Троицкие листки № 87. Можно ли верить всякому сну?

Троицкие листки № 87. Можно ли верить всякому сну?

Сновидения бывают трех родов: одни из них происходят от Бога или добрых Ангелов, другие от ангелов злых или диавола, а третьи — сны обыкновенные, от природы. Наши сны, какие видим мы каждую ночь, бывают большей частью обыкновенные: нам грезится большей частью то, что мы видим или слышим в обыкновенной нашей жиз­ни, и потому-То у богача, например, бывают свои сны, каких не видит бедняк; у бедняка — свои, каких не видит богач; у жен­щин — свои, у детей — свои и пр. Само собой разумеется, что та­ким снам верить не должно, потому что — чему тут верить? Многие скажут, что "бывает иногда, что сны и исполняются точно так, как толкуют их". Правда, что и бывает, да только бывает иногда, а не всегда. А если бы каждый наш сон должен был что-нибудь значить, то не иногда, а всегда должен был бы он исполняться на деле. Кроме обыкновенных снов, есть еще и другие сны: одни от злых ангелов или бесов, а другие от Ангелов добрых и от Бога. Что бывают сны от диавола, от которых сохрани нас, Боже, — вот пример. Жил один монах на горе Синайской и там много под­визался, но при всем своем благочестии тот имел недостаток, что вполне верил снам. Вот диавол и воспользовался этим, и раз пред­ставил ему во сне, будто на одной стороне — святые Апостолы, мученики и все христиане находятся во тьме — в аду, и терпят самые страшные мучения, а на другой — жиды, и во свете наслаж­даются блаженством. Проснулся бедный монах, поверил сну, по­шел к жидам, и не только принял еврейскую веру, а еще женился на еврейке... Зато ж и наказал его Господь; года через три преж­ний праведник, еще живой, начал гнить, тело его точили черви, и в таком несчастном положении он умер. Вот какие столпы мо­жет колебать сила бесовская! Да и не мудрено: диавол ведь яколев рыкаяй ходит, иский кого поглотити, и потому готов пользовать­ся всяким случаем, чтобы только сделать нам какое-нибудь зло; а тут во сне и представляется ему удобный случай внушать душе нашей разные греховные помыслы и желания, так как сонный че­ловек ничем не может отогнать его от себя — ни Крестом, ни мо­литвой, потому что не может в ту пору ни молиться, ни крестить­ся. Но Церковь Святая, точно нежная мать, заботится о нас, что­бы предостеречь нас от этого опасного врага: она велит каждому из нас пред тем, как надо лечь в постель, сначала поцеловать Крест свой на груди, потом перекрестить постель свою от ног до головы и во все стороны, и в то же время читать молитву Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. Вся эта молитва направлена против нечистой силы, например, да погибнут беси от лица любящих Бога... Радуйся Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы и проч. А молитвы да крестного знамения диавол боится, как огня. Так, раз явился он святому Симеону Столпнику, кото­рый спасался на столпе, и явился ему в виде светлого Ангела, да еще с огненными конями и с огненной колесницей, и, искушая его, завел с ним такую речь: "Вот, Симеон, ты угодил Богу так, как Илия пророк, и потому я послан сюда, на землю, чтобы восхитить тебя, как Илию, на этой колеснице на небо". Святой поверил было, да как только перекрестился и сказал: Господи благослови (т.е. пе­рейти со столпа на колесницу), так вдруг не стало ни ангела, ни коней, ни колесницы, — все исчезло. Таким образом, могут быть сновидения и от диавола, и таким сновидениям, разумеется, ве­рить не должно, потому что диавол никогда правды не скажет. А чтобы он не мог искушать нас во сне, для этого непременно надо молиться перед сном, да перекрестить постель свою, читая молит­ву Да воскреснет Бог.

Как же можно узнать, что такой-то сон от диавола? Это мож­но узнать по двум признакам. Первый признак: если тебе пригре­зится что-нибудь во сне противное либо вере, либо Церкви Свя­той, либо жизни благочестивой, либо что-нибудь подобное, а меж­ду тем перед сном ничего подобного у тебя и в голове не было. Второй признак: если после пробуждения от такого сна с тобой делается какое-то смущение души, какая-то тоска на сердце. Вот, если эти два признака имеются, то можно думать, что такой сон есть наваждение диавольское.

Перейдем теперь к сновидениям от Ангелов добрых и от Само­го Бога. Что бывают такие сновидения, об этом, кажется, и гово­рить нечего. В Священном Писании столько подобных примеров, что трудно было бы передать все разом. Мы приведем только не­которые из них. Например, святой патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию и лег спать в пустыне, то видел во сне лестницу, досягавшую от земли до неба, Ангелы Божии восходили и спуска­лись по ней, а наверху ее стоял Сам Господь, Который благослов­лял Иакова и обещал отдать эту землю ему и его потомству. И обещание это исполнилось. — У этого патриарха было 12 сыно­вей; один из них был Иосиф, которого братья ненавидели за то, что отец больше любил его, чем их, — за его простосердечие и невинность, и потому тайно от отца продали его в дальнюю сто­рону. Но Бог все Свое устроит; перед этим сам Иосиф видел два замечательных сна: один тот, будто он на поле вязал с братьями снопы, будто его сноп стал прямо, а снопы братьев окружили его сноп и поклонились ему. Сон этот означал, что его братья будут кланяться ему. Другой сон тот, будто солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились перед ним. Это значило, что не только братья, но и отец с матерью придут к нему с поклоном. И тот, и другой сон сбылись в свое время. Конечно, это были люди праведные да святые, а нам, грешным, скажете, где же видеть такие сны? Прав­да, такие необычайные сны чаще всего могут быть у праведников, потому что они и наяву несравненно ближе нас бывают к Богу, который и посылает им такие сны. Впрочем, Бог ко всем так ми­лостив, что подобные сны могут быть и грешникам. Для примера возьмем Навухудоносора, царя Вавилонского: великий он был грешник, — а и он видел замечательные сны. Фараон, царь еги­петский, был тоже большой грешник, а и он видел тоже необык­новенный сон. — Так будем помнить, что сны бывают трех ро­дов: одни от Бога и Ангелов добрых, — таким снам надо верить; другие — от нечистой силы, — таким снам верить не должно; а третьи — от нас самих, и таким снам тоже верить не должно, хоть бывает иногда и то, что во сне наша душа может предчувствовать что-нибудь, только в этом случае надобно нам быть очень осто­рожными, потому что премудрый сын Сирахов сказал: ...якоже емляйся за стене, и гоняй ветры, такожде емляй веру сном. Вол­шебства и обаяния и сония суетна суть; аще не от Вышняго посла­на будут на посещение, не вдаждь в ня сердца твоего: многих бо прелъстиша сония, и отпадоша надеющеся на ня (Сир. 34; 2, 5, 7). Это значит: верить снам тоже, что хвататься за тень и гнаться за ветром. Волшебства, гадания и сны суетны, и если сны не от Бога посланы, то не верь им. Стало быть, если бы кому из нас довелось видеть какой-нибудь сон необыкновенный, то лучше всего не са­мим толковать его; есть у вас отец духовный, он хоть не святой, а все-таки больше нас знает да понимает дело, притом, сон ведь ви­дит душа, а душа ему-то и вверяется от Бога, и потому к нему-то и можно обращаться в подобных случаях с просьбой, а не к гадаль­щицам или знахарям, которые знают не больше, как и все мы, и только обманывают людей простодушных.

Из "Душеполезного чтения", 1881

Когда сон бывает легче и приятнее?

1) . После говения и поста.

2) . После усиленной и теплой молитвы.

3) . После сердечного примирения с врагом.

4) . После исповеди, принесенной от сердца.

5) . После трудного опыта самоотвержения.

6) . После дел милосердия.

Из "Воскресного чтения", 1873


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 375 – 378.


STSL.Ru


13 октября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.