Троицкие листки, № 781. Ангелы Божии

Троицкие листки, № 781. Ангелы Божии

Когда мы, братие, видим красивое, умное дитя, мы говорим о нем: "Точно ангел". Когда видим человека, который очень ко всем добр, ласков, или по жизни чист, свят, мы говорим о нем: "Ангел, а не человек". Когда слышим поющих хоро­шо, мы говорим: "Точно ангелы поют". – Что же такое Ангелы? – Ангелы – это духи добрые, существа невидимые, дивные красотою, дивные светлым умом, святою волею, могучею силою, суще­ства самые добрые, самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости непрестанно поющие.

По природе своей они то же, что наши души: имеют и разум, и волю, только они совершеннее и сильнее, чем мы, человеки. Ангелы выше нас но уму, крепче нас по силам, дальше нашего умными очами видят, лучше нашего все знают, больше нашего все могут. Человек немного ниже Ангелов, но все же ниже (Пс. 8, 6). Такими Ангелы были сотворены в начале.

Когда сотворены они, об этом в Святом Писании прямо нигде не говорится, только в книге Иова в одном месте говорится, что Ангелы восхваляли Бога велиим гласом, когда сотворены были звезды: егда сотворены быта звезды, восхвалиша Мя гласом велиим ecu Ангели Мои (Иов. 38, 7). Значит, Ангелы сотворены до четвертого дня: в который же именно день? – Некоторые святые Отцы полагают, что Ангелы сотворены в первый день, когда сотворено небо, под которым они и разумеют невидимый мир, это невидимое жилище духов. Впрочем, нам довольно знать, что невидимое сотворено прежде видимого и Ангелы прежде человека. – Все Ангелы сотворены добрыми и чистыми, но не все из них сохранили себя такими: некоторые из них возгордились, возмечтали о себе, не стали повиноваться Богу, и таким образом отпали от Бога. Гордость всегда всех губит, и людей и ангелов, и не­послушание никогда и никого к добру не ведет. Те Ангелы, которые остались Богу покорны, послушны, стали еще добрее, еще святее, еще тверже в добре, так что при помощи Божией благодати уже не могут и сделаться худыми, злыми.

А те, которые отпали от Бога, стали теперь так злы, что им уже невозможно сделаться добрыми. Итак, есть Ангелы добрые, чистые; есть другие – злые, нечистые. – В слове Божием о них говорится, что из них целые легионы злых, нечистых, и тысячи тысяч и тьмы тем добрых, святых, поющих, вопиющих, взывающих и глаголющих: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. – Да, и земля, и небо полны славы Твоея, Господи!..

Ангелы Божии живут на небе, в раю; ангелы злые – в преиспод­ней, во аде. – Где же то небо, тот рай, в котором добрые Ангелы? Обыкновенно представляют его там, вверху, над нами, за этим види­мым миром и небом, куда вознесся Иисус Христос, куда вознесена пре­святая Дева Мария, куда взяты Илия и Енох, куда на время восхищен был Апостол Павел, словом: небо, рай – это там, в невидимом, ду­ховном мире, где во всем великолепии открывается Божий свет, Божия слава, Божия радость, где благословенное царство Отца и Сына и Святого Духа. –О, помяни меня, Господи, помяни в том Своем царствии! – Почему светлые Ангелы названы Ангелами? – Слово Ан­гел значит вестник, значит и посланник. Ангелы добрые – это Божии посланники и Божии вестники, Божии по преимуществу. Они по пре­имуществу Бога возвещают, возвещают, как Бог благ, как премудр, всемогущ. Нив ком из сотворенных существ не видно так много Бо­жия всемогущества, Божией премудрости, Божией благости, как в них, в Ангелах.

Возвещая славу Божию, они возвещают и волю Божию. Никем так свято не исполняется воля Божия, Божий закон, как Ангелами; любя Бога самою пламенною любовью, они непрестанно предстоят Ему, выну видят, смотрят на Него, чтобы лететь по Его мановению, испол­нять то, что Он повелит, или быть там, куда Он пошлет. – Свою радость о Боге, свою любовь к Нему Ангелы выражают немолчными песнопениями. Они непрестанно поют, радуясь: свят, свят, свят Гос­подь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Так их поющих видели и слышали пророк Исайя, Иоанн Богослов, апостол Павел и другие святые Божии. – Благоговея перед Богом, Ангелы преисполнены люб­ви друг к другу и к людям. Они выражают свою любовь друг к другу своими общими единогласными песнопениями. Их безчисленное мно­жество, тысячи тысяч, тьмы тем, и вообразить нельзя, как их много. По мнению некоторых святых Отцов, Ангелов больше, чем людей, в девяносто девять раз. По природе своей они все равны и все совер­шенны, но по силе, по достоинству, разнствуют: одни пониже, другие повыше, третьи еще выше и к Богу ближе; одни как бы начальству­ющие, другие как бы подчиненные. Их считается девять чинов, и эти чины разделяются на три лика: в первом лике – Серафимы, Херуви­мы, Престолы; во втором –Господства, Силы, Власти; в третьем – Начала, Архангелы и Ангелы. Так, много Ангелы разнствуют между собою и, несмотря на то, они всегда вместе, с любовью друг на друга взирая, друг другу кланяясь, как у нас священнослужители при служе­нии, поют победную песнь, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: свят, свят, свят!..

Пребывая на небеси, Ангелы по своей любви к людям и по Божию изволению, бывают и на земле. С нами они Бога славят, иногда слыш­но славят, поют; так, их поющих слышали пастыри Вифлеемские; осо­бенно в церкви и преимущественно на литургии они всегда невидимо с нами: они входят со священнослужителями в алтарь славить Бога, сопровождать Царя всех, грядущего к нам, входящего заклатися и датися в снедь верным. – Да, брат возлюбленный: чины Ангельские не­видимо провожают Иисуса Христа к тебе, когда ты причащаешься тела и крови Его. – Но как же Ангелы могут быть и на небе и на земле? – По своей сущности Ангелы то же, что наша человеческая душа, но ни тела человеческого, ничего видимого не имеют; они безплотны, они чистые духи; только на время могут они принимать вид человека, что­бы тот, кому они, по изволению Божию, иногда являются, мог видеть, слышать их, невидимых; явятся, сделают, скажут, что нужно, и тотчас отходят, делаются невидимы.

Итак, не имея ничего телесного, Ангелы быстро, как на крыльях, подобно мысли нашей, могут нисходить на землю, и опять точно так же восходить на небо. Мыслию или желанием и мы можем бывать везде: и на небе, и на земле; но Ангелы могут быть везде всем суще­ством своим: то есть, и умом, и волею, и могуществом своим; только в одно и то же время везде они быть не могут: они могут быть везде там, куда пошлет их Бог, един вездесущий. Устрояя спасение людей, Господь Бог посылает Ангелов возвещать людям Свою волю; так, например, послан был Ангел возвестить пресвятой Деве Марии, что Она родит Спасителя мира. – Желая всем спастися и в разум истины приити, Господь Бог посылает Ангелов служить спасающимся, хранить их от бед, от видимых и невидимых врагов, научать добру, истине, отво­дить от греха, от неправды. Да, Ангелы нам служат, нас вразумляют, наставляют нас, спасают, нам во всем добром помогают, помогают и молитвам нашим возноситься к Богу.

Вообще, где люди бывают, где людям что нужно от Бога или к Богу: там всегда с ними Ангелы, туда Господь всегда посылает их, Своих посланников. Эти Ангелы, посылаемые Богом людям, называ­ются Ангелами хранителями, наставниками. И такие Ангелы есть у всякого села, у всякого города, у всякой области, у всякого государ­ства, у всякого монастыря, у всякой церкви христианской. Такие Ан­гелы хранители есть и у всякого человека. Таким образом, на каждом шагу, на всех путях жизни, мы можем встречать Ангелов хранителей, наставников, руководителей. – Не оставляй же, брат мой, без внима­ния святых Ангелов, бесплотных обитателей мира невидимого, кото­рые так добры к тебе, и которыми ты окружен, можно сказать, как воздухом.

Не оставляй без внимания особенно твоего Ангела хранителя, ко­торый добр и внимателен к тебе особенно, преимущественно. Нико­гда не забывай, что этот Ангел всегда и везде с тобою, во все твои дни и ночи, во все твои часы и минуты с тобою, при всех желаниях и мыс­лях с тобою, на всех твоих путях и дорогах с тобою, и о, как ты был бы счастлив и блажен, если бы в будущей жизни он был всегда с тобой и ты с ним! Аминь.

Из поучений прот. Родиона Путятина


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа.  М.: Молодая гвардия, 2001. Т. 4.


29 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...