Троицкие цветки с луга духовного. Смерть праведников

Троицкие цветки с луга духовного. Смерть праведников

Страшилища припомнили все грехи

Однажды ночью постучался к священнику крестьянин. Ему открыли, и он стал просить о том, чтобы напутствовать больного. «Кто у тебя болен?» — спросил священник. «Сосед Алексей Кувалдин сошел с ума», — отвечал крестьянин. «Что же я буду с ним делать?» — «Да, батюшка, хоть посвидетельствуй. Быть может, Бог пошлет по душу его, так чтоб нам иметь перед начальством справку, иначе наедет суд». Взяв с собой на всякий случай Требник и все нужное, священник отправился к болящему. В доме его сидели десятник и несколько посторонних. Помолившись святым иконам и поприветствовав присутствующих, батюшка между прочим взглянул и на больного Алексея. По лицу и телодвижениям было видно, что он походил более на испуганного, чем на сумасшедшего. Выслав всех из комнаты, кроме больного, он начал читать молитвы перед исповедью. По прочтении молитв, когда священник обернулся к больному, тот упал ему в ноги и стал вопить: «Ох, погиб я, погиб! Батюшка, отец родной, спаси меня, окаянного!» Оправившись от испуга, священник начал спрашивать, что с ним случилось. Алексей, с рыданием исповедав свои грехи, присовокупил следующее: «В нынешний вечер, будучи совершенно здоров, я лежал на полатях и не спал. В избе никого не было. Вдруг являются передо мной два страшилища, и сказать не могу, какие страшные. Ух, батюшка! Припомнив мне все грехи с тех пор, как я начал сознавать себя, страшилища схватили и потащили меня. Страх и отчаяние овладели мной, я рвался и метался во все стороны, не зная, что делать. Вспомнив при сем о Боге, я подумал, что если бы Он избавил меня от этой погибели, то никогда Он не увидел бы меня беззаконнующим. Но страшилища продолжали тащить меня и поставили на берегу реки, в которой будто бы огненные волны бушевали, кипели, клокотали и выбрасывали что-то похожее на горящие головни. Страшилища уже готовились ввергнуть меня в страшную реку, как вдруг явились два юноши неописуемой красоты, и один из державших в руках пламенное оружие взмахнул им, и страшилища, оставили меня и отскочили. Взмахнувший оружием начал говорить мне: «Перестанешь ли ты беззаконничать и будешь ли жить по-христиански?» Бросившись ему в ноги, я вопиял: «Батюшка, спаси, все исполню, что велишь!..» — «Хорошо, — сказал он, — даем тебе еще год жизни, исправься, иначе гибель твоя неизбежна». После сего те юноши протащили меня, взяв под руки, сквозь какое-то невыразимо смрадное окно, и я очнулся лежащим, как и прежде, на полатях. Но, опомнившись от страха, я начал рассказывать о случившемся домашним. Не поняв моего рассказа, те в испуге побежали за десятским и собрали народ. Все это я рассказал и собравшимся, но и они, не понимая моего рассказа, начали говорить между собой, что я сошел с ума, и послали за тобой». Алексей снова упал священнику в ноги и просил его причастить. Приняв с особым благоговением животворящие Тайны, он воздал должное благодарение Господу. После всего этот человек в возрасте тридцати пяти лет выучился грамоте и читал довольно сносно, усердно работал, несмотря на то, что прежде был ленив и нерадив. При ударе в колокол он спешил в церковь, стоял и молился с особым благоговением и усердием. Прожив таким образом год, он в последнюю Святую Четыредесятницу дважды говел, исповедовался и приобщался святых Таин. Весной же, недолго поболев горячкой, он отошел туда, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания.

Возвращение в лоно Церкви

Незабвенен пример смиренного обращения из раскола известного московского протоиерея Валентина Свенцицкого. 

valentin-sventsitskiy-mid.jpg

Протоиерей Валентин Свенцицкий

Отец Валентин был наполнен адской злобой против Святой Православной Патриаршей Церкви. Он не мог спокойно слышать имя митрополита Сергия* и ненавистью к нему заражал своих последователей и общавшихся с ним людей. Но, несомненно, какая-то тайная добродетель, совершенная им в жизни, была вспомянута милосердием Божиим незадолго до его кончины и породила в нем кротость и смирение. Благодать Божия внезапно ясным лучом высветила его внутреннее состояние, и в этом свете он познал свое гибельное заблуждение. Смиренно каясь, он написал блаженнейшему митрополиту Сергию искреннее покаянное письмо, где между прочим исповедал то, что, будучи объят гордостью и непокорством, отступил от истины Православия, но об этом глубоко сожалеет. Митрополит Сергий, получив такое чистосердечное покаяние, выраженное в смиренном к нему обращении, немедленно ответил телеграммой, в которой сообщал, что он с отеческой любовью прощает и принимает его в лоно Святой Православной Церкви. Когда протоиерей Свенцицкий получил эту телеграмму, то преисполнился неописуемой радости и духовного веселия. Обливаясь слезами, он повторял: «Вот когда я приобрел мир и радость для своей души!» — и с этими словами мирно скончался. Отпевание его совершено было на месте его первого служения — в церкви Троицы в Листах на Сретенке**.


«Душеполезные размышления». 1881. С. 415. Перепечатано из ж. «Странник» за 1864 г.


Источник: Троицкие цветки с луга духовного. Короткие рассказы о чудесных явлениях силы Божией // Сост. архим. Кронид (Любимов). - СТСЛ, 2018.


Примечания

* Митр. Сергий (Страгородский; 1867-1944) — выдающийся богослов, с 1901 г. — епископ, в 1922-1924 гг. уклонялся в обновленчество, с 1925 г. — заместитель Патриаршего местоблюстителя, с 1934 г. — митрополит Московский, в 1943- 1944 гг. — Патриарх.

** Церковь XVII в., в 1930-х гг. была закрыта, в 1990-х возвращена верующим, начались восстановительные работы.


STSL.Ru


2 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...