Троицкие листки, № 558. Как постились наши деды и как постимся мы


«Недолго той земле стоять, где начнут уставы добрые ло­мать», – так говорили наши мудрые деды и прадеды. А что сказали бы они, если бы теперь встали из гробов своих и посмотрели, как мы нарушаем добрые уставы нашей матери Святой Церкви Православной? Навер­ное, с глубокой скорбью сказали бы они: «Тому ли мы учили вас, то ли вам заповедали? Куда у вас девалась прежняя строгость жиз­ни? Где то благоговение к заповедям церковным, к преданиям от­цов святых, которые мы свято соблюдали во дни оные древние? Вы ли наши потомки? Того ли мы ожидали от вас?» И со стыдом пришлось бы нам склонить повинную голову перед этим справед­ливым упреком наших предков благочестивых. Так далеко отста­ли мы от них в сыновнем послушании Церкви Божией и ее уста­вам святым. Безответны мы были бы (да и будем, конечно, при Втором пришествии Христовом) в том, что не храним святых за­ветов старины, заветов, не предками нашими выдуманных, а толь­ко принятых ими от времен стародавних, от времен святоотече­ских и апостольских, ими сохраненных и нам завещанных. 

Давно ли было время, например, когда в каждой православной русской семье тяжким грехом считалось есть в пост пищу скоромную? Помилуй Бог, бывало, в Великий пост разрешить себе – не гово­рю уж мясо, а и рыбу – такого своеволия наши деды даже на одре болезни себе не позволяли. «Как это можно? – говорил какой-нибудь старичок или старушка. – Разве я басурманин какой? Никто от поста не умирал еще: потерплю, ради Господа». И тер­пели, а постов не нарушали. И за это, конечно, от Господа венец подвижников получали. А ныне нередко всей семьей едят не только рыбу, но и мясо – в святые дни поста. Славу Богу, по селам и деревням простые русские люди еще соблюдают святые посты, хотя уже и не так строго, как бывало в старину, а в городах – горько и слышать, что творится.

Не говорим уже о тех, которые учились жить не по русскому, православному закону, а по иностранному, заморскому, – посты перестают соблюдать даже купцы и ремес­ленники. Это – новость, которую лет полсотни назад и услышать было нельзя. Посты тогда любили и почитали, и особенно Вели­кий пост – с какой радостью встречали! Бывало, настанет первая неделя этого поста, первый день его, чистый понедельник, и с каким усердием блюдут православные святыню поста! Помилуй Бог, бывало, до Часов воды напиться или кусок хлеба съесть, а чаю не пили вовсе во дни говения и в Страстную седмицу. Были и такие рабы Божии, которые по целой неделе ничего не вкушали и, славу Богу, были живы и здоровы, и ни на какие болезни не жало­вались. Крепко верили они в целительную силу святого поста и по вере их Бог подавал им доброе здоровье; пост не только не исто­щал их телесных сил, но и придавал больше бодрости духу и через это укреплял самое тело. Не по книгам, не по Четьи Минеи толь­ко знали наши отцы и деды, как полезен пост и сколько нужно человеку пищи, чтобы и не обременять себя ею, и быть бодрым и здоровым: они знали это по собственному опыту. И с каким, бы­вало, сердечным умилением идут эти постники, особенно старич­ки и старушки, в храм Божий, на долгую службу Великопостную, и с каким усердием кладут там поклоны великие – не то, что мы, грешные: только и думаем, как бы служба поскорее кончилась, да из церкви поскорее бы вон. 

В первые дни Страстной седмицы на Часах прочитывается Святое Евангелие – всех четырех еванге­листов, без пропусков; служба долгая, по четыре, по пять часов идет, а наши постники-молитвенники стоят себе в храме Божием, лицом светлы и радостны, внимают слову Божию; так и видно, что у них бодрый дух подкрепляет и плоть немощную. То ли те­перь? Много ли таких молитвенников в наших семьях? Где они? Оттого и не знаем мы тех светлых радостей, коими услаждали свою душу наши деды-прадеды в светлорадостные дни Пасхи Христо­вой, Христова Рождества и других великих годовых праздников. Оттого у нас – что будни, что праздник Христов, – все на душе пусто, на сердце сухо, пасмурно, нерадостно. Видно, что ни го­вори грешник в свое оправдание, а верно слово Божие: Несть радоватися нечестивым (Ис. 48, 22), – нет праздника для грешника! Не заглушить ему никакими самооправданиями упреков своей совести! Да и что за оправдания? Ссылаются, обыкновенно, на то, будто постная пища вредна для здоровья, но правда ли это? Люди ученые делали опыты: кормили людей одной постной пищей, без мяса, без молока, и оказывалось, что они были так же здоровы, как и те, кто каждый день мясо ел. 

Видно, опыт трех святых отро­ков, которые жили при прор. Данииле, и теперь может оправ­даться: они тогда отказались от роскошной трапезы царской, пи­тались только овощами и водой, и однако же оказались красивее и полнее телом, чем их товарищи, которые питались яствами с царского стола (Дан. 1, 12-15). Да оно так и должно быть: Господь при сотворении человека дал ему в пищу только всякую траву се­менную и всякое древо, еже имать в себе плод семене семенного (Быт. 1, 29). В раю человек не знал мясной пищи. Да и после изгна­ния из рая, до самого потопа, люди питались только от земли, ко­торую возделывали в поте лица. Уже после потопа им было по­зволено употреблять в пищу и животных. Значит, мясное вовсе не есть необходимость природы нашей, а только прибавка к пище растительной. Когда люди дольше жили, – тогда ли, когда питались только зелием травным, или когда стали есть мясо животных? 

До потопа они жили век Мафусалов, считавший­ся целыми столетиями, а после потопа, когда разрешили мясо, их век сразу сократился наполовину, а потом стал и еще все меньше и меньше. Но что говорить о тех древних временах? Не признаем ли сами мы, что наши предки, соблюдавшие посты, были крепче и бодрее нас? Не жалуемся ли на наше поколение, что оно слабеет и хилеет и чаще болеет, чем болели тогда? Итак, не бойтесь поста: он скорее укрепит, чем расстроит ваше здоровье, скорее продлит, чем сократит вашу жизнь. Ты жалуешься на болезнь: хорошо, Церковь с больных поста не взыскивает. Но так ли ты болен, что не можешь поститься? Как часто на болезни жалуются люди утолстевшие и разжиревшие! И кого хотят обмануть они: себя или Бога Всеведущего? Им-то и нужно бы поститься, если не для спа­сения души, то хотя бы для облегчения своего тела. Говорят: «Пост – человеческое установление, а не Божее!». Неправда это. Пост – Божее узаконение, и притом самое древнее узаконение. «Почтите седину поста, – говорит свт. Василий Великий, – он узаконен еще в раю. Такую первую заповедь принял Адам: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте (Быт. 2, 17). А это – не снесте – и есть узаконение поста и воздержания». 

Види­те, и в раю было не все позволено вкушать человеку. Были плоды, в пищу Богом благословленные, и был плод запрещенный. Не то же ли это, что пища постная и скоромная? И вы знаете, к чему привело вкушение плода запрещенного. Говорят еще: «Сказано в Евангелии: не входящее во уста сквернит человека, но исходящее изо уст (Мф. 15, 11)». Правда и это, но не грешно ли применять это слово Господа для оправдания своей прихоти? Это слово ска­зано фарисеям, которые в самом деле считали осквернением вку­шение некоторых мяс или даже просто ядение нечистыми руками, а мы вовсе не потому не едим мясо в пост, будто это может осквер­нить нас, а потому, что Церковь, наша благодатная мать и Христова невеста, так нам повелевает.

Есть у тебя дети? Положим, ты приказал им, для их же пользы, чего-нибудь не касаться, а они бы тебя не послушали, как бы ты посмотрел на это? Ужели ты не обиделся бы на их дерзкое непо­слушание? Как же смеем мы ни во что ставить волю Святой Церк­ви, нашей матери, которая устрояет наше спасение? Ты гово­ришь, что брашно же нас не поставляет (приближает) пред Богом (1 Кор. 8, 8), что гораздо важнее быть честным и добрым человеком, чем есть скоромную или постную пищу. Но, друг мой, разве нельзя уже быть тебе честным и добрым, если будешь соблюдать посты? Со­блюдай и то, и другое: и сия подобаше творити, и онех не оставляти (Мф. 23, 23). А я тебе скажу, что вот быть честным и добрым христианином и в то же время не слушаться Церкви уж никак нельзя. Ведь Сам Христос сказал: аще же и Церковь преслушает брат твой, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18, 17). И уж лучше и безопаснее для спасения смиренно сознаться с на­шими предками, что мы «все посты постимся, а никуда не го­димся», чем с фарисеями выставлять напоказ свою честность и добродетель, которые без смирения перед Церковью действитель­но – никуда не годятся.


Источник: Троицкие листки: дух.-нр. чтение для народа. Т. 3. – М.: Молодая гвардия, 2001. С. 655-658.


4 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.