Троицкий игумен Симон (Чиж)

Троицкий игумен Симон (Чиж)

Первым троицким настоятелем, поставленным во гла­ве Русской Церкви, был игумен Симон. Это произошло в 1495 году после оставления Первосвятительского престола митрополитом Зосимой [1]. В курсах истории Русской Цер­кви говорится о святителе Симоне как о предстоятеле Московской митрополии [2], однако ничего не известно о нем как об игумене Троице-Сергиева монастыря [3]. Типо­графская летопись сообщает его фамильное прозвище - Чиж [4]. Известны монашеские имена родителей Симона: инок Андроник и инокиня Дария. Сам он при Крещении был назван в честь святителя Софрония Иерусалимско­го (память 11/24 марта) [5]. Одним из ранних «Посланий» инока Симона является «Послание ученика к старцу опрощении» [6]. Его содержание проливает свет на биографию автора. В «Послании» инок «Симаншо» просит своего адресата откровенно написать, которое зло есми тебе доспел», и сказать ему это «не игуменъства ради», то есть не как игумен. Перечисляя свои возможные прегрешения, он пишет: «Аще ли буду ересно служу Церкви Божьей и игумену невправе...» Таким образом, в Троицкой обители есть игумен, но автор письменно обращается с посланием к своему духовному отцу, который также является игуменом. Такое положение было в Троицкой обители после ухода из нее игумена Паисия Ярославова в Вологодский Спасо-Каменный монастырь. П.М. Строев датирует его настоятельство в Троицкой обители 1478-1482 годами [7]. Г.М. Прохоров указывает другие даты: 1479-1481 [8]. Таким образом, в предшествующее 1478-1479 годам время послушник Софроний принял в Троицкой обители монашество и по «Божьей воле... и по игуменьскому благословению» был вручен при постриге старцу Паисию, который вскоре стал настоятелем Троицкого монастыря, сменив игумена Авраамия (1475-1478) [9]. Известный старец учил новоначального инока «простыми словесами» [10].

014794.jpg

Митр. Московский Симон (?). "Пелена Елены Волошанки" ("Вынос иконы «Богоматерь „Одигитрия“»") (ок. 1498г.). Деталь

На праздник Входа Господня в Иерусалим в 1479 году в Троице-Сергиевом монастыре был крещен сын Велико­го князя Иоанна III - Василий III. «А крестил его архиепи­скоп Ростовьский Васиан да игумен Паисей Троецский» [11]. Несомненно, очевидцем этого события был и инок «Симаншо». Впоследствии, когда Симон стал Митрополитом, Василий III возглавил Русское государство.

Атрибутирование игумену Симону ряда «Посланий» конца XV века проливает некоторый свет на ранний пе­риод его жизни. Судя по сохранившимся грамотам, это был очень образованный человек. В конце 70-х годов XV века он обратился с посланием к Митрополиту Геронтию (1473-1489). Осенью 1480 года, будучи иеродиаконом, он служил у великокняжеского печатника Дементия, а позд­нее - у московского боярина И.Ю. Патрикеева [12].

В конце октября 1490 года Симон стал настоятелем Троицкого монастыря [13]. В 1492 году в связи с исполнением семи тысяч лет от Сотворения мира в Москве проходил церковный Собор, на котором была принята новая Пас­халия. В работе Собора мог принимать участие троицкий настоятель игумен Симон. В сентябре 1492 года «на Сергиеву память князь великий торг перевел от Троици на городок в Радонеж» [14]. При игумене Симоне в Сергиеву обитель давались вклады, жаловались льготы [15]. По «благословению троицкаго игумена Симона» строителем при­писного Успенского монастыря на Стромыни стал инок Серапион [16]. Спустя некоторое время он перешел в Троицкий монастырь «и от тамо сущаго игумена приемлется и з братиею счетовается» [17].

В 1495 году Великий князь Иоанн III выдал замуж за читинского князя Александра свою дочь Елену, «а благословил княжну Елену из Пречистыа Симон игумен Троицкой, понеже тогда митрополита не бысть» [18]. В Житии новгородского святителя Серапиона так характеризуется игумен Симон: «Игумен же тогда в той обители Симон, муж честен и всеми добрыми детельми украшен. И за многим его добродетели возведен бысть на великий престол Руския Митрополии» [19].

014789.jpg

Свт. Симон, митр. Московский во время казни жидовствующих в Москве. Миниатюра Лицевого летописного свода (ок. 1568-1576 гг.)

Настоятельство игумена Симона у Живоначальной Троицы продолжалось пять лет. В Ермолинской летописи под 1495 годом имеется пространное сообщение о поставлении нового Митрополита. «В лето 7004. Септеврия 8 в 4 час дни наречен бысть митрополитом Сергиева монастыря игумен Симон. Князь же великии Иван Васильевич, с своими детми и с внуком, и с своими богомолци еписко­пы, и с своими боляры и диаки проводил нареченнаго митрополита с своего двора в соборную церковь Успеньа Пречистые и, знаменався у икон и у гробов святитель­ских, такоже и нареченный с владыками знаменався, и став князь великии с нареченным митрополитом и с владыками и с архимандриты пред митрополичим местом, и сътвориша тропари и Достойно и поведоша нареченнаго на митрополичь двор. Князь великии проводи его в церкви до западных дверей и в дверех предасть его владыкам, ой и же възведоша его на двор в полату от сторожни и посадиша его и благословишяся у него и отъидоша, у митрополита же тогда не обедал ни един владыка, развее старци Сергиева монастыря: Сава, Венъямин, келарь Васьян, Филипп Износок, Феогност Дубенскии, да его бо­яре и дети боярские. Того же месяца 20, в неделю, поставлен бысть митрополит Симон, а на поставленьи его было владык: Тихон архиепископ Ростовский, Нифонт Суждалскии, Симеон Рязанский, Авраамии Коломенскии, Силуян Крутицкии, Филофеи Прьмскии, и тогда обедаша у митрополита вси владыки, а осля тогда водил под митрополитом Михаило Русалка» [20].

Таким образом, троицкий период явился для игумена Симона временем подготовки к его последующему высо­кому служению во главе Русской Церкви. Первосвятительство (1495-1511) митрополита Симона характеризу­ется созывом важных Соборов Русской Церкви, пресече­нием ереси жидовствующих. Степенная книга говорит о митрополите Симоне, что «той бысть благочестию вели­кое утверждение» [21]. В заключение предлагаем вниманию читателя одно из первых произведений, принадлежащих перу троицкого игумена Симона.

Holm-Makovets.jpg

Троицкий монастырь

Послание ученика к старцу о прощении [22]

Преподобному и честному, и духовно изрядному, и сми­ренномудрому, к наченшему божиим путем ходити и совер­шившему святых отец заповеди, и к законоведающому и святая писания прочитающому добре, и ищущему царства небеснаго со всеми любящими бога, избранному от божественыа благодати и одаянем святого духа, во еже быти нам наставнику и учителю, реку же старик» и пастырю, священоиноку имярек, во еже проповедати нам евангелие божие, во еже и благовестити нищим от добродетели спасение и пленником еже от бесов сво[6о]жение к старейшему и Хри­стову рабу убогий аз, непотребный инок, последний в брат­стве, многогрешний и худый Симаншо, малейший разумом и неключимый ни в коем же деле блазе, заблужшее овчя на горах преступлениа и в стреминах мятежа страстей моих скитаяся, свлеяв и не смеяв, приношу твоему благоразум­ием снищеньству смиренное метание до лица земнаго [с] страхом и любовию, якоже подобает и достоит образу твоей святости.

Отселе начнем дело. По божьей господне воле и по игуменьскому благословению, и по своей любьви ты взял меня к себе на наказанье и на утвержение, и на учение божыо пути последовати и святых отец заповеди соблюсти. Да и учил мя еси, и любил, и жаловал, и наказал без простых словес, как тобе бог положил на сердце. И кормил мен[я] ж еси воистину как отець сына. И убыток ся велик мена деля принял еси, себя еси, господине, истощил, а меня тешил еси не токмо духовною беседою, но и телесною пищею. И разступаю. Ты же, господине, заповедей божиим со опасством внимаешь, далеко блюдаешь память.

Да сего ради, господине, молю тебе и молбу творю, и коленом твоим касаюсь ни рукою, но нравом, и припадаю к святым стопам твоим, прошю у тебе любве ради и Христо­вы ради заповеди: отпиши слово или главизну утешну о том, что семи, господине, тебе подеял, которое зло есми тебе доспел, или которою ст[р]астью побежен есми тебе на вред или манастырю? Скажи ми Христа ради, скажи ми не игуменьства ради, прошу у тобя слову ответа. Ей, честный отче, но грех ради своих будет ми, господине, мочно та страсть победити своя твоим наказанием, и яз ее останусь. А будет не мощно, и яз бреду вон из манастыря, где бог наставит, зде и везде бог. А манастырю бы мною порока не было, ни тебе, моему господину.

И ты, господине, Христа ради скажи ми страсть мою, грехи мои окаанной вредной души моей и святому месту сему и тебе непотребный, заклинаю тя о сем богом живым и Сергием чюдотворцем. Да скажи ми ясно душеполезнаа впрошенна не закрыто, ни скровою беседою, ни вьтеискыми мерзостьми. Аще око мое страстьне зрит на прелестная ми­ра сего, рци ми о нем, и яз, господине, твоим наказанием смирение зрю на будущаа осмаго века. Аше рука моя на грабление простирается неправеднаго собранна, рци ми о ней, да будет удержана мною от земнаго неправеднаго соб­рания. Аще язык мой многоглаголив и дерз, и яростен во ответех, рци ми, господине, и о сем, да положу устом моим хранило, еже бы не согрешити ми языком моим. Аше, госпо­дине, нозе мои быстро и скоро текут на злая дела, да твои­ми бы молитвами толь скоро и твердо ступати на путь живо­та вечнаго. Аще паки, господине, буду священаа или святаа церковнаа краду или манастырьскаа, олаголай мя перед со­бою и мною, да постыжусь преже падения. Аще ли буду ересно служу церкви божьей и игумену неправе и священ­ником, и всей братьи, и ты, господине, о том не токмо мне рци, но и церкви рци и всему собору несуменно рци - то ведает бог и твоя душа. Да не безвестно бы печялью обиать и унынием одръжим, и мнением побежен яко скорбь ми еси велия ныне о сем и непрестающая болезнь сердшо моему о неведоме глаголе от тебя на себя. Токмо рци толк глаголу своему, да увем и постыжусь.

Ныне же не вем, что сотворю. Но молю тя, возлюбленне, скажи ми господа ради речь свою и помози ми, грешному, и помолись за мя, еда како господь укрепит мя и наставит мя на путь правый. Молитвами твоими мне убо жадает сердце к богу подвигнутися, и дух мой разгарается на любовь его. Но плоть немощна, господине, и мысль разслабляюще, и не вем, что сотворю. Аще аз неблагодарен и лукав, и не схранит якоже подобает к тебе послушное и друголюбно братьственое завещание, многа бо ми ради еже во юности неразумия и помрачения, но от беды, да что постражю за се, бог весть. Аще и в начале не сподобихся с тобою духовно съжительствавати, поне наконець да сподобит нас Христос, сын божий, бог, духов наго еже с нем совокопления и любовнаго союза и прочее.

Здравствуй о господе, честный отче, и просвещен буди, благаа дела исполняюще страхом и любовию еже о Христе и Спасе. И прости мя, грешнаго, елика согреших пред то­бою во вся дни живота своего словом, делом и помышлени­ем, и помяни мя, грешнаго, в святых своих молитвах, учени­ка и раба. Аминь.


Источник: архим. Макарий (Веретенников). Обитель преподобного Сергия (сборник статей). - СТСЛ, 2004. С. 8-14.


Примечания

[1] Некоторое время после ухода за штат митрополит Зосима нахо­дился в Троицком монастыре, а затем удалился в Спасо-Каменный мо­настырь. См. о нем: Макарий, архим. Сосланы на Спас-Камень // Воло­гда: Краеведческий альманах. - Вологда, 2000. Вып. 3. С. 215-217.

[2] См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. - М., 1900. Т. 2. Ч. 1. С. 608-647; Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. Исто­рия Русской Церкви. - М., 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 68-85.

[3] Протоиерей Александр Горский пишет о нем следующее: «Си­мон (1490-1495). Из Игумена Сергиевой обители поступил в митропо­лита Всероссийскаго» ([Горский А., прот.] Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры / Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 80). Почти аналогичный текст можно прочесть у Е.Е. Голубинского: «Симон Чиж, с 1490-го по 1495-й год, потом митрополит всероссий­ский» (Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и создан­ная им Троицкая Лавра: Жизнеописание преподобного Сергия и пу­теводитель по Лавре. 2-е изд. - М., 1909. С. 146). Таким же образом обстоит дело и в справочной литературе (См.: Юрьев А. Симон // Рус­ский биографический словарь. - СПб., 1904. Т.: Сабанеев-Смыслов. С. 493-494).

4. ПСРЛ. - Пг„ 1921. Т. 24. С. 213.

[5] ГИМ. Усп. № 64: Синодик Успенского собора. XVI в. Л. 141 об.; Макарий, архим. Поминальные Синодики // Вышенский Паломник. Рязань, 1998. № 1 (6). С. 76-77.

6 Текст «Послания» приводится в конце данной статьи.

7. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Рос­сийской Церкви. - СПб., 1877. Стб. 138.

8. Прохоров Г.М. Паисий Ярославов // Словарь книжников и книж­ности Древней Руси. - Л., 1989. Вып. 2: (вторая половина XIV-XVI в.). Ч. 2: Л-Я. С. 156-157. О старце Паисии см. также: Прохоров Г.М. Сказа­ние Паисия Ярославова о Спасо-Каменном монастыре // Книжные центры Древней Руси. XI-XVI вв.: Разные аспекты исследования. - СПб., 1991. С. 136-162.

[9] Предлагаемое нами определение адресата «Послания», т.е. старца Паисия Ярославова, вполне соответствует обстоятельствам его ухода из Троицкого монастыря и оставления настоятельства в нем (См.: Рус­ские летописи. - Рязань, 2000. Т. 7: Ермолинская петопись. С. 245).

[10] Русский феодальный архив XIV- первой трети XVI века. - М., 1987. Ч. 2. С. 240. Б.М. Клосс, проделавший плодотворную работу по атри­буции «Посланий» митрополита Симона, в отношении адресата дан­ного «Послания» замечает, что его «...имя... пока узнать не удается» (Клосс Б.М. Об атрибуции некоторых посланий из формулярника митрополита Симона // Церковь в истории России. - М., 1997. Сб. 1. С. 33).

11. ПСРЛ. - СПб., 1901. Т. 12. С. 190.

[12] Клосс Б.М. Об атрибуции некоторых посланий... С. 32.

[13] Там же. С. 51.

14. ПСРЛ. Т. 12. С. 232.

[15] Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. - СПб., 1836. Т. 1: 1294-1598. С. 96. № 129-130 (далее - ААЭ).

[16] Моисеева Г.Н. Житие новгородского архиепископа Серапиона / / ТОДРЛ. - М.-Л., 1965. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные про­изведения древнерусской литературы. С. 154.

[17] Моисеева Г.Н. Житие новгородского архиепископа Серапиона. С. 154. После поставления игумена Симона в Митрополита троицким настоятелем стал игумен Серапион (Курцов), позднее бывший новго­родским архиепископом.

[18]. ПСРЛ. Т. 12. С. 239.

[19] Моисеева Г.Н. Житие новгородского архиепископа Серапиона. С. 154.

[20] Русские летописи. - Рязань, 2000. Т. 7: Ермолинская петопись. С. 261-262.

[21] ПСРЛ. - СПб., 1913. Т. 21. Ч. 2. С. 368.

[22] Печатается по: Русский феодальный архив XIV- первой трети XVI века. - М., 1987. Ч. 2. С. 239-242.


STSL.Ru


23 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...