Троицкие листки, № 43. Скорби

Премилосердый Господь, любя нас, хотя спасти и избавить от порабощения страстей, посылает различные скорби, лишения и болезни, дабы мы, позвав суету свою и не находя утешения, обратились к Нему, «желаний наших краю». Сердце наше, поражаясь нечаянными и печальными приключениями, невольно умирает миру, т.е. страстям, и ищет утешения в лучшем. Душа же со многим смирением прибегает к Богу и тщится укрыться под покровом Его Промысла. Очищаемая частой памятью Его, она приходит в познание самой себя, от зрения бесчисленности грехов зачинает плач, иже есть дверь во внутреннейшую клеть или в жительство нового человека.


Мы по неразумию полагаем себя тогда счастливыми, когда приобретаем богатство, честь, славу и уважение, но Бог знает больше нас. Когда Он видит, что с умножением их повреждается душевное наше устроение, то отъемлет от нас эти блага, подобно благоразумного отцу, не дающему сыну своему, вместо полезных, вредящих его вещей. Так как самые блага мира сего служат нам не пользой, но вредом, ввергают нас или в роскошь, или в гордость, если на них полагаем надежду нашего успокоения, то отъемлет это от нас Господь, милосердствуя, да не погибнем душами.

Рассудите, сколько живущих на свете людей, но большая часть из них не только умеренного состояния, но еще и в бедности находится, которая удобнее к получению спасения, ибо изрекли уста Спасителя нашего: Неудобь богатый в Царство Небесное (Мф. 19:23), и паки: Пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу (Мф. 7:13). Что же значит пространные врата и широкий путь? – роскошная жизнь, в богатстве, чести и славе провождаемая. В таковой жизни удобно можно уклониться от заповедей Божиих.

Напротив же, тесные врата и прискорбный путь вводят в живот вечный, т.е. пожившие благочестно и претерпевшие добровольные или невольные посланные от Бога скорби и болезни или бедность, близкую к смирению, – наследуют его, как там же видеть можно о Лазаре (Лк. 16:26).

Без воли Божией скорби не посылаются: они нужны нам для того, чтобы нас искусить, яко злато в горниле. Благодарите Премилосердного Господа, имеющего о вас таковое отеческое попечение и любовь, ибо посылая скорби к очищению, однако не попускает до конца и ниспасть в изнеможение. Искушениями скорбей и болезней вы очищаетесь от скверны греховной. А когда бы не было скорбей, то страсти сильнее бы на нас действовали, не токмо до изнеможения; за здешние же скорби Господь удостоит вас в будущем веке блаженного наслаждения.

Из собрания писем Оптинского старца

иеросхим. Макария (Иванова)

Скорби надобно принимать посланными от Бога к искусу нашей веры или к наказанию, и во время них не должно роптать и скорбеть, и находить, что они портят наш нрав: надобно не скорби винить, а себя – винить и укорять за малодушие, чрез что родится смирение. А когда мы принимаем скорби с малодушием и изнемогаем в них, то чрез это лишаемся и плода терпения.

Находясь в искушениях, видьте, сколь далеко отстоите от любви к Богу и ближнему, из коих первая состоит в исполнении святых Его заповедей, а вторая заключается не только в люблении ближних, но даже и самих врагов наших: преступая же хотя одну эту заповедь, далеко отстоите и от любви к Богу. Но Бог любит вас, от любви посещает и скорбями, наказуя за грехи здесь, чтобы в будущем веке освободить от них. Чем больше вера и любовь наша испытывается, как не терпением скорбей и извещением себя, что они по воле Божией нам посылаются? Постараемся и о исправлении, призвав в помощь Всесильного Бога и познавая свою немощь. Бог призирает на смирение и посылает помощь, а если поставляете виной других, то еще более тягостны будут для вас скорби. Имея разум, следуйте лучшему.  

Не отчаивайтесь, а веруйте твердо, что скорби бывают попущением Божиим по недоведомым нам судьбам. Веруйте, что Бог богат в милости, отеческий жезл Его простирается к смирению и уничтожению гордыни нашей, во смирении нашем помяну ны Господь (Пс. 135:23); терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою (Пс. 39:2).

Где же искать христианину утешения в скорбях, как не в вере в Бога? Но вера не просто в то, что Он наш Создатель, – но, что Он и промышляет о нас Всесильной Своей десницей, и все устраивает для нас на пользу. Не ослабевайте, но умножайте веру и утешайте себя надеждой на милосердие Божие! Верой ищите укрепления в слове Божием. Оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв, в скорби сладкое утешение. Слово Божие говорит, что пространный путь и широкие врата вводят в пагубу, прискорбный путь и узкие врата – в живот вечный, и паки: горе вам, насыщенным, яко взалчете, горе вам смеющимся; яко возрыдаете. А, напротив, ублажает тех, кои здесь нищи духом, плачут, коих поносят и изгоняют без правды (Лк. 6:20–26). Притча о богаче и Лазаре показывает, что здешнее наслаждение и благоденствие лишает будущих благ, а скорбями и страданиями мы приобретаем оные. Вы не оставлены Богом, но по любви Его наказуетесь. Ежели находились на пространном пути, то Он невольно вас сводит на прискорбный, ведущий в жизнь вечную. Принимайте это с верой и надеждой и приносите Господу благодарение за неизреченное Его к вам милосердие, от этого получите в несении ваших скорбей облегчение и утешение, а ежели будет воля Господня, то и совершенное от них освобождение.  

Источник: Троицкие листки. Дух.-нр. чтение для народа. М.: Молодая гвардия. – С. 191-198.


29 Марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.