мудрыя же прияша елей в сосудех» (Мф. 25, 4).

Отец Антоний, оказывается, подливал обильный елей в свой сосуд, чтобы с ярким светильником встретить Жениха.

Другим духовным качеством старца Божия была тихая тайная молитва, которую почти никто из людей не замечал. Сидел ли старец в своей одинокой келии, шел ли к раке Преподобного Сергия или занимался еще каким делом, душой он всегда был привязан ко Христу. О Нем он всегда размышлял, и Его пресвятое имя призывал в своем сердце, и в Нем одном, прекрасном и неописуемом, находил радость для своей души. Порой его видели одиноко сидящим на скамеечке, самоуглубленным и сосредоточенным. Ясно было, что старец витает душой далеко, в прекрасном горнем мире. Иногда он склонялся над маленьким цветочком или быстро бегущей крошечной букашкой и созерцал дивную, премудрую десницу Божию и красоту творения в самых ничтожных земных созданиях. О, как бесконечно счастливы те души, которые имеют непрестанное стремление к прекрасному, духовному, совершенному.

...Всем было ясно, что архимандрит Антоний доживает последние дни. «Ну как, отец Антоний, – спрашивал брат, пришедший навестить его, – как твое здоровье?» – «Да, ничого, по трошку молодию, ще сылы молоди».

Как и всех болящих, отца Антония перевели в больницу. Оттуда он уже не вышел. В последний раз мы увидели его в гробу, бездыханным и недвижимым. Он лежал, как юноша, светлый, тихий и прекрасный. Вся его жизнь – непрерывное стремление ко всему высокому и прекрасному – отразилась в его старческом лице.

С уверенностью можно сказать, что в последние дни своей жизни и даже в последние часы старец не переставал устремляться к тому совершенному горнему миру, который от юности возлюбила его душа. Пребывая на земле среди всевозможных искушений и соблазнов, он сделал свой выбор – возлюбил красоту духовную, невещественную, которая дается всем возлюбившим Христа взамен земных удовольствий, ими оставленных.

Мы верим, что душа старца Антония обрела прекрасный мир. Она водворилась в сферах небесных, где нет несовершенства, нет ничего безотрадного, греховного, но – абсолютная гармония. Там живет Бог со Своими святыми ангелами. Там живут все святые, возлюбившие подлинную совершенную красоту.

О, как бы я желал этого прекрасного горнего мира, да себе-то меньше, а больше тебе, мой дорогой читатель! Вот и будем стремиться к этому доброму и прекрасному, стремиться неустанно, неуклонно, денно и нощно всю свою жизнь. Помощников в этом благом деле у нас очень и очень много: Сам Господь и Матерь Божия, святые ангелы Божии, святые праведники, мученики и преподобные. И все они готовы в любую минуту прийти на помощь и укрепить наш изнемогающий дух в борьбе против греха за прекрасную и святую жизнь здесь и в будущем мире. «Ихже бо предуведе, (тех) и предустави сообразных быти образу Сына Своего» (Рим. 8, 29).


На Старом кладбище Сергиева Посада

О Господи, научи нас любить прекрасное! Сам влеки нас к тому, что добро и прекрасно в очах Твоих, что Тебе любо и Тебе угодно. Ведь мы, Господи, как малые дети, часто не понимаем, что хорошо и что плохо. Да и враг, диавол, обманывает нас, предлагает нам все злое и греховное под видом прекрасного. Да не обманет он нас, вселукавый и коварный враг Бога и человеков, да минуем мы мрак жизни сей, нося в себе свет Евангелия Твоего и совершая путь только к доброму и прекрасному, воплощением которого являешься Ты, Господь наш, ибо в Тебе вся красота, величие, любовь, совершенство и абсолютно все прекрасное!..

А ты, старче Божий, отец Антоний, помолись о нас, находящихся долу, чтобы нам идти путем твоим, идти от земных в те необъятные чудные края, где вечно сияет прекрасное Солнце правды – Господь Иисус Христос и с Ним – нескончаемая, дивно прекрасная жизнь во веки веков. Аминь» [2]

Упокой, Господи, душу раба Твоего, приснопоминаемого архимандрита Антония, и сотвори ему вечную память!

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Прибыл из Свято-Успенского мужского монастыря г. Одессы в июле 1958 г.

[2] Тихон (Агриков), архим. У Троицы окрыленные. Воспоминания. – 2-е изд., испр. – СТСЛ, 2012. С. 584-599.


10 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...