Троицкие листки, № 767. Причастникам в Великий Четверток

Троицкие листки, № 767. Причастникам в Великий Четверток
Слава Тебе, Господи! Какой светлый ныне у нас день! Сколько причастников Святых Христовых Тайн! Радуйтесь, блаженные души: Господь в вас! Радуйтесь тем паче, что сподобились мы причаститься ныне, когда установлено самое Таинство. Ныне Господь причастил святых апостолов, и велел им установить во Святой Церкви такое же причащение. Святые апостолы установили. Вот мы и причащаемся пречистого Тела и пречистыя Крови Господа во исцеление души и тела.

Кто причащается, тот приобщается Христу Господу. Кто же приобщается Ему, тот живет истинной жизнью; а кто не приобщается, тот не живет истинной жизнью. Постараюсь пояснить вам это следующим примером. Посмотрите вы на деревья. На каждом дереве есть много ветвей, больших и маленьких; всякая ветка, которая держится на дереве, жива, зелена, имеет листья, дает в свое время цвет и плод; какая же ветка отломится от дерева, та сначала завянет, потом совсем высохнет и умрет. Отчего ветка зелена, жива, цвет и плод дает? Оттого, что она держится на дереве, в котором много сока; она пьет этот сок, питается им и живет. Отчего ветка засыхает и умирает? Оттого, что она отпадает от дерева, не получает из него сока; без сока же нечем ей питаться и жить: она и умирает.

Что ветки на дереве, то все мы, христиане православные; и что само дерево, то Господь и Спаситель наш. Мы тогда только истинно живем и истинный плод приносим, когда соединены бываем с Господом нашим Иисусом Христом. Так сказал Сам Он: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода... Кто не пребудет во Мне, извергнется вон... и засохнет» (Ин. 15; 5-6). Как ветка, соединенная с деревом, берет из него сок и тем живет, так и мы, когда соединены с Господом, приемлем от Него силы и жизнь, и живем; а когда не соединены с Господом. — не живем, хоть и кажемся живущими... Святое Причастие похоже на прививку у садовников. Видели вы, как прививают деревья? Берут веточку, вкладывают ее под кору другому дереву и завязывают; она начинает брать соки из того дерева и срастается с ним; так и мы через Святое Причастие берем от Господа силы, как бы соки из дерева, и срастаемся с Ним или соединяемся, и начинаем жить Его жизнью, жизнью истинной.

Благодарите же Господа, причастившись Святых Его Таин, зная, какое великое благо вы чрез это получили. За нынешнее причащение благодарите, и будущего причащения желайте и, помышляя о нем, говорите: "Когда-то придет пост, чтобы нам еще поговеть и причаститься?" Чем чаще кто причащается, тем ближе бывает ко Господу, тем ему лучше бывает, и сам он лучше становится. Работающий лучше работает, хозяин лучше хозяйничает, начальник лучше начальствует, всякому лучше бывает и всякий лучше становится от Святого Причащения, живее, добрее, умнее. Так и с вами будет; только смотрите, сами себе не повредите чем-либо недобрым: не обижайте никого, не ссорьтесь, будьте кротки, воздержны, трудолюбивы, начальству послушны, страх Божий имейте, часто молитесь и всякому добру прилежите. Много помощи от Святого Причастия тому, кто после причащения не позволяет себе делать ничего худого, а только об одном добром думает и одного доброго желает. А кто после Святого Причастия сделает недоброе, тот портит и уничтожает силу его, тот опять отделяется от Христа Спасителя, подобно тому, как ветка отламывается от дерева. Через Причастие он привился ко Христу, а через какое-либо дело недоброе опять отпадает от Него; такому Причастие не в причастие.

А зачем это и на Страстной седмице установлено причащаться? Затем, между прочим, чтобы причастники помнили страдания Господа и всячески боялись причинять Ему новые страдания по принятии Его в Святых Таинах. Ведь Господь и теперь еще продолжает страдать. Только тогда страдал Он от неверных иудеев, а теперь страдает от христиан, которые по Святом Причастии не стараются жить по-христиански. Когда причащаемся, Господа в себя принимаем. Сердце наше становится храминой для Господа. Через говение и покаяние храмина наша стала чиста и убрана, и Господу в ней покойно. Но если потом начнет кто думать о худом, желать худого или делать худое, то тем причиняет беспокойство Господу. Ему прискорбно будет пребывать в таком сердце, или Он будет страдать в нем. Озаботьтесь же доставить Господу утешение. Господь утешается всем чистым, святым, истинно добрым. Будьте смиренны, миролюбивы, друг друга не огорчайте, нуждающемуся помогайте, над другими не превозноситесь: и Господу покойно в вас и радостно. За это Он и нас наградит радостью, и всякое вам утешение подаст. Доставляя Господу покой и утешение, станьте бдительными стражами над собой и делами своими, и в течение всего времени, от одного причастия до другого, никак не допускайте того, что может оскорбить Господа и лишить вас Его благодатного присутствия, чтобы всякое новое причащение более и более соединяло Господа с вами и вас с Ним.

Хотите ли, я предложу вам самое простое и действенное средство, чтобы успеть в этом? Не забывайте никогда, что Господь в вас. Как хозяин дома при виде у себя высокого гостя никак не допускает что-либо неприятное ему, так и совесть наша, пока будет помнить, что носит в себе Господа, никак не допустит что-либо такое, что может оскорбить Его. Как никто из нас не решился бы на такие действия, какие позволили себе мучители Господа во время Его страданий, так и ныне, пока пребудет в нас ясной и крепкой память о пребывании Господа в нас, быть не может, чтобы мы ослабили бдительность над собой и допустили что-либо, могущее возмутить покой Его. Так, если придут недобрые мысли, вспомните, что Господь в вас, и отстаньте от этих мыслей, ибо попущение их походило бы на глумление слуг, издевавшихся над Господом. Придет ли такое желание, исполнение которого противно заповедям Спасителя, припомните, что Господь в вас, и не допустите совершиться желанию вашему, ибо это значило бы то же, что преклонять колени и говорить: радуйся, Царь Иудейский! (Мф. 27; 29). Вскипит ли страсть, вспомните, что Господь в вас, и найдете силу погасить эту страсть, ибо иначе будете походить на тех, которые кричали: распни Его! (Лк. 23; 21). Так и во всем. И выйдет, что память о том, что Господь в вас, заставит нас заботливо отстранять все, могущее оскорбить Его и упрочить пребывание Его в нас. Для того же, чтобы память эта не отходила от нас, бывайте как можно чаще в храмах Божиих, особенно на литургиях, и здесь со всей силой воспроизводите в себе те спасительные расположения, которыми исполнялись души ваши во дни эти, и особенно ту великую милость, какой сподобились вы ныне. Вспоминая на литургии о Святом Причащении, невольно вспомните и о том блаженном состоянии, в каком находились вы и находитесь теперь, и восприимите желание держать себя в нем всегда, чтобы всегда иметь в себе и Господа.

Я уже не указываю вам на то, что когда Господь в нас, то все в нас: и свет ведения, — чистый и не возмутимый ни сомнением, ни ложью; и крепость доброделания, — не сокрушимая ни внутренними, ни внешними препонами; и мир Божий ублажающий, — при котором не перестают блаженствовать даже среди мучений. В настоящие минуты кто из вас не ощущает благ своих в большей или меньшей мере? Позвольте же самым этим благим состоянием вашим умолять вас — попещись о сохранении его! Сличите то, что вы теперь, с тем, чем бываете, когда предаетесь суете и страстям, и изберите лучшее. Кто теперь выше вас? Не унижайте же себя. Кто блаженнее вас? Не ввергайте же себя в обременительную горечь жизни не по духу Христову.

К Святому Причащению приступают у нас большей частью однажды в год. Так нельзя ли, по крайней мере, если уж не хотим часто причащаться, продлить силу этого единого причащения как можно дольше?.. Но что я говорю: нельзя ли? Необходимо так сделать. Как хотите, но устройтесь так, чтобы вы всегда были таковы, как будто только что причастились. Ибо это только и будет значить, что вы в Господе и Господь в вас, или что вы живете христианской жизнью. А как только потеряете силу причащения, потеряете Господа, перестанете и жить по-христиански. Ах, как близко к нам счастье наше, и как редко мы умеем обладать им! Господи, помоги нам!

Помолимся Господу, пречистой Владычице Богородице и всем святым, чтобы умудрили нас все так устроить, да Посетивший ныне пребудет в нас всегда, и пребывая, отривает (отвергает) всякий грех, всякую страсть и всякое душетленное дело, слово и помышление, и соделает нас достойными быть всегдашним домом Его, во славу пресвятого имени Его. Аминь.

Составлено из слов преосвященного епископа Феофана


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. Полное собрание. – М.: «Синтагма», 2001.

25 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...