Троицкие листки, № 490. Счастье родителей

Троицкие листки, № 490. Счастье родителей

Святое, поистине святое и великое дело — воспитывать детей в страхе Божием. Родители, и все вы, кому ввере­но от Бога воспитание детей! Помните, что детские лета — такое время, когда легче всего направить чело­века или на путь добра, или же, наоборот, на путь зла.

Счастливы вы, если ваши питомцы с раннего возраста встанут на спасительную стезю заповедей Божиих: ваши нелегкие труды вос­питания не пропадут даром. Жизнь святого славного великомуче­ника Христова Димитрия служит прекрасным примером того, как семя благочестия, вложенное в душу отрока, росло и принесло обильный плод. Благочестивые родители великомученика жили в такое время, когда христиане терпели гонение от царей языческих; исповедуя втайне Христову веру, они с благоговением хранили в своем доме, в особой молитвенной горнице, две святые иконы, укра­шенные золотом и драгоценными каменьями. Одна из них изоб­ражала Христа Спасителя, а другая — Его Пречистую и Преблагословенную Матерь. Перед этими святыми иконами родители свя­того Димитрия ежедневно возжигали свечи, воскуряли фимиам и усердно молились Господу и Пресвятой Владычице Богородице. В эту потаенную свою молитвенную храмину привели они однажды малютку сына, показали ему на святые иконы и сказали: "Вот это — изображение Единого истинного Бога, сотворившего небо и зем­лю, а вот это — изображение Пречистой Девы Богородицы". И тут же, в молитвенной горнице, под сенью икон святых, стали они поучать мальчика святой вере христианской. Внимательно слушал святой отрок наставления своих родителей. Благодать Божия кос­нулась его юного сердца, и он, поклонившись святым иконам, с усердием и слезами поцеловал их. Так приступали к святому делу обучения своего дитяти истинам веры святой благочестивые роди­тели великомученика Димитрия. И юный Димитрий радовал сво­их родителей и успехами в учении, и своим добрым поведением. В его чистом детском сердце все сильнее и сильнее разгорался благо­датный огонек любви к Богу, и когда достиг он возраста мужеско­го и был назначен воеводой града Солуня, то запечатлел свою лю­бовь к Богу мученической своей кровью. Таковы были благосло­венные плоды того доброго семени, которое брошено было в детское сердце Димитрия его благочестивыми родителями!

Возлюбленные о Господе братия! И всякое доброе дело долж­но начинать молитвой и Божиим благословением; а такое святое дело, как обучение детей истинам веры святой, нам, христианам православным, и стыдно, и грешно начинать без Божия благосло­вения. Так думали, так делали, так и нам заповедали делать наши предки благочестивые. Они приводили дитя в храм Божий, про­сили священника служить молебен Господу Богу при начале "уче­ния отроком"; служитель алтаря Господня исполнял их желание, окроплял дитя святой водой Богоявленской, благословлял его Кре­стом животворящим и давал ему просфору, из коей вынута части­ца о здравии отрока, начинающего учиться. Так делают и теперь благочестивые родители. Нередко они путешествуют со своими детьми перед началом их учения к святыням Русской земли: кто в Киев, кто в обитель преподобного Сергия, а кто в ближайшую обитель иноческую; здесь они молятся сами, и учат детей своих молиться и просить Божией помощи и Божия благословения на благое учение книжное; здесь же, во святых местах, покупают они святые иконы и книжицу — азбучку на благословение малюткам своим. Так, благословясь, начинают они святое дело обучения де­тей грамоте; начинают с молитвы и продолжают с молитвой. И по вере их бывает им: благословение Божие нисходит на главу их дитяти, и дитя учится успешно, и радует родителей своими успе­хами, своим послушанием и добротой сердечной.

Кто из вас, возлюбленные, не пожелал бы себе такого счастья в своих детях — умных, добрых и послушных? А если желаешь, то что же мешает тебе с колыбели приучать дитя к страху Божию, се­ять в его нежном сердечке святое семечко любви к Отцу Небесно­му? Ты скажешь, может быть, что малютка ничего не понимает — как-де говорить ему о Боге? Ах, брат любезный! Если ты любишь свое дитя христианской любовью, если ты сам любишь всем серд­цем Господа Бога, то эта твоя любовь и научит тебя, как учить дитя страху Божию. Ведь вот малютка узнает же тебя, узнает свою мать и протягивает вам свои ручонки... Поднесите же его к святым ико­нам, какие есть у вас в доме: покажите ему лик Христа Спасителя и Пречистой Его Матери, как показали своему сыну родители вели­комученика Димитрия, — покажите и скажите: "Вот это — образ нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, а вот это — лик Его Пресвятой Матери! Перекрестись, милое дитя, и поцелуй их!" И сами помогите малютке сложить персты для крестного знамения, научи­те его, как следует осенить себя этим спасительным знамением, и сами приложитесь, и дитя приложите к святой иконе. Верьте, дру­га, что Господь незримо благословит вас тогда Своим благослове­нием небесным!

А сколько каждый день встречается случаев для воспитания в дитяти страха Божия! Вот ударили в колокол соседней церкви к службе Божией: перекреститесь сами с молитвой и дитя заставьте то же сделать. Вот садитесь вы за обед — молитесь сами и дитя учи­те тому же. Молитесь неопустительно утром и вечером, и детей при­учайте к тому же. Возжигайте лампады перед святыми иконами, если не можете каждый день, то хотя бы в праздники: пусть дитя испытает своим нежным сердцем то тихое чувство умиления, кото­рое испытываешь ты сам, взирая на лик Спасителя или Богомате­ри, при свете горящей лампады во тьме ночной... Ходите в церковь Божию и детей водите непременно с собой. До семилетнего возра­ста дитя ваше — невинный младенец; Святая Церковь благослов­ляет ему причащаться Животворящей Крови Христовой когда вам угодно, хоть каждый день; пользуйтесь же чаще этим спаситель­ным Таинством во исцеление души и тела вашего малютки, и вну­шайте ему благоговение к этой неизреченной святыне Господней. Встретили священника — просите у него Божия благословения и себе и детям своим. Садится дитя за книжку — пусть прежде помо­лится Господу Богу. А книжки давайте ему Божественные, а не сказ­ки пустые, безполезные. И будет расти ваше дитя под сенью благо­дати Божией, —и пребудет близ него Ангел-хранитель его неотлуч­но, и возрастет оно вам на радость и утешение, ближним на пользу и Господу Богу во славу. Да будет так! Аминь.


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО «Молодая гвардия». С. 374-376.


STSL.Ru


8 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...