Троицкие листки, № 496. Празднование иконе Божией Матери «Троеручица»

Троицкие листки, № 496. Празднование иконе Божией Матери «Троеручица»

Не краскам и дске мы воздаем честь, поклоняясь иконе святой, а тому, кто изображен на ней. Не от самого изображения мы надеемся милость и помощь получить, а от того, чей лик видим на нем. И упование веры не посрамляет верующего: кто воздает честь, например, святой иконе Богоматери, того Она, преблагословепная Влады­чица наша, берет под Свой благодатный покров и заступление, тому Она Сама — и помощь, и защита во всякой скорби и напасти. И если бы можно было собрать все известные примеры Ее благо­датного заступления притекающим с любовью к Ее святым ико­нам, то можно было бы наполнить ими многие книги; поэтому приведем здесь только одно поучительное сказание о святой ико­не Ее, именуемой "Троеручица".

История этой чудотворной иконы тесно связана с историей жизни великого песнописца Православной Церкви — преподобного Иоанна Дамаскина. Эта святая икона была его келейной иконой; перед ней он всегда совершал свое молитвенное правило, перед ней изливал свои сердечные чувства, перед ней воспевал свои дивные песнопения, коими и доселе благоукрашается наше Православное Церковное Богослужение. В скорбное для Церкви Божией время жил Иоанн; это было время тяжкого гонения на святые иконы от царей-иконоборцев: Льва Исаврянина (с 717 по 741 годы по Р.Х.) и сына его Константина Копронима (с 741 по 775 годы по Р.Х.). Святые иконы, по указу царскому, выносили из церквей и подвер­гали всяческому поруганию и уничтожению, православные, почи­тавшие их, терпели пытки, изгнания, а нередко и смерть. Иоанн родился и вырос в Сирии, в городе Дамаске, где отец его был мини­стром при дворе Дамасского калифа (князя); калиф полюбил моло­дого, прекрасно образованного Иоанна и сделал его градоначаль­ником в Дамаске. Нелегко было Иоанну смотреть на притеснения христиан от турок неверных; но еще тяжелее было слышать, как преследовал православных за почитание святых икон свой же, хри­стианский император, Лев Исаврянин. Не стерпел он неправды этой и написал сочинение в защиту святых икон. "Вижу, — писал он, — что Церковь Божия волнуется жестокой бурей, и думаю, что теперь не время молчать; боюсь Бога более, чем государя земного; а власть государя легко может увлекать народ". Это сочинение он послал в Царьград своим друзьям и просил их распространить его среди пра­вославных; по просьбе друзей он написал и еще два послания о том же. Эти послания повсюду читались с жаждой, и колеблющиеся укреплялись в Православии, а иконоборцы краснели от стыда и ки­пели злобой на мудрого защитника святых икон. Узнал об этих пись­мах Иоанновых и сам царь-иконоборец Лев; понятно, что он не мог простить Иоанну такой, по его мнению, дерзости против его нече­стивых указов, но Иоанн жил не под его властью; оставалось дей­ствовать против него только хитростью. И вот, он призывает ис­кусного писца, приказывает ему достать какое-нибудь письмо, пи­санное рукой Иоанна, изучить по этому письму почерк руки Иоанна и потом написать его подчерком подложное письмо на имя импе­ратора, будто бы Иоанн предлагает ему передать город Дамаск по­средством измены калифу в руки греков. Сказано — сделано, и это подложное письмо царь Лев посылает калифу, уведомляя его, что он, как добрый сосед, не хочет пользоваться изменническим пред­ложением Иоанна и выдает его на суд законному государю.

Можно себе представить, каким гневом воспылал калиф на невинного Иоанна! Он не стал слушать никаких его оправданий и тотчас же приказал отсечь ему кисть правой руки, будто бы изменившей долгу верности и признательности. Приказание ис­полнили; Иоанн, обливаясь кровью, в изнеможении от страш­ной боли был отведен в свой дом, а его рука, на страх всякому изменнику, вывешена на городской площади. Настал вечер; не­винный страдалец, полагая, что разгневанный калиф несколько уже успокоился, посылает к нему близких друзей своих с такой просьбой: "Государь! я страдаю ужасно от нестер­пимой боли; смилуйся надо мной: прикажи отдать мне мою руку; я думаю, что ког­да предам ее земле, мне лег­че будет!..." Калиф смило­вался, и кисть руки была возвращена страдальцу. Тогда Иоанн затворился в своей молитвенной комна­те, приложил мертвую от­сеченную кисть к руке и с горькими слезами пал пе­ред иконой Матери Божией... Нужно ли говорить, как пламенна была его мо­литва? Со всей силой сер­дечной веры он умолял Заступницу рода христианского исцелить его усеченную руку, дабы он мог продолжать свои писания в защиту икон святых, на пользу Церкви Православной и во славу Божию. Обезсиленный страда­ниями, он наконец впал в дремоту, и вот, в тонком сне, он видит, что лик Владычицы взирает на него с иконы светлым и милости­вым взором; Она говорит ему: "Вот, твоя рука теперь здорова; не скорби же, и исполни то, что обещал ты в молитве своей". Иоанн пробудился: ощупал, осмотрел свою руку и едва мог по­верить своим чувствам: рука, как и прежде, была целой, ни следа болезни; только там, где она была отсечена, как бы в удостове­рение чуда, остался признак кровавого усечения, подобно розо­вой нити... Так скоро услышала скорбную молитву Своего из­бранника Матерь милосердия! В полноте благодарного чувства Иоанн воспел в честь Ее новую песнь: "О Тебе радуется, Благо­датная, всякая тварь", — ту дивную песнь, которую Церковь по­вторяет на литургии Василия Великого во дни Святой Четыредесятницы. В память дивного исцеления Иоанн вычеканил из се­ребра кисть руки и приложил ее к иконе, перед которой молился об исцелении, отчего эта икона и получила название: "Троеручица". Недолго прожил после этого святой Иоанн в шумной сто­лице калифа; несмотря на просьбы и увещания Дамасского вла­детеля, он вскоре раздал все свое имущество бедным и удалился в тихую пустынную лавру преподобного Саввы Освященного, взяв с собой единственное сокровище — икону Матери Божией. Здесь провел он много лет в строгих подвигах послушания; здесь писал он свои вдохновенные песнопения, здесь и почил от тру­дов своих на сто четвертом году своей святой жизни. А его не­разлучная спутница — святая икона "Троеручица", через пять­сот лет после его кончины, была вручена на благословение вели­кому Сербскому подвижнику, святителю Савве, посетившему лавру своего святого соименника. Святитель Савва Сербский отнес икону в родную Сербию, откуда она через некоторое вре­мя, по воле Самой Царицы Небесной, прибыла, наконец, на Свя­тую гору Афонскую, в монастырь Хилендарский, и поставлена в алтаре соборного храма. Однажды умер в обители игумен; в сре­де братии возникли споры, кого избрать во игумена? Одни сто­яли за того, другие за другого. В их спор вступила Сама Матерь Божия: однажды, когда братия собрались к утрени, они увидели на игуменском месте икону "Троеручицы". Ее снова поставили в алтаре, но наутро она оказалась опять на месте игумена. И сно­ва перенесли ее в алтарь, а двери церкви запечатали, чтобы ник­то не мог войти туда. Но и на третий день икона оказалась на игуменском месте. Пока братия рассуждали, что это значит, — пришел известный в их обители затворник и сказал: "Не трогай­те святую икону с игуменского места: Сама Матерь Божия жела­ет Своей иконой быть нам вместо игумена...". С той поры в Хилендаре нет игумена, а только — наместник игуменский; церков­ники берут благословение на всякое послушание у святой иконы Троеручицы. Одевшись в мантию, они делают перед ней два зем­ных поклона, с крестным знамением целуют ее руку, а потом, как перед Настоятельницей, падают в землю уже без крестного знамения... И сознаются иноки благоговейные, что, подступая к иконе святой, они ощущают невольный страх, как перед началь­ником, а вместе с тем и чувство детской любви, как перед Мате­рью вечной любви и утешения...

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее "Троеручица", глас 4

Днесь всемирная радость возсия нам велия:/ даровася святей Горе Афонстей/ цельбоносная Твоя, Владычице Богородице, икона,/ со изображением тричисленно и нераздельно пречистых рук Твоих/ в прославление Святыя Троицы,/ созываеши бо верных и молящихся Тебе о сем познати,/ яко двема Сына и Господа держиши,/ третию же яви на прибежище и покров чтущим Тя,/ от всяких напастей и бед избавляти,/ да вси, притекающии к Тебе, верою приемлют неоскудно от всех зол свобождение,/ от врагов защищение,/ сего ради и мы вкупе со Афоном вопием:// радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее "Троеручица", глас 8

Днесь веселое наста ныне Твое торжество, Богомати Пречистая,/ вси вернии исполнишася радости и веселия,/ яко сподобльшеся изрядно воспети/ предивное явление честнаго образа Твоего/ и рождшагося из Тебе Младенца, истинна же Бога,/ Егоже двема рукама объемлеши,/ и третиею от напастей и бед нас изымаеши// и избавляеши от всех зол и обстояний.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее "Троеручица"

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, велие чудо святому Иоанну Дамаскину явившая, яко веру истинную - надежду несумненную показавшему! Услыши нас, грешных, пред чудотворною Твоею иконою усердно молящихся и просящих Твоея помощи: не отрини моления сего многих ради прегрешений наших, но, яко Мати милосердия и щедрот, избави нас от болезней, скорбей и печалей, прости содеянныя нами грехи, исполни радости и веселия всех, чтущих святую икону Твою, да радостно воспоем и любовию прославим имя Твое, яко Ты еси от всех родов избранная и благословенная во веки веков. Аминь.


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО «Молодая гвардия».


STSL.Ru 


11 Июля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Ключи от Лавры
Ключи от Лавры
17 апреля 1946 г., в Великую Среду Страстной седмицы, состоялась официальная передача ключей Успенского собора от дирекции Загорского музея-заповедника Троице-Сергиевой Лавре – в лице ее наместника архимандрита Гурия (Егорова). В следующие два дня собор был подготовлен к проведению праздничных богослужений...
Траурный маршрут
Траурный маршрут
17 апреля 1879 года в Троице-Сергиеву лавру из Москвы было доставлено тело почившего митрополита Московского и священноархимандрита Лавры Иннокентия...
Установка креста на Успенский собор Лавры
Установка креста на Успенский собор Лавры

16 апреля 1946 года установлен отремонтированный крест на Успенский собор Лавры, сорванный бураном еще в 1923 году.

Командир Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов посетил Троице-Сергиеву Лавру
Командир Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов посетил Троице-Сергиеву Лавру

15 апреля 1904 года по пути на Дальний Восток в связи с началом войны с Японией Троице-Сергиеву Лавру посетил назначенный командиром Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов (1844-1918), назначенный после гибели адмирала С.О. Макарова командующим флотом в Тихом океане (с 1 апреля 1904 года).

Встреча со святыней
Встреча со святыней

13 апреля 1914 года, 105 лет назад, на станцию Сергиево прибыла икона преподобного Саввы Звенигородского. Встреченная крестным ходом из Вознесенской церкви, икона была торжественно препровождена в Троице-Сергиеву Лавру.