Троицкие листки, № 56. Советы опытного старца. Хромец и слепец

Троицкие листки, №  56. Советы опытного старца. Хромец и слепец

Если кто оскорбит тебя, смолчи и скажи ради Христа самому себе: "Вот, из-за меня, грешного, оскорбили Господа моего!" Если услышишь, что кто-нибудь воз­ненавидел тебя и клевещет на тебя, то пошли ему, что можешь, в подарок, дабы потом мог ты сказать в день Судный: "Оставь нам, Владыко, долги наши, якоже и мы остав­ляем долги должником нашим". Если поленишься встать к утре­ни, не давай пищи чреву своему, ибо писано есть: праздный да не яст. Уверяю тебя, кто учинит покражу, тот подвергается взыска­нию, — вот так же взыщет Бог со всякого, кто не встает от сна на службу церковную, исключая болезни или великое утруждение. Впрочем, и от болящего, и трудом утомленного Бог требует молитвы сердечной и служения Ему, ибо это можно выполнять и без телесного труда. Если случится тебе осудить своего ближне­го, и совесть твоя будет тревожить тебя, то поди, поклонись ему в ноги и скажи: "Прости, меня, отче, я осудил тебя", — и впредь остерегайся осуждать или клеветать на кого-либо, ибо осужде­ние и клевета есть смерть для души. Если брат по любви прине­сет тебе что-нибудь в подарок, и ты знаешь, что он беднее те­бя, то постарайся отдарить его чем-либо побольше его подарка. А если сам не имеешь, то поклонись ему до земли и скажи: "Прости меня, брат, Господа ради: я беднее тебя, не могу ни­чем поплатиться с тобою; Бог Сам тебе да воздаст за твою до­броту!" Пробудившись от сна, прежде всего прославь Господа Бога устами твоими и тотчас же начни псалмопение. Наш ум — точно мельница, с самого утра и во весь день мелет или пшени­цу, или плевелы, поэтому поспеши засыпать в него пораньше пше­ницу, пока враг не подсыпал туда плевелы. И когда бы не под­сказало тебе сердце твое, днем ли или ночью: "Встань, помолись Богу", — ведай, что святой Ангел-хранитель твой подходит и говорит с тобою, — это его речи: "Встань, помолись Богу".

И когда ты встанешь на молитву, станет и он с тобою, и бу­дет прогонять от тебя духов злых, рыкающих на тебя. А если не послушаешь и не встанешь, он тотчас удалится от тебя, и тогда легко можешь впасть в руки невидимых врагов твоих. Когда же отходишь ко сну, отнюдь не вспоминай ни о какой женщине, хотя бы она была и святая по жизни; но старайся с молитвою заснуть, ибо о чем человек думает наяву, то самое видит и делает во сне, доброе ли, худое ли. Молись, во-первых, об очищении от стра­стей, во-вторых, об избавлении от неразумия, и, в-третьих, — о сохранении от всякой напасти и о прощении твоих грехов. Од­ного проси себе в молитве — Царствия Божия и правды его, то есть добродетельной жизни и рассуждения, а все прочее прило­жится тебе. Если заболеешь и попросишь у кого-нибудь, что тебе нужно, а тебе не дадут, то не печалься в сердце твоем, а лучше скажи: если бы я был достоин получить это, то Бог положил бы на сердце брату, и он дал бы мне. Если видишь, что брат согре­шает, то поспеши сказать: "Будь ты проклят, сатана! Это — твое дело: мой брат не сделал бы этого сам по себе!" Остерегайся и храни сердце твое, чтобы не осудить своего ближнего, дабы Свя­той Дух не оставил тебя. А если будет клеветать тебе брат на бра­та, то бойся из ложного стыда соглашаться с ним, а скажи ему, чтобы он перестал осуждать ближнего и замолчал. Или же ска­жи ему так: "Я, брат мой, сам повинен осуждению, и не могу су­дить другого", — и сим ты и себя, и его спасешь от греха. Ло­жась в постель свою, вспоминай свой гроб и говори сам себе: "Даст ли мне Бог завтра встать с одра или нет?" И прилежно молись своему Творцу прежде, чем заснешь, — избегай греш­ных помыслов, да воспримешь вечные блага от Господа Бога, Ему же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Поучение из "Пролога "


ХРОМЕЦ И СЛЕПЕЦ

Был некий домовитый человек; он насадил вертоград, обнес оградой, ископал точило, устроил и ворота, но не затворил входа. Возвращаясь домой, он сказал: "Кого оставлю я сторожем моего вертограда? Если оставлю кого-либо из служащих мне рабов, то, зная мою снисходительность, расточат они мое добро. Вот что сде­лаю: приставлю к воротам слепца и хромца, — так что если кто из врагов моих захочет окрасть мой вертоград, то хромец увидит, а слепец услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти в вертоград, то хромец, не имея ног, не может проникнуть внутрь, а слепец, если и пойдет, то попадет в пропасть и расшибется". И, по­садив их у ворот, дал им власть над всем, что вне вертограда, и пищу, и одеяние приготовил неоскудно, только сказал: того, что внутри вертограда, не касайтесь без моего повеления. И после того ушел, сказав, что возвратится со временем. Долго сидели они, и сказал слепец хромцу: "Что это за благоухание повевает из ворот верто­града?" Отвечал хромец: "Внутри вертограда есть у Господина на­шего много доброго и несказанно приятного на вкус. Но так как Господин наш премудр, то он посадил тебя, слепого, и меня, хро­мого, так что не можем достигнуть и насытиться тех добрых пло­дов". А слепец сказал в ответ: "Что же ты давно не сказал мне это­го, чтобы мы не оставались при одном желании, но пошли и завла­дели тем, что у нас под руками? Хотя я и слеп, но имею ноги и силен, могу носить и тебя, и бремя; бери корзину и садись на меня, я тебя буду носить, а ты показывай мне путь, и обретем все блага Господи­на нашего". — "Если же, — прибавил слепец, — придет сюда Гос­подин наш и спросит о воровстве, то я скажу: ты знаешь, Господин, что я слеп. Если же спросит тебя, ты скажи: я хром и не могу дойти внутрь вертограда. Так мы перехитрим своего Господина и сами возьмем себе награду за сторожевую службу".

И вот воссел хромец на слепца и достигли внутрь вертограда, обокрали все бывшие там плоды Господина своего. И пришел че­ловек этот и, увидев, что его вертоград обокраден, счел нужным разлучить слепца от хромца, и повелел сначала привести слепца, чтобы его допросить. "Не поставил ли я тебя, — сказал Госпо­дин, — как доброго сторожа моему вертограду; зачем же ты его обокрал?" — "Господи, — отвечал слепец, — ты знаешь, что я

слеп и без водящего меня не вижу, куда идти, я не слыхал, чтобы кто-нибудь шел мимо меня в ворота. Но я думаю, Господи, что во­ровал хромец". Тогда повелел Господин блюсти слепца, где сам знал, пока не призовет хромца и будет судить обоих. Затем Господин призвал хромца и поставил его на очную ставку со слепцом, и нача­ли они обличать друг друга. Хромец говорил слепцу: "Если бы ты меня не носил, никак бы я не мог при своей хромоте добраться туда". Тогда Господин сказал: "Как вы крали, так и теперь пусть всядет хромец на слепца". И когда хромец всел на слепца, то Господин приказал перед всеми рабами своими немилостиво казнить их и мучить в мрачной темнице; там будет плач и скрежет зубов.

Разумейте же, братие, толкование сей притчи. Человек домо­витый — Бог, Творец всяческих. А вертоград — это земля и мир сей. А оплот вертограда — Закон Божий и заповеди. А слуги, су­щие с Господом, — Ангелы. Хромец — тело человека, а слепец — душа его. А что Господь посадил их у ворот — это значит, что он отдал во власть человека всю землю, дав ему закон и заповеди. Когда же человек преступил заповедь Божию, за это осужден на смерть, то сначала душа его приводится к Богу и оправдывается, говоря: не я, Господи, но тело согрешило. Поэтому и нет мучения душам до второго пришествия, но они блюдутся, где Бог знает. Но когда Господь придет обновить землю и воскресить всех умер­ших, как предрек Сам Христос, тогда ecu сущии во гробех услы­шат глас Сына Божия и оживут, ...и изыдут сотворшии благая в воскрешение живота; а сотворшии злая, в воскрешение суда (Ин. 5; 28,25,29). Тогда души наши внидут в тела, и каждый получит воз­даяние сообразно с своими делами: праведники — вечную жизнь, а грешники — безконечную и безсмертную муку. Богу нашему слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Притча святого Кирилла, епископа Туровского


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 247-250


STSL.Ru


21 октября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.