Троицкие листки, № 496. Празднование иконе Божией Матери «Троеручица»

Троицкие листки, № 496. Празднование иконе Божией Матери «Троеручица»

Не краскам и дске мы воздаем честь, поклоняясь иконе святой, а тому, кто изображен на ней. Не от самого изображения мы надеемся милость и помощь получить, а от того, чей лик видим на нем. И упование веры не посрамляет верующего: кто воздает честь, например, святой иконе Богоматери, того Она, преблагословенная Влады­чица наша, берет под Свой благодатный покров и заступление, тому Она Сама – и помощь, и защита во всякой скорби и напасти. И если бы можно было собрать все известные примеры Ее благо­датного заступления притекающим с любовью к Ее святым ико­нам, то можно было бы наполнить ими многие книги; поэтому приведем здесь только одно поучительное сказание о святой ико­не Ее, именуемой «Троеручица».

История этой чудотворной иконы тесно связана с историей жизни великого песнописца Православной Церкви – преподобного Иоанна Дамаскина. Эта святая икона была его келейной иконой; перед ней он всегда совершал свое молитвенное правило, перед ней изливал свои сердечные чувства, перед ней воспевал свои дивные песнопения, коими и доселе благоукрашается наше православное церковное богослужение. В скорбное для Церкви Божией время жил Иоанн; это было время тяжкого гонения на святые иконы от царей-иконоборцев: Льва Исаврянина (с 717 по 741 годы по Р. Х.) и сына его Константина Копронима (с 741 по 775 годы по Р. Х.).

Святые иконы, по указу царскому, выносили из церквей и подвер­гали всяческому поруганию и уничтожению, православные, почи­тавшие их, терпели пытки, изгнания, а нередко и смерть. Иоанн родился и вырос в Сирии, в городе Дамаске, где отец его был мини­стром при дворе Дамасского калифа (князя); калиф полюбил моло­дого, прекрасно образованного Иоанна и сделал его градоначаль­ником в Дамаске. Нелегко было Иоанну смотреть на притеснения христиан от турок неверных; но еще тяжелее было слышать, как преследовал православных за почитание святых икон свой же, хри­стианский император, Лев Исаврянин. Не стерпел он неправды этой и написал сочинение в защиту святых икон. «Вижу, – писал он, – что Церковь Божия волнуется жестокой бурей, и думаю, что теперь не время молчать; боюсь Бога более, чем государя земного; а власть государя легко может увлекать народ». Это сочинение он послал в Царьград своим друзьям и просил их распространить его среди пра­вославных; по просьбе друзей он написал и еще два послания о том же.

Эти послания повсюду читались с жаждой, и колеблющиеся укреплялись в православии, а иконоборцы краснели от стыда и ки­пели злобой на мудрого защитника святых икон. Узнал об этих пись­мах Иоанновых и сам царь-иконоборец Лев; понятно, что он не мог простить Иоанну такой, по его мнению, дерзости против его нече­стивых указов, но Иоанн жил не под его властью; оставалось дей­ствовать против него только хитростью. И вот, он призывает ис­кусного писца, приказывает ему достать какое-нибудь письмо, писанное рукой Иоанна, изучить по этому письму почерк руки Иоанна и потом написать его почерком подложное письмо на имя импе­ратора, будто бы Иоанн предлагает ему передать город Дамаск по­средством измены калифу в руки греков. Сказано – сделано, и это подложное письмо царь Лев посылает калифу, уведомляя его, что он, как добрый сосед, не хочет пользоваться изменническим пред­ложением Иоанна и выдает его на суд законному государю.

Можно себе представить, каким гневом воспылал калиф на невинного Иоанна! Он не стал слушать никаких его оправданий и тотчас же приказал отсечь ему кисть правой руки, будто бы изменившей долгу верности и признательности. Приказание ис­полнили; Иоанн, обливаясь кровью, в изнеможении от страш­ной боли был отведен в свой дом, а его рука, на страх всякому изменнику, вывешена на городской площади. Настал вечер; не­винный страдалец, полагая, что разгневанный калиф несколько уже успокоился, посылает к нему близких друзей своих с такой просьбой: «Государь! я страдаю ужасно от нестер­пимой боли; смилуйся надо мной: прикажи отдать мне мою руку; я думаю, что ког­да предам ее земле, мне лег­че будет!..»

Калиф смиловался, и кисть руки была возвращена страдальцу. Тогда Иоанн затворился в своей молитвенной комна­те, приложил мертвую от­сеченную кисть к руке и с горькими слезами пал пе­ред иконой Матери Божией... Нужно ли говорить, как пламенна была его мо­литва? Со всей силой сер­дечной веры он умолял Заступницу рода христианского исцелить его усеченную руку, дабы он мог продолжать свои писания в защиту икон святых, на пользу Церкви Православной и во славу Божию. Обессиленный страда­ниями, он наконец впал в дремоту, и вот, в тонком сне, он видит, что лик Владычицы взирает на него с иконы светлым и милости­вым взором; Она говорит ему: «Вот, твоя рука теперь здорова; не скорби же, и исполни то, что обещал ты в молитве своей».

Иоанн пробудился: ощупал, осмотрел свою руку и едва мог по­верить своим чувствам: рука, как и прежде, была целой, ни следа болезни; только там, где она была отсечена, как бы в удостове­рение чуда, остался признак кровавого усечения, подобно розо­вой нити... Так скоро услышала скорбную молитву Своего из­бранника Матерь милосердия! В полноте благодарного чувства Иоанн воспел в честь Ее новую песнь: «О Тебе радуется, Благо­датная, всякая тварь», – ту дивную песнь, которую Церковь по­вторяет на литургии Василия Великого во дни Святой Четыредесятницы. В память дивного исцеления Иоанн вычеканил из се­ребра кисть руки и приложил ее к иконе, перед которой молился об исцелении, отчего эта икона и получила название «Троеручица».

Недолго прожил после этого святой Иоанн в шумной сто­лице калифа; несмотря на просьбы и увещания Дамасского вла­детеля, он вскоре раздал все свое имущество бедным и удалился в тихую пустынную лавру преподобного Саввы Освященного, взяв с собой единственное сокровище – икону Матери Божией. Здесь провел он много лет в строгих подвигах послушания; здесь писал он свои вдохновенные песнопения, здесь и почил от тру­дов своих на сто четвертом году своей святой жизни.

Его не­разлучная спутница – святая икона «Троеручица» – через пять­сот лет после его кончины, была вручена на благословение вели­кому Сербскому подвижнику, святителю Савве, посетившему лавру своего святого соименника. Святитель Савва Сербский отнес икону в родную Сербию, откуда она через некоторое вре­мя, по воле Самой Царицы Небесной, прибыла, наконец, на Свя­тую Гору Афонскую, в монастырь Хилендарский, и поставлена в алтаре соборного храма.

Однажды умер в обители игумен; в сре­де братии возникли споры, кого избрать во игумена? Одни сто­яли за того, другие за другого. В их спор вступила Сама Матерь Божия: однажды, когда братия собрались к утрени, они увидели на игуменском месте икону «Троеручицы». Ее снова поставили в алтаре, но наутро она оказалась опять на месте игумена. И сно­ва перенесли ее в алтарь, а двери церкви запечатали, чтобы ник­то не мог войти туда. Но и на третий день икона оказалась на игуменском месте. Пока братия рассуждали, что это значит, – пришел известный в их обители затворник и сказал: «Не трогай­те святую икону с игуменского места: Сама Матерь Божия жела­ет Своей иконой быть нам вместо игумена...». С той поры в Хилендаре нет игумена, а только – наместник игуменский; церков­ники берут благословение на всякое послушание у святой иконы Троеручицы. Одевшись в мантию, они делают перед ней два зем­ных поклона, с крестным знамением целуют ее руку, а потом, как перед Настоятельницей, падают в землю уже без крестного знамения... И сознаются иноки благоговейные, что, подступая к иконе святой, они ощущают невольный страх, как перед началь­ником, а вместе с тем и чувство детской любви, как перед Мате­рью вечной любви и утешения.

Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. М. Молодая гвардия, 2001. Т. 3. - С. 399-402.


25 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.