Троицкий патерик. Преподобномученики Григорий и Кассиан Авнежские, собеседники преподобного Сергия

28 июня Русская Православная Церковь празднует явление мощей (1524) преподобных Григория и Кассиана Авнежских († 1392), собеседников преподобного Сергия Радонежского.

В патерике Троице-Сергиевой Лавры святой Григорий также именуется собеседником Троицкого игумена. Дело в том, что Махрищский монастырь был поставлен всего в нескольких десятках километров от Троицкого монастыря при жизни преподобного Сергия. Старец посещал преподобного Стефана в Махрищском монастыре и, вероятно, там общался с его учеником.

Преподобномученик Григорий, в прошлом мелкий землевладелец в волости Великая Слобода, жил недалеко от того места в Переславской земле, где в период правления великого князя Иоанна II Иоанновича Красного (1353–1359) поселился преподобный Стефан, основатель Махрищской обители. Григорий, часто посещая преподобного Стефана, беседовал с ним и присматривался к образу жизни старца. Решив стать монахом, Григорий изучал грамоту и много читал. Видя в преподобном Стефане истинного раба Божия, Григорий пожертвовал ему все свое имущество («селитву свою с насеянными нивами») на устроение Махрищской обители и принял в ней монашеский постриг.

Неподалеку от монастыря жили братья Юрцовские, которые опасались, что земли их сельца Юрцово будут отданы преподобному Стефану, пользовавшемуся благоволением великого князя. Между 1359–1363 годами они подвергли Стефана злостным гонениям и грозили убить его, если он не уйдет из Махрищского монастыря. Поручив обитель священнику Илии и взяв с собою ученика Григория, Стефан ночью удалился из монастыря. Блаженный Григорий, всецело преданный своему наставнику, готов был следовать за ним на край света.

Продвигаясь на север, странники дошли до глухих лесов и топких болот Вологодского края. На берегу речки Авнеги они срубили небольшую церковь во имя Святой Троицы, а затем и другую – во имя великомученика Георгия. Себе же устроили около них келии. Между 1363 и 1365 годами по просьбе преподобного Стефана Суздальский епископ Алексий рукоположил Григория в пресвитеры. Промысл Божий, однако, готовил ему другое место для подвигов. Вокруг святых отшельников стали собираться люди, искавшие иноческой жизни, и вскоре с благословения Ростовского Владыки там устроился монастырь.

Преподобномученик Кассиан до пострига был ростовским землевладельцем, звали его Константин Димитриевич. Своими щедрыми подаяниями он много способствовал скорому устройству обители, основанной преподобными Стефаном и Григорием. Благочестивый доброхот жертвовал средства на украшение храмов, созданных пустынниками, на приобретение необходимого для братии и устроение общежития.

Константин Димитриевич любил посещать старцев, поселившихся на Авнеге, слушать их назидательные духовные беседы. Вскоре он решился оставить мир и испросил у преподобного Стефана благословения на постриг. Блаженный старец, провидя в нем доброго инока, исполнил благочестивое желание Константина Димитриевича, дав ему при пострижении имя Кассиан. Новопостриженного инока старец поручил руководству своего ученика Григория. Святой Кассиан во всем подражал своему наставнику. Много радовали они преподобного Стефана и служили примером для всей братии.

Благодаря отеческой заботливости и мудрости преподобного Стефана, а также заведенному им строгому порядку Авнежский монастырь скоро достиг расцвета и стал любимым местом богомолья для окрестных жителей. Слава об обители далеко распространилась за ее пределы и дошла до Москвы. Великий князь Димитрий Иоаннович, услышав, что преподобный Стефан, хорошо известный его отцу, устроил пустынь в Вологодских пределах, послал ему книги и другие пожертвования для обители, но велел преподобному явиться в Москву, а затем возвратиться в Махрищскую обитель.


Прп. Стефан Махрищский благословляет прмчч. Григория
и Кассиана на служение в Авнежской обители.
Фрагмент клейма иконы прп. Стефана с житием. XX в.

Оставляя Авнегу, преподобный Стефан назначил вместо себя настоятелем обители своего любимого ученика иеромонаха Григория, а исправление должности келаря поручил иноку Кассиану, заповедав им заботиться о братии и ни в чем не изменять заведенного в обители порядка. Григорий и Кассиан свято исполняли завет учителя. К несчастью, вскоре над обителью разразился страшный удар, повергший ее в запустение на долгое время. Через несколько лет после ухода преподобного Стефана с Авнеги разбойники внезапно напали на Авнежскую обитель и сожгли ее. Кто мог, спасся бегством, преподобномученики Григорий и Кассиан были убиты.

Через несколько дней после страшного набега окрестные жители, возвратившись из лесов, где спасались от налетчиков, с честью предали тела преподобных земле на монастырском пепелище. Поскольку то место считалось собственностью Махрищской обители и подвергалось угрозе нападения врагов, никто из окрестных жителей не решался поселиться там, и по кончине подвижников оно запустело и заросло лесом.

В 1524 году, в правление великого князя Василия III Иоанновича, авнежский крестьянин Гавриил вырубил для себя в лесу подсеку для посева хлеба на том самом месте, где находился монастырь. Но когда он стал жечь подсеку, чтобы очистить место, то увидел, что огонь не тронул небольшое пространство земли на середине подсеки, несмотря на то что оно густо было покрыто сухим лесом и хворостом. Вскоре он передал подсеку другому крестьянину Феодору, который и поселился тут в оставленной Гавриилом избе. На том месте, которого не мог выжечь Гавриил, Феодор каждую ночь видел огни, как будто там горели свечи.

Крестьянин подумал, что на этом месте лежит клад. Ночью втайне от домашних он пошел искать сокровище. Раскопал землю на том месте, где светился огонь, но, к удивлению и ужасу своему, нашел два гроба, еще совершенно целые. Крестясь и творя молитву, Феодор не осмелился открыть их и поспешил закидать землей. «Тут был лес, – думал растерявшийся крестьянин, поспешно удаляясь от страшного места, – и никто не помнит, чтобы на том месте было когда-либо жительство или кладбище. Откуда же взялись гробы? И если эти покойники похоронены давно, в незапамятные времена, и лес вырос уже после, то отчего же гробы их целы? Видно, тут что-нибудь неспроста», – рассудил крестьянин, входя в свою избу.

Когда он лег спать, во сне явился ему старец среднего роста с русыми волосами, широкой окладистой бородой, одетый в священнические ризы, и велел в первые три воскресных дня сходить в три ближние церкви, объявить священникам и народу, чтобы на том месте, где он нашел гробы, был построен храм cвятого великомученика Георгия.

На вопрос Феодора, кто он, старец ответил, что его зовут Григорием. Необыкновенный вид старца и все слова его так отчетливо запечатлелись в памяти крестьянина, что ему казалось, будто он говорил с Григорием наяву. Феодор исполнил в точности все, что было ему приказано, но на его слова не обратили должного внимания.

Спустя некоторое время управителю княжеских имений Иоанну Рылу явились во сне два старца и повторили то же приказание, добавив, что на этом месте будет монастырь. Он не поверил сновидению и забыл о нем. Вскоре у Иоанна Рыла разболелись глаза, и он потерял зрение. Тогда лишь вспомнил управитель, что видел во сне, раскаялся в своем неверии и, как только над могилой подвижников была сооружена гробница и часовня, прозрел.

Узнав о случившемся, живший неподалеку игумен Мисаил, несмотря на тяжкую свою болезнь, отправился к гробнице подвижников и, совершив водосвятие, окропил ее и все вокруг святой водой. С великим трудом он возвратился в свою келию, лег в постель и вскоре заснул. Во сне явился ему инок высокого роста с русыми волосами и небольшой бородой. Держа в руках блюдо со святой водой, он подошел к его постели и спросил: «Болеешь, Мисаил?»

Страждущий ответил, что тяжко страдает и никто не помогает ему. Инок сказал: «Исцеляет тебя великомученик Христов Георгий и преподобный Григорий». – «Кто же ты сам?» – спросил болящий. Явившийся назвал себя Кассианом, товарищем Григория, и начал кропить его святой водой, а потом приказал Мисаилу снять с головы скуфью, вылил ему воду на голову, отчего тот вздрогнул и проснулся, не чувствуя уже никакой боли. После того при гробницах преподобных Григория и Кассиана последовали многие чудеса и исцеления.

Крестьянин Гавриил, считавший место захоронения Григория и Кассиана своей собственностью, сломал часовню. Но Бог поругаем не бывает. Вскоре после разрушения часовни на Гавриила напал такой страх и ужас, что он лишился ума и, как дикий зверь, бродил по лесам, пока через десять месяцев, придя в сознание, не исповедал своего греха и не испросил себе прощение при гробах подвижников.


Прмчч. Григорий и Кассиан Авнежские.
Фрагмент иконы «Спас Вседержитель
с предстоящими святыми». Нач. XIX в. ВГИАХМЗ

В 1560 году по благословению Макария, митрополита Московского и всея Руси, игумен Махрищского монастыря Варлаам собрал сведения о святости преподобномучеников. Согласно вкладной книге Махрищского монастыря царь Иоанн IV Васильевич Грозный «приказал» игумену Варлааму «в Вологоцком уезде в Авнеге монастырь поставить, новую пустыню, где лежат новыя чюдотворцы Григорий и Касиян».

Игумен Варлаам отправился в Вологду и «на том же месте монастырь поставил». На средства царя он построил вместо часовни два храма: во имя Пресвятой Троицы и великомученика Георгия. Кроме того, были построены деревянная теплая Благовещенская церковь с подклетом и трапезной, келии и «всякие службы». Царь Иоанн Грозный передал в возобновленную обитель «на церковное строение» утварь, облачения, колокола, шитый покров на раку святых, монастырю были даны «пашни и всякиа угодна». Игумен Варлаам здесь «поставил» сельцо Красное и деревню Починки, пожертвовал Авнежскому монастырю сто рублей.

Митрополит Макарий с собором епископов определили совершать память преподобномучеников 15 июня и поручили епископу Пермскому Иоасафу освидетельствовать их мощи. При открытии гробницы честные останки преподобномучеников были найдены совершенно нетленными. Сопровождавший епископа игумен Григориева-Пельшемского Лопотова монастыря Иларион, одержимый неверием в святость Авнежских подвижников, расшибся дорогой при падении с лошади, но получил исцеление у мощей святых Григория и Кассиана.

Поначалу возобновленный Авнежский монастырь был приписан к Махрищской обители. Оба монастыря сильно пострадали в Смутное время. В 1615 году последовал указ царя Михаила Феодоровича, по которому они были приписаны к Троице-Сергиевой обители. В 1756 году вместо деревянной Троицкой церкви в Авнежском монастыре был построен каменный храм, а над почивающими под спудом мощами святых устроен посвященный им придел.

В 1764 году монастырь упразднили, храм Святой Троицы с приделом во имя преподобномучеников Григория и Кассиана стал приходским. В XX веке храм был разрушен, на Авнежском погосте рядом с захоронением святых Григория и Кассиана сохранилась полуразрушенная колокольня. В поселке Туровец (Междуреченский район Вологодской области) построена часовня в память о преподобномучениках Григории и Кассиане, приписанная к приходу храма Святой Троицы в селе Шуйском.


28 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.