Троицкий патерик. Преподобный Авраамий Чухломской, Галичский, ученик преподобного Сергия Радонежского

Троицкий патерик. Преподобный Авраамий Чухломской, Галичский, ученик преподобного Сергия Радонежского

Первоначально прп. Авраамий подвизался в нижегородском Печерском монастыре. В Троицкой обители он выполнял различные послушания: трудился в хлебне и поварне, носил дрова и воду. Со временем он был удостоен священнического сана. После многолетнего пребывания в общежительном монастыре Авраамий попросил прп. Сергия отпустить его для отшельнической жизни. Преподобный заповедал ему: «Если придут к тебе братия в пустыню, принимай их с любовью, не себе угождая, но ближнему твоему, и носи на себе немощи немощных». Получив благословение Преподобного, Авраамий удалился в страну Галичскую.

Придя в пустынное место на берегу Чухломского (Чудского) озера, святой Авраамий вознес теплую молитву ко Господу и Божией Матери. Преподобный услышал голос сверху: «Авраамий! Взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». На вершине горы он увидел яркий свет. Преподобный осенил себя крестным знамением и взошел на гору. На дереве он увидел икону Пресвятой Богородицы «Умиление». Авраамий пал ниц, долго лежал на земле и плакал от умиления. Вдруг опять послышался голос: «Авраамий! Встань и укрепись». Он поднялся и усиленно молился. Икона сама опустилась ему на руки. Омочив слезами святой образ, он с умилением повторял: «Откуда мне сие, яко прииде Мати Господа моего ко мне?» Святой поставил икону на дерево и всю ночь возносил благодарственные молитвы ко Господу и Божией Матери.

Через некоторое время прп. Авраамию пришла мысль отправиться с явленной иконой в пустынное место, которое ему укажет Пресвятая Богородица. Размышляя об этом, преподобный уснул. Во сне он услышал голос от иконы: «Авраамий! Пребудь на месте сем и спасешься, и воздвигнешь Мне обитель. Я не оставлю тебя и твоих учеников, даруя обители всякое изобилие». Авраамий пробудился от сна и со слезами возблагодарил Матерь Божию за Ее милость. На горе он поставил часовню. В келейке в великом воздержании он проводил свои дни, питался сухим хлебом и водой из источника, да и то не каждый день.

Молва о дивном пустыннике и чудной иконе распространилась по Галичскому княжеству. Через своего посланника кн. Димитрий Феодорович пригласил Авраамия прибыть к нему вместе с явленной иконой. Святой прибыл в Галич, переплыв озеро на рыбачьей лодке. В городских воротах его встречали духовенство, князь со всем семейством и народом. Преподобный внес икону в соборную церковь, отслужил перед ней молебен с водосвятием и окропил святой водой молящихся. Множество недужных получили от иконы исцеление.

На другой день преподобный рассказал князю о повелении Божией Матери основать монастырь на том месте, где явился Ее святой образ. Князь пожертвовал средства на строительство обители и содействовал быстрейшему его окончанию. Так был основан монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Прп. Авраамий подвизался затем среди суеверных язычников. Он часто собирал язычников, увещевал их, призывал отбросить суеверия и обратиться к христианской вере Получая исцеление от телесных недугов у иконы Богородицы, они воочию убеждались в правоте христианской веры и убеждали в превосходстве христианства других. Успенская обитель процветала. В нее перешли и некоторые иноки из Троицкого монастыря. Это означает, что прп. Сергий не оставлял своим попечением обитель, основанную его воспитанником.

Когда обитель укрепилась, прп. Авраамий назначил преемником своего ученика Порфирия, а сам удалился за 30 верст в пустынное место, на берег небольшого озера, где проходил подвиг умно-сердечной Иисусовой молитвы. Спустя некоторое время ученики начали умолять его вернуться в обитель. Но он согласился только оставить при себе некоторых из них. С помощью благочестивых людей он построил храм в честь Положения пояса Божией Матери и учредил общежительный монастырь, получивший название «Великой пустыни Авраамиевой».

Через несколько лет преподобный вновь оставил монастырь и пошел еще дальше на север. После поисков он «обрете место, угодное к безмолвию» в верхнем течении реки Виги и «ту безмолвствовати начал». Как и ранее, некоторое время пустынник подвизался один. Затем рядом с ним поселились несколько иноков Великой пустыни. Вскоре на берегу Виги был воздвигнут храм в честь Собора Пресвятой Богородицы, а со временем образовалась монашеская обитель.

Но преподобный снова удалился от своих учеников и поселился под горой, на которой стоял так называемый «Чудской городок» – оплот языческого суеверия. Когда вокруг него собрались ревнители духовной жизни, Авраамий основал храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Он усердно трудился вместе с учениками над устроением обители. Скоро в новом Покровском монастыре собралось до ста человек братии.

Чувствуя приближение кончины, прп. Авраамий поручил управление обителью одному из учеников, а сам поселился неподалеку от нее и пребывал в безмолвии. За полгода Авраамий предсказал время своего преставления и усугубил монашеский подвиг, приготовляясь к переходу в вечность еженедельным приобщением Божественных Таин.

Перед кончиной прп. Авраамий пригласил к себе настоятелей всех основанных им монастырей, вместе с ними собралась и братия. В последний раз преподобный обратился к ним с назидательной беседой. В самый час своего исхода он приобщился Божественных Таин. Долго молился он о своих воспитанниках, преподал им благословение. В теплой молитве мирно отошла душа преподобного 20 июля 1375 г. Прп. Авраамий скончался в часовне близ Свято-Покровского Городецкого монастыря, куда удалился незадолго до смерти. В этой обители покоятся под спудом его святые мощи.

Прп. Авраамий, согласно его позднему житию, стал основателем четырех монастырей, он сыграл особую роль в христианизации Костромского края, где был канонизирован для местного почитания в XVI в. В XVIII в. практически все монастыри, основанные прп Авраамием, были упразднены и обращены в приходские церкви, однако Авраамиев Городецкий монастырь из чувства уважения к покоящимся в нем мощам прп. Авраамия не закрыли. Рака преподобного была изъята в 1922 году, но его святые мощи в советское время никогда не вскрывались.

Источник: Троицкий патерик. СТСЛ, 2015.


2 Августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...