Троицкие листки № 44. «Душе моя, восстани! Что спиши? »

Троицкие листки №  44. «Душе моя, восстани! Что спиши? »

Восстань, душа моя, спавшая доныне во грехе, отряси сон свой, спеши и в покаянии ищи прибежища; и Правди­вый умилостивится, может быть, слезами твоими. Еже­часно проливай пред Судьей слезы сокрушения о срам­ных делах своих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои и в воздаяние за непотребства твои... Сугубо плач о себе, что­бы Правдивый и услышал тебя, и примирился с тобой. Увы, душа моя! Зачем не радеешь ты о жизни своей? Зачем в рассеянии про­водишь немногие дни ее? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? Что же будешь делать там, живя нерадиво здесь? Что ста­нешь отвечать в оправдание свое, представ престолу Страшного Судии? Враг обманывает тебя и изо дня в день расхищает достоя­ние твое, а ты и не разумеешь того! Вострепещи, несчастная, и ужаснись мучений, какие сама себе приготовила ты! Плачь о себе, сообщница нечистых сил, потому что повсюду с тобой пойдет веч­ный огонь... Глубоко погрязла ты в похотях и никогда не изникала из них. Терниями и волчцами заглушены помышления твои, и не принесла еще ты плодов покаяния. Страсти обуревали тебя, как волны, и потопили корабль твой в море грехов. Никогда не при­водила ты себе на память того дня, который подвергнет испыта­нию все сокровенное. Что будешь делать, когда приведет тебя в трепет глас, требующий, чтобы шла ты в сретение Жениху? Свет очей твоих померкнет и исчезнет — и останешься ты вне с юроди­выми девами. Запасайся елеем (добрых дел), бедная душа, пока есть еще время к оправданию! Проси себе оставления грехов вме­сте с блудницей и слезами своими врачуй язвы свои! Отверзта еще дверь покаяния, войди, очистись от скверн своих! Ты, желающий спасения сынов человеческих, пощади душу, удалившуюся от Тебя! Прими ее, Господи, с обычною Тебе милостью. На праведном Суде щедроты Твои да покроют меня, грешного, и да избавят меня от мучения. Ты, оставляющий грехи и милующий туне, прости мне душевные прегрешения на праведном Суде! Славословие Тебе от заблудивших, которых собрал и привел Ты к покаянию!

Из творений преподобного Ефрема Сирина

"ЧТО СПИШИ?"

Душе моя, душе моя, — ты, которая у меня одна, так что если потеряю тебя, то лишусь всего, — ты, которая будучи создана по образу Божию, по тому самому уже превыше всего мира и даже по падении твоем искуплена драгоценною Кровью Сына Божия, и предназначена к вечному блаженству с Богом на небе, — душе моя, душе моя, что спиши! Для чего забываешь свою природу и достоинство и так жалко отдаешь себя в рабство пло­ти и крови, — в плен миру и диаволу, врагам твоим? Зачем, со­зданная служить Богу живу и истинну, кланяешься до земли вся­кому кумиру страстей? Зачем, предназначенная к вечности, рас­точаешь безумно и время, и таланты, тебе вверенные, на суету, не помышляя об ожидающем тебя за все это отчете? Душе моя, душе моя, восстани, что спиши! Тут ли спать, когда пред тобою небо и вечность с разверстыми вратами? Тут ли спать, когда за тебя сражается небо с адом, когда всезлобный враг назирает все пути твои, напрягает все силы свои, чтобы настигнуть и погло­тить тебя на веки? Душе моя, душе моя, восстани! Отряси сон от веждей твоих и обрати их на себя самую и на твое великое пред­назначение! Восстани! — сбрось постыдные узы злых навыков, коими, как пленница, привязана ты к земле и тлению! Восстани и посмотри, как все ожидает твоего пробуждения: ожидает Ан­гел-хранитель, дабы не всуе находиться при тебе и не плакать безутешно о твоем ожесточении во грехе, ожидает Церковь Бо­жия, дабы начать врачевать тебя своими молитвами и таинства­ми, ожидает совесть, дабы вести тебя по стезям правды, ожидает сама смерть, давая место покаянию, дабы не восхитить тебя со грехами твоими перед страшным Судом Божиим...

Ты спишь, бедная душа моя, а время благодати и помилова­ния течет и уходит невозвратно! Ты спишь, а бремя грехов твоих растет и множится без числа и меры! Ты спишь, а враг твой не дремлет и опутывает тебя с ног до головы новыми сетями! Ты спишь, а Ангел смерти грядет, и конец твой приближается! При­близится, настанет, застигнет, поразит, и что будет тогда с тобою? Помогут ли тебе блага земные, для собирания коих забывала ты Бога и жертвовала всем? Защитят ли тебя от гнева Божия легко­мысленные друзья и клевреты, с которыми ты проводила и губила время? Ах, тогда-то узнаешь во всей силе, как праведно говорили тебе, что никая польза человеку, аще приобрящет весь мир, и погу­бит душу свою! (Мк. 8; 36). Познаешь, — но что выйдет из сего познания? Одна скорбь лютая, одно смущение и отчаяние: и имаши смутитися! Смутитися и от прошедшего, которое предстанет тебе со всеми грехами и нечистою жизнью твоею, — смутитися и от настоящего, которое будет исполнено ужаса, мук, смертных и отчаяния, — смутитися, наконец, и от грядущего, которое, так долго забываемое, отвергаемое, явится пред тобою во всем гроз­ном и низлагающем величии своем...

Душа падшая, душа пленная, душа погибающая, пробудись от своего нечувствия и познай, — кто ты? Грех и страсти унизи­ли, ослепили, подавили, умертвили тебя, но ты и теперь дороже всего видимого мира, ибо ты — одушевленный образ Божий. Сама по себе ты не можешь и подумать о том, чтобы сразиться с жестоким врагом твоим и разорвать узы, на тебя возложенные, но у тебя есть всемогущий Заступник, Который может связать крепкого (Мф. 12; 29) противника твоего, разрушить все тверды­ни его и преподать тебе все средства к возврату в отечество. Пре­дай себя Ему, — и невозможное сделается возможным. Как бы ни были тяжки и велики грехи твои, хотя бы чернотою твоею ты походила на самого духа злобы, — все исправится, все убелится, все просветлеет, и ты паки сделаешься таким существом, в коем будет почивать Сам Бог...

Для чего же, бедная душа моя, ждать нам с тобой безпечно нашей погибели? Для чего, смежив умные очи, идти всю жизнь к пропасти адской? Что мешает нам остановиться, подумать и воз­вратиться вспять, когда еще есть время к тому? Душе моя, душе моя, воспряни убо! Раскрой глаза и поднимись с греховного ложа, стань на путь закона Господня и простри руки к добру, решись служить Богу живу и истинну, как ты служила доселе идолам стра­стей, а все прочее уже готово к твоему спасению. Готово Еванге­лие для вразумления тебя во всех случаях жизни, готова драгоцен­ная одежда заслуг Христовых для прикрытия твоей духовной на­готы, готово Тело и Кровь Сына Божия для насыщения твоего глада, готов елей и бальзам для уврачевания твоих ран, готова всемогущая благодать Духа Святого для подкрепления твоих сла­бых сил, готов самый венец для увенчания твоих малых подвигов. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог! Слышишь ли, как Он гласом Евангелия вещает с пренебесной вечери Своей: и еще ме­сто есть! (Лк. 14; 22). — Это место для нас с тобою, душа моя! Поспешим же сделаться его достойными, пока не наступила пол­ночь, не затворились двери чертога, не угас елей во светильнике нашей жизни! Аминь.

Из сочинений преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 199-202.


STSL.Ru


22 октября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.