Троицкие селения. Исторический очерк

До тех пор, пока Троицкие слободы находились под управлением Троице-Сергиевой Лавры, превращение их в независимое от Лавры поселение было невозможно. Лишь в 1764 году, в силу опубликованного указа Екатерины II о секуляризации монастырского землевладения, Троицкие слободы с их жителями после четырех веков подчинения Лавре перешли в ведение государства.

Государственную власть в Троицких слободах олицетворял посаженный здесь чиновник, имевший должность «экономического казначея», один из четырех казначеев назначенных в тогдашнем Московском уезде. Экономический казначей в Троицких слободах был очень важной фигурой. Он управлял жителями слобод, причисленными к разряду "экономических" крестьян, ведал судом и расправой над ними, он также выдавал Лавре положенное ей по штатам государственное содержание взамен изъятых у нее земельных вотчин.


Вид на Лавру с юго-западной стороны. Фрагмент гравюры 1862 г.

Вне ведения казначея остались лишь две категории жителей. К первой относились бывшие приказные служители Лавры, населявшие дворы Рождественского прихода. Впрочем, почти все они, грамотные люди, имевшие опыт канцелярской службы, перейдя чиновниками на службу гражданскую или военную, навсегда покинули Троицкие слободы. Вторую категорию составила сотня так называемых штатных служителей – крестьян экономического ведомства, добровольно приписавшихся к Троице-Сергиевой лавре для обслуживания ее хозяйства. Большинство принятых в штат владели каким-либо мастерством, как например, мастерством конюха, котельника, каменщика, плотника, хлебника, повара и так далее. В число штатных Лавры были зачислены живописец, десяток канцелярских служителей, два десятка солдат, вероятно, отставников, необходимых для охраны обители и ее хозяйственных дворов. Жалованье служителям, совсем небольшое, зато регулярное, отпускалось от государства согласно утвержденным штатам, отсюда и название этой группы населения – «штатные служители». Вместе с членами семей они подчинялись священноначалию Лавры. В случае выхода или исключения из штата служитель автоматически возвращался в число государственных крестьян.

Новый период в истории Троицких слобод, продолжавшийся всего восемнадцать лет, можно назвать переходным. Как раз в это время, в июле 1778 г., Троице-Сергиеву Лавру посетил профессор истории член Санкт-Петербургской Академии наук Г.Ф. Миллер, автор двухтомной «Истории Сибири», «Географического словаря» и других сочинений. Итогом поездки стал небольшой путевой очерк о Лавре и Троицких слободах. Из очерка узнаем, что расстояние от Москвы до Лавры составляло 64 версты, и что «64-я верста кончится при самом въезде в первую монастырскую слободу, которая Клементьевской называется. А проехавши монастырь, 65 верста назначена на столбе при выезде из последней слободы». Далее автор очерка обращает внимание на жителей слобод, разделяя их на имеющих землю «настоящих крестьян» и безземельных бобылей. Последние, по его замечанию, в три четверти превосходят числом первых. Бобыли, пишет Миллер, «однакож разными рукодельями, постоялыми дворами и извозом не менее имеют случаев снискать себе довольное пропитание. Поэтому здешние обыватели без различия, а особливо те, кои собственное свое прилежание к тому употреблять не оставляют, довольно зажиточны…». Из очерка Миллера узнаем, что в одной Клементьевой слободе насчитывается 148 душ крестьян, а в прочих же еще 948 душ, что во всех слободах стоят каменные и деревянные церкви. 

Замечание о каменных церквях во всех слободах особенно интересно. Действительно, ко времени приезда Миллера, в трех слободах почти в одно время, между 1769 и 1779 годами были построены и освещены три каменных приходских церкви. Все они были построены в красочном, ярком стиле барокко, соответствующим архитектурному стилю лаврской колокольни, строительство которой началось в 1741 и завершилось в 1771 г. Надо полагать, что именно стройная увенчанная золотой короной 88-метровая вертикаль лаврской колокольни подвигла жителей Троицких слобод к строительству каменных церквей. Вместе со старыми каменными храмами подола и Служней слободы (Введенская, Пятницкая, Рождественская) и вертикалью колокольни, новые каменные приходские церкви оживили низкую деревянную застройку Троицких селений, усилили их сходство с настоящим городом.


Константин Филимонов


Источник: STSL.Ru
31 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...