Троицкие листки, № 47. Вход Господень в Иерусалим. Чему учит нас верба?

Вход Господень в Иерусалим

За шесть дней до Пасхи Иисус Христос пошел из Вифании в Иерусалим. Поравнявшись с селением Виффагией, которое лежало при горе Масличной в смежности с Вифанией, Он останавливается и, подозвавши двух учеников Своих, говорит им: «Подите в это селение, которое прямо перед вами (в Виффагию); при входе в него вы тотчас найдете ослицу привязанную и с нею осленка, на которого еще никто не саживался; отвязавши, приведите ко Мне и, если кто спросит вас, для чего отвязываете, скажите, что они надобны Господу, и тотчас отпустит их сюда».

Между тем в Иерусалиме, вероятно, от сопровождавших Иисуса Христа через Иерихон, распространился слух, что Иисус идет во Иерусалим. Тогда многие из народа, пришедшего на праздник, взяли пальмовые ветки и пошли к Нему навстречу. Когда же привели к Иисусу Христу ослицу с осленком, ученики покрыли осленка одеждами своими и посадили на него Иисуса. И когда Он ехал, многие из народа постилали одежды свои по дороге, а иные срезывали ветви с дерев и бросали их по дороге.

Он поднимается на верх горы Масличной, откуда открывался вид на весь святой город. Тогда все множество учеников начали в радости велегласно хвалить Бога за все чудеса, какие они видели. Из народа, со всех сторон, и от тех, которые встречали, и от тех, которые сопровождали, послышались восклицания: «Осанна (помоги, Господи!) Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно наступающее царство отца нашего Давида! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Мир на небеси, и слава в вышних! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних (помоги, Всевышний Боже!)».

Тут некоторые из фарисеев, бывших между народом, сказали Ему: «Учитель, уйми учеников Своих». Но Он отвечал: «Я вам сказываю: если они замолчат, то камни возопиют».

И когда Он спустился к городу, то, взглянув на него, заплакал о нем и сказал: «О, если бы ты хотя в этот день, тебе благоприятствующий, понял, что служит к благосостоянию твоему! Но вот, это скрыто от очей твоих. Придут на тебя дни, когда враги твои поднимут насыпь вокруг тебя, окружат тебя, стеснят тебя со всех сторон, разорят тебя до основания, побьют детей твоих среди тебя и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не уразумел времени, в которое так чудно посетил тебя Бог!»

И когда Он вступил в Иерусалим, весь город пришел в волнение. Спрашивали: «Кто это?» Народ говорил: «Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». При этом случае бывшие с Ним прежде рассказывали, как Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Все спешили посмотреть на Чудотворца. Между тем фарисеи с укоризной говорили друг другу: «Видите ли, что вы не успеваете ничего? Смотрите, весь мир за Ним идет!»

Иисус Христос вступил во храм. Тут приступили к Нему слепые и хромые, и Он исцелил их. Первосвященники и книжники не выпускали Его из глаз и были невольными свидетелями Его чудес. Но когда дети стали повторять во храме восклицания, слышанные ими на пути от отцов, и начали взывать: «Осанна Сыну Давидову!» — они закипели негодованием и сказали Ему: «Слышишь, что они говорят?» Иисус Христос отвечал: «Да! а разве вы не читывали: в устах юных и грудных детей Ты приготовил Мне хвалебную песнь?» (Ис. 8:3).

Из «Священной истории протоиерея М. Богословского


Чему учит нас верба?

В нынешний день мы по уставу нашей Церкви имеем обыкновение держать в руках древесные ветви и горящие свечи. Для чего это? Этим мы воспоминаем торжественный вход Иисуса Христа во Иерусалим. Держа в руках ветви, мы как будто встречаем Иисуса Христа, как некогда встречал Его народ иерусалимский. Мы и сами, слушатели, некогда на самом деле будем встречать Иисуса Христа, только не таким, каким встречали Его иерусалимляне. Они видели в Нем кроткого Царя, сидящего на жребяти осли, а мы узрим Его, грядущего на облацех силой и славой многою, узрим Судией, страшным для нечестивых. И потому-то, держа в руках древесные ветви, мы воспоминаем и будущее наше воскресение, наше исшествие на сретение Судии, страшного для нечестивых. И посмотрите на эти ветви: они зимой были как бы мертвы, без жизни, но вот с наступлением весны они опять ожили. И мы умрем, и для нас наступит смерть, эта суровая зима, но придет наша весна, и мы опять оживем, и наше тело, истлевшее в земле, опять соединится с душой. Таков у Бога закон: Он тленное облечет в нетление и мертвое сделает бессмертным. Итак, держа в руках древесные ветви, мы выражаем то, что встречаем Господа Иисуса Христа.

Что же теперь значат горящие свечи? Для чего мы держим их в своих руках? Этим мы показываем наше усердие к Иисусу Христу, наше пламенное желание встретить Его. Как у нас в руках горит свеча, так в нас сердце горит любовью к Иисусу Христу и желанием встретить Его. Но мы можем, слушатели, и теперь еще сретить Господа, и нам не нужно далеко выходить для сретения его: Он непрестанно при нас. Он непрестанно стоит при дверях сердца нашего. Но отворяем ли мы эти двери для Иисуса Христа, изъявляем ли желание встретить Его? Увы, двери нашего сердца все заперты, нас нет дома для Иисуса Христа: наше сердце полно забот о суете мирской, а для Господа в нем нет и места.

Когда Иисус Христос входил в Иерусалим, то некоторые из народа снимали с себя одежды и бросали на дорогу, по которой Господь проходил. Но мы, слушатели, что бросаем для Господа? Бросаем ли те свои удовольствия, которых Он не любит? Бросаем ли те свои дела, которые Ему неприятны? Что же пользы, что мы оставили праздник и пришли в храм этот? Что пользы, что величаем Христа, зовуще: Благословен грядый?

Нет, слушатели, если мы действительно желаем встретить Господа и иметь Его всегда в душах наших, то непременно должны бросить то, что Ему неприятно, и что мы слишком любим, любим до забвения Бога.

Христе, Спасителю наш! Ты всё стоишь при дверях сердца нашего, Ты всё ждешь от нас раскаяния. О, не удаляйся, подожди еще и еще, может быть, наконец мы одумаемся, раскаемся! Аминь.

Из поучений протоиерея Р. Путятина

Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. Полное собрание. М.: «Синтагма», 2001.


12 Апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.