Троицкие листки № 44. «Душе моя, восстани! Что спиши? »

Троицкие листки №  44. «Душе моя, восстани! Что спиши? »

Восстань, душа моя, спавшая доныне во грехе, отряси сон свой, спеши и в покаянии ищи прибежища; и Правди­вый умилостивится, может быть, слезами твоими. Еже­часно проливай пред Судьей слезы сокрушения о срам­ных делах своих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои и в воздаяние за непотребства твои... Сугубо плач о себе, что­бы Правдивый и услышал тебя, и примирился с тобой. Увы, душа моя! Зачем не радеешь ты о жизни своей? Зачем в рассеянии про­водишь немногие дни ее? Не знаешь разве, что вот-вот позовут тебя? Что же будешь делать там, живя нерадиво здесь? Что ста­нешь отвечать в оправдание свое, представ престолу Страшного Судии? Враг обманывает тебя и изо дня в день расхищает достоя­ние твое, а ты и не разумеешь того! Вострепещи, несчастная, и ужаснись мучений, какие сама себе приготовила ты! Плачь о себе, сообщница нечистых сил, потому что повсюду с тобой пойдет веч­ный огонь... Глубоко погрязла ты в похотях и никогда не изникала из них. Терниями и волчцами заглушены помышления твои, и не принесла еще ты плодов покаяния. Страсти обуревали тебя, как волны, и потопили корабль твой в море грехов. Никогда не при­водила ты себе на память того дня, который подвергнет испыта­нию все сокровенное. Что будешь делать, когда приведет тебя в трепет глас, требующий, чтобы шла ты в сретение Жениху? Свет очей твоих померкнет и исчезнет — и останешься ты вне с юроди­выми девами. Запасайся елеем (добрых дел), бедная душа, пока есть еще время к оправданию! Проси себе оставления грехов вме­сте с блудницей и слезами своими врачуй язвы свои! Отверзта еще дверь покаяния, войди, очистись от скверн своих! Ты, желающий спасения сынов человеческих, пощади душу, удалившуюся от Тебя! Прими ее, Господи, с обычною Тебе милостью. На праведном Суде щедроты Твои да покроют меня, грешного, и да избавят меня от мучения. Ты, оставляющий грехи и милующий туне, прости мне душевные прегрешения на праведном Суде! Славословие Тебе от заблудивших, которых собрал и привел Ты к покаянию!

Из творений преподобного Ефрема Сирина

"ЧТО СПИШИ?"

Душе моя, душе моя, — ты, которая у меня одна, так что если потеряю тебя, то лишусь всего, — ты, которая будучи создана по образу Божию, по тому самому уже превыше всего мира и даже по падении твоем искуплена драгоценною Кровью Сына Божия, и предназначена к вечному блаженству с Богом на небе, — душе моя, душе моя, что спиши! Для чего забываешь свою природу и достоинство и так жалко отдаешь себя в рабство пло­ти и крови, — в плен миру и диаволу, врагам твоим? Зачем, со­зданная служить Богу живу и истинну, кланяешься до земли вся­кому кумиру страстей? Зачем, предназначенная к вечности, рас­точаешь безумно и время, и таланты, тебе вверенные, на суету, не помышляя об ожидающем тебя за все это отчете? Душе моя, душе моя, восстани, что спиши! Тут ли спать, когда пред тобою небо и вечность с разверстыми вратами? Тут ли спать, когда за тебя сражается небо с адом, когда всезлобный враг назирает все пути твои, напрягает все силы свои, чтобы настигнуть и погло­тить тебя на веки? Душе моя, душе моя, восстани! Отряси сон от веждей твоих и обрати их на себя самую и на твое великое пред­назначение! Восстани! — сбрось постыдные узы злых навыков, коими, как пленница, привязана ты к земле и тлению! Восстани и посмотри, как все ожидает твоего пробуждения: ожидает Ан­гел-хранитель, дабы не всуе находиться при тебе и не плакать безутешно о твоем ожесточении во грехе, ожидает Церковь Бо­жия, дабы начать врачевать тебя своими молитвами и таинства­ми, ожидает совесть, дабы вести тебя по стезям правды, ожидает сама смерть, давая место покаянию, дабы не восхитить тебя со грехами твоими перед страшным Судом Божиим...

Ты спишь, бедная душа моя, а время благодати и помилова­ния течет и уходит невозвратно! Ты спишь, а бремя грехов твоих растет и множится без числа и меры! Ты спишь, а враг твой не дремлет и опутывает тебя с ног до головы новыми сетями! Ты спишь, а Ангел смерти грядет, и конец твой приближается! При­близится, настанет, застигнет, поразит, и что будет тогда с тобою? Помогут ли тебе блага земные, для собирания коих забывала ты Бога и жертвовала всем? Защитят ли тебя от гнева Божия легко­мысленные друзья и клевреты, с которыми ты проводила и губила время? Ах, тогда-то узнаешь во всей силе, как праведно говорили тебе, что никая польза человеку, аще приобрящет весь мир, и погу­бит душу свою! (Мк. 8; 36). Познаешь, — но что выйдет из сего познания? Одна скорбь лютая, одно смущение и отчаяние: и имаши смутитися! Смутитися и от прошедшего, которое предстанет тебе со всеми грехами и нечистою жизнью твоею, — смутитися и от настоящего, которое будет исполнено ужаса, мук, смертных и отчаяния, — смутитися, наконец, и от грядущего, которое, так долго забываемое, отвергаемое, явится пред тобою во всем гроз­ном и низлагающем величии своем...

Душа падшая, душа пленная, душа погибающая, пробудись от своего нечувствия и познай, — кто ты? Грех и страсти унизи­ли, ослепили, подавили, умертвили тебя, но ты и теперь дороже всего видимого мира, ибо ты — одушевленный образ Божий. Сама по себе ты не можешь и подумать о том, чтобы сразиться с жестоким врагом твоим и разорвать узы, на тебя возложенные, но у тебя есть всемогущий Заступник, Который может связать крепкого (Мф. 12; 29) противника твоего, разрушить все тверды­ни его и преподать тебе все средства к возврату в отечество. Пре­дай себя Ему, — и невозможное сделается возможным. Как бы ни были тяжки и велики грехи твои, хотя бы чернотою твоею ты походила на самого духа злобы, — все исправится, все убелится, все просветлеет, и ты паки сделаешься таким существом, в коем будет почивать Сам Бог...

Для чего же, бедная душа моя, ждать нам с тобой безпечно нашей погибели? Для чего, смежив умные очи, идти всю жизнь к пропасти адской? Что мешает нам остановиться, подумать и воз­вратиться вспять, когда еще есть время к тому? Душе моя, душе моя, воспряни убо! Раскрой глаза и поднимись с греховного ложа, стань на путь закона Господня и простри руки к добру, решись служить Богу живу и истинну, как ты служила доселе идолам стра­стей, а все прочее уже готово к твоему спасению. Готово Еванге­лие для вразумления тебя во всех случаях жизни, готова драгоцен­ная одежда заслуг Христовых для прикрытия твоей духовной на­готы, готово Тело и Кровь Сына Божия для насыщения твоего глада, готов елей и бальзам для уврачевания твоих ран, готова всемогущая благодать Духа Святого для подкрепления твоих сла­бых сил, готов самый венец для увенчания твоих малых подвигов. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог! Слышишь ли, как Он гласом Евангелия вещает с пренебесной вечери Своей: и еще ме­сто есть! (Лк. 14; 22). — Это место для нас с тобою, душа моя! Поспешим же сделаться его достойными, пока не наступила пол­ночь, не затворились двери чертога, не угас елей во светильнике нашей жизни! Аминь.

Из сочинений преосвященного Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». С. 199-202.


STSL.Ru


22 октября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.