Троицкие листки, № 437. Похвала равноапостольному князю Владимиру

Троицкие листки, № 437. Похвала равноапостольному князю Владимиру

Киевский митрополит Иларион жил при сыне святого Равноапостольного кня­зя Владимира, Ярославе Мудром. Он составил "Слово о законе и благодати", в коем заключается и похвала святому Князю Владимиру. Предлагаем (в сокращен­ном переложении на современное наречие) эту прекрасную похвалу великого свя­тителя, жившего почти в одно время с просветителем русской земли.

Славит похвалами римская страна Петра и Павла, через которых уверовала во Иисуса Христа, Сына Божия; Асия, Ефес и Патмос – Иоанна Богослова; Индия – Фому; Египет – Марка; каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, которые научили их православной вере. Прославим и мы, по силе нашей, хотя малыми похвалами, совершившего великие и дивные дела нашего учителя и наставника, великого кагана (князя) земли нашей, Владимира. Сей славный муж, когда вырос и возмужал крепостию, тогда соделался единодержцем земли своей и управлял ею с правдою, му­жеством и смыслом; и призрело на него всемилостивое око благо­го Бога, и воссиял в сердце его разум; он уразумел суету идольско­го заблуждения и взыскал единого Бога, сотворившего все видимое и невидимое. А особенно, он всегда слышал о православной, хри­столюбивой и сильной верою земле греческой, как чтут там еди­ного Бога в Троице и поклоняются Ему; как творятся там силы, чудеса и знамения; как церкви там полны людей. Слыша все сие, возгорелся он духом и возжелал сердцем – быть христианином и обратить всю землю свою в христианство. По благоволению люб­ви Божией к роду человеческому это и исполнилось. Вошедши в святую купель, возродился он от Духа и воды, и принял имя вечное и славное в роды и роды – Василий. И повелел он всему народу своему креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа, и ни один человек не противился его благочестивому повелению. Таким об­разом вся земля наша в одно время стала славить Христа с Отцом и Святым Духом. Тогда тьма служения бесовского исчезла, и ос­ветило землю нашу солнце Евангелия; капища разрушены, и церк­ви воздвигаются; идолы низвергаются и явились иконы святых; бесы убежали; крест освятил города; пастыри словесных овец Хри­стовых, епископы, пресвитеры и диаконы, стали возносить безкровную жертву; фимиам, возносимый Богу, освятил воздух. По­ставлены на горах монастыри; явились черноризцы, мужи и жены, малые и великие, все люди наполнили святые церкви, прославили Господа, взывая: един свят, един Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. Христос победил! Христос одолел! Христос во­царился! Христос прославился! – Велий ecu Господи, и чудна дела Твоя! Боже наш, слава Тебе.

Тебя же как восхвалим, досточтимый и славный отец наш, премужественный между владыками земными, Василий? Как мо­жем надивиться твоей доблести, крепости и силе? Какую воздарим благодарность за то, что через тебя познали мы Господа и избавились заблуждения идольского, что по твоему повелению по всей земле нашей славится Христос? Или как назовем тебя, Христолюбец, друг правды, смыслу место, милостыни гнездо? Как ты уверовал? Как взыскал ты Христа? Скажи нам, рабам твоим, ска­жи нам, учитель наш, откуда повеяло на тебя благоухание Свято­го Духа? Не видел ты Христа и не ходил по Нем: как же ты стал учеником Его? Другие, видев Его, не веровали, а ты, не видев, уве­ровал. Поистине исполнилось над тобою слово Господа Иисуса о блаженстве, сказанное Фоме: блажени не видевшие и веровавше (Ин. 20; 29). Посему с дерзновением, не сомневаясь именуем тебя блаженным, ибо Сам Спаситель так назвал тебя. Знавшие закон и пророков распяли Христа; ты, не читав ни закона, ни пророков, Распятому поклонился. Не видел ты апостола, который бы, пришед в землю твою, своею нищетою и наготою, гладом и жаждою, преклонил твое сердце к смирению. Не видел, как изгоняли бесов именем Христовым, возвращали здравие больным, как воскреса­ли мертвые. Не видев всего этого, как же ты уверовал? Дивное чудо! Другие цари и властители, видя, как все сие совершалось святыми мужами, не веровали, но еще самих их предавали страда­ниям и мучениям. Но ты, блаженный, без всего этого притек ко Христу, руководствуясь только своим добрым смыслом и острым умом, ты постигнул, что един есть Бог Творец видимого и невиди­мого, небесного и земного, и что послал Он в мир, для спасения Своих людей, возлюбленного Сына. И с сими помыслами вступил ты в святую купель. Таким образом, что другим казалось безуми­ем, то было для тебя силою Божиею.

Притом, кто изобразит множество твоих милостынь и щед­рость, которые ты днем и ночью оказывал убогим, сирым, боля­щим, обремененным долгами, вдовам и всем просящим милосты­ни? Ты слышал слово Господне, сказанное царю Навуходоносору Даниилом: царю, совет мой да будет тебе угоден, и грехи твоя ми­лостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих (Дан. 4; 24). Ты слышал сие, отец светоносный, и не удовлетворился одним слы­шанием, но совершил слышанное на самом деле: подавал милос­тыню просящим, одевал нагих, насыщал алчущих и жаждущих, посылал всякого рода утешения больным, искупал должников, освобождал содержимых в рабстве. Сия-то любезная Богу милос­тыня дает тебе великое дерзновение перед Ним, как присному рабу Христову. В этом утверждаюсь я на слове Писания: хвалится ми­лость на суде (Иак. 2, 13); – утверждаюсь на словах Самого все­сильного и милосердного Господа: блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Апостол Иаков говорит: обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти и покрыет множество грехов (5, 20). Если благий Бог воздает такую награду за обращение единого человека, то какое блаженство об­рел ты, Василий? Какое бремя грехов ты рассыпал, обратив от заб­луждения идолопоклонства не одного человека, не десять горо­дов, но всю область свою? Сам Христос Спаситель показывает и уверяет нас, какой славы и почести Он удостоил тебя на небесах, когда говорит: иже исповесть Мя пред человечи, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех (Мф. 10, 32). Если исповедав­ший только Христа перед людьми будет исповедан Христом пе­ред Богом Отцом, то какой похвалы сподобишься ты за то, что не только исповедал, яко Христос Сын Божий, но и утвердил сию веру по всей этой земле, воздвиг церкви Христу и поставил Ему служителей? Подражатель великого Константина, равный ему умом, равный любовию ко Христу и почитанием служителей Его! Тот со святыми отцами Никейского собора положил закон лю­дям; а ты, часто собираясь с новыми отцами, нашими епископа­ми, с великим смирением советовался с ними, как уставить закон сей среди людей, недавно познавших Господа. Тот покорил Богу царство еллинское и римское; аты, блаженный, то же сделал в Рос­сии; ибо как у тех, так и у нас уже Христос именуется царем. Тот с материю своею Еленою утвердил веру, когда принес крест из Иеру­салима и разослал части его по всему миру своему; а ты утвердил веру с бабкою твоею Ольгою, принесши крест из нового Иеруса­лима, града Константинова, и поставив его на земли своей. И, как подобного Константину, Бог соделал тебя участником единой с ним славы и чести на небесах.

Добрым свидетелем твоего благоверия, о блаженный, служит святая церковь Пресвятой Богородицы Марии, которую создал ты на основании правоверия, в которой лежит ныне и мужествен­ное тело твое, ожидая трубы архангельской. Весьма добрым и вер­ным свидетелем служит сын твой Георгий (Ярослав), которого сотворил Господь преемником по тебе на престоле. Он недокон­ченное тобою окончил, как Соломон предприятия Давидовы, со­здал дом Божий великий и святой, в честь Его Премудрости, на освящение твоему граду, и украсил его всякими украшениями.

Встань от гроба твоего, честная главо! Встань, отряси сон! Ты не умер, но спишь до общего всем восстания. Встань, ты не умер. Не свойственно умирать тебе, когда уверовал ты во Христа, жизнь всего мира. Отряси сон, возведи очи и посмотри, как Господь, сподобив тебя почестей небесных, не оставил тебя без памяти и на земле. Встань, посмотри на внуков и на правнуков твоих, как они живут, как Господь хранит их; как содержат они благоверие, тобою преданное, как часто посещают святые храмы, как славят Христа, как поклоняются Его имени. Посмотри и на город, сия­ющий величием, посмотри на процветающие церкви, посмотри на возрастающее христианство; посмотри на город, освящаемый и блистающий иконами святых, благоухающий фимиамом и ог­лашаемый святыми и божественными песнопениями. И видев сие все, возрадуйся, возвеселись, и восхвали благого Бога, строяще­го все сие.

Но ты уже и видишь, хотя не телом, но духом. Господь дает тебе видеть все сие. – Итак, радуйся и веселись, что семена веры, тобою посеянные, не иссушены зноем неверия, но орошены дож­дем Божия благопоспешения, расплодились изобильно. Радуй­ся, апостол между владыками, воскресивший нас, мертвых ду­шою, ибо тобою мы ожили и познали жизнь, Христа. Слепы мы были от бесовского заблуждения, – но через тебя увидели свет трисолнечного Божества; немы были мы, – но ты научил нас говорить, и ныне уже все мы, малые и великие, славим едино­сущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты был одеждою нагим, питателем алчущих, прохладою для жаждущих; ты был помощником вдовицам, успокоением стран­ников, покровом не имеющих крова; ты был заступником оби­жаемых, обогатителем убогих.

За сии благие дела, ныне получив возмездие на небесах, – блага, яже у готова Бог всем любящим Его (1 Кор. 2, 9), и насы­щаясь сладким Его лицезрением, помолися Господу о земле тво­ей и о людях, над которыми ты благоверно владычествовал, да сохранит их в мире и благоверии, тобою преданном, да славится в них правоверие и да проклинается всякая ересь, да соблюдет их Господь Бог от всякой войны и плена, от глада, всякой скор­би и напасти...

Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа.  М.: Молодая гвардия, 2001. Т. 1. С. 152-156.


28 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...