Троицкие слободы XVII–XVIII вв.

Бедствия начала XVII века

Пережив в XVI в. период хозяйственного подъема, богатое торговое село Клементьево в начале XVII в. разделило пе­чальную участь многих русских сел и городов, разоренных польско-литовскими войсками и украинскими казаками.

Летом 1608 г. отряд пана Лисовского, возвращаясь из опус­тошенной им Владимирщины в лагерь «тушинского вора» под Москвой, сжег «начальный посад Клемянтеево и во округ ту жи­лища человеческа в воздух дымом разлиа» [1]. В октябре 1608 г. объединенное 25 — 30-тысячное войско Сапеги и Лисовского вновь подошло к Троице-Сергиеву монастырю, желая захватить монастырские богатства, осквернить одну из важнейших свя­тынь русского народа. 16 месяцев обороняли Троице-Сергиев монастырь ратные люди, монахи, жители разоренного села Кле­ментьева и окрестностей. Одним из самых ярких эпизодов обо­роны, подробно описанной троицким келарем Авраамием Палицыным в «Сказании» об осаде Троице-Сергиева монастыря стал подвиг клементьевских крестьян Никона Шилова и Слоты, по­жертвовавших жизнью ради уничтожения вражеского подкопа под стены Троицкой крепости.

12 января 1610 г. Сапега и Лисовский, узнав о появлении русского войска под Александровской слободой, побросали свои запасы и, «никим же гонимы, но десницею божиею», отступили от Троице-Сергиева монастыря. С тех пор вплоть до 1917 г. в Лавре существовал обычай отмечать память освобождения мо­настыря совершением крестного хода по стене лаврской крепо­стной ограды в ближайший к 12 января воскресный день [2].

ф25_2.jpg

Взрыв подкопа

Литография. 60—70-е годы XIX в. Из «Сказания» Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монасты­ря: «В то же время от Святых ворот голова Иван Внуков с товарищи и со всеми людми прииде против подкопов на литовских людей ... збивше литву и казаков под гору на Нижней монастырь и за мельницу... Вскочьше же тогда в глубину подко­па ради творимаго промысла крес­тьяне клемянтиевские Никон, зовомый Шилов, да Слота; и егда же зажгошя в подкопе зелие с калы и смолу, заткавше устие подкопа, и взорва подкоп. Слота же и Никон ту же в подкопе згорешя».

После отхода интервентов окрестности Троице-Сергиева мо­настыря представляли собой тяжелое зрелище: на месте много­численных домов и хозяйственных дворов монастыря остались лишь занесенные снегом обгорелые руины; огороды и поля пере­копаны рвами и ямами, усеяны обломками укреплений, за кото­рыми укрывались вражеские орудия. В руинах лежала Пятниц­кая церковь на подоле, а соседняя Введенская осталась без гла­вы. Тысячи увечных, больных, голодных, потерявших кров бе­женцев со всех сторон стекались по заснеженным дорогам к Сергиевой обители в надежде найти помощь и спасение. Многие умирали на дорогах, не дойдя до монастыря. По свидетельству очевидца, «мертвецы лежали не только в монастыре, но и в сло­бодах — в Служней и в Клементьеве, и в деревнях, и по доро­гам... и не было возможности ни исповедать кого-либо пред смертию, ни причастить св. Христовых Тайн» [3].

Жертвы могли быть еще большими, если бы не настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Дионисий (Зобниновский). Он сделал многое для облегчения участи пострадав­ших. Прежде всего, по благословению архимандрита Диони­сия, при монастыре были построены странноприимные дома для бездомных, устроены больницы и найдены врачи для ране­ных и больных [4]. Не забыли и о погибших. Назначенные архи­мандритом конные объездчики собирали в лесах и на дорогах мертвых и умирающих и привозили их к монастырю. Монахи отпевали и хоронили умерших. Вот свидетельство уроженца села Клементьева, священника Иоанна Наседки, включенное в «Житие» преподобного Дионисия: «Хорошо помню, что мы с братом Симоном похоронили до четырех тысяч мертвецов, именно: в один день в срубе в приходе Николая Чудотворца в Клементьеве похоронили 860 человек, в другом убогом доме (общем кладбище) похоронили 640 человек, в Терентьевой роще 450 человек; кроме того, хоронили в монастыре Живоначальной Троицы и в Служней слободе и у Пятницы, а ино­гда... ходили для сего по деревням и там в течение тридцати недель, по нашему счету, похоронили более трех тысяч чело­век» [5].

ф27_2.jpg

Вылазка за дровами

Литография. 60—70-е годы XIX в. Из «Сказания» Авраамия Палицына: Всегда о дровех бои злы ываху. Исходяще бо за обитель дров ради до- бытиа, и во град возвращахуся не бес кровопролитна... Во вратех же убо фада всегда входяще и исходящей сретающе глаголаху сице: Чим, брате, выменил проклятая дрова сиа, другом ли или родителем или своею кровию?»

Бедствия, по словам о. Иоанна, продолжались полтора го­да. Затем началось восстановление разоренных окрестностей, но шло оно трудно, ив 1614 г. в некогда многолюдном Клемен­тьеве насчитывалось лишь 33 двора, да и те сгорели в октябре 1618 г. при набеге на монастырь войска пана Чаплинского [6]. Месяц спустя к монастырю подходил с войском польский коро­левич Владислав и вновь горели окрестности Троице-Сергиева монастыря [7].


Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV-начало XX века. Текст: К. Филимонов. Составители Н. Соловьёв, К. Филимонов. Предисловие: Т. Манушина. - М., ИД "Подкова", 1997. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Палицын А. Указ соч. С. 131.

[2] РГАДА. Ф. 1204. On. 1. Цд. хр. 17811 (1911). Л. 1—1об.

[3] Житие Преподобнаго отца на­шего Дионисия архимандрита Сергиевой Лавры. Радонежскаго Чудотворца. - СГСЛ, 1908. С 35-36.

[4] Там же. С. 36-38.

[5] Там же. Клементьевский свя­щенник Иоанн Наседка (Шевель) уроженец с. Клементье­ва, деятельный сподвижник ар­химандрита Дионисия. См.: Ар­сений, иеромонах. Указ. соч.

С 30-32.

[6] Житие Преподобнаго отца на­шего Дионисия... С. 17—18.

[7] Арсений, иеромонах. Казан­ская и Ильинская церкви Иль­инского прихода в Сергиевском посаде Московской губернии // ЧОИДР. - М, 1896. Кн. з. С. 7.


STSL.Ru


25 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...