Троицкие листки, № 42. В чем состоит истинное покаяние

Троицкие листки, № 42. В чем состоит истинное покаяние

Покаяние истинное состоит не только в том, чтобы от­кровенно исповедать (духовному отцу) свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушенным сердцем жалеть о тех, какие были прежде соделаны; и не только жалеть, но и заглаждать их трудами покаяния, и при­том такими трудами, которые не только бы равнялись соделанным нами грехам, но и превосходили оные. Суетно покаяние того, кто хочет кратковременным воздержанием от брашен и одноднев­ным пощением покрыть многократное свое объедение и пьянство! Безполезно покаяние того, кто думает непродолжительным и ма­лым некиим умерщвлением тела очистить многолетние и тяжкие грехи смертные! Неправедно покаяние того, кто надеется немно­гими воздыханиями и несколькими ударами в перси загладить многие неправды свои! Сомнительно прощение грехов того, кто помышляет немногими слезами без трудов и подвигов, свойствен­ных истинному покаянию, омыть свои многие беззакония и нечи­стоты греховные и тем избавиться от мук вечных! Много слез про­лили ниневитяне, и велико было их покаяние: все они, от малого до великого, облеклись во вретище, заповедали пост не только для людей, но и для скота, и обратились к Богу в молитве покая­ния, но и при этом не были вполне уверены в своем спасении от угрожавшей гибели, ибо говорили: Кто весть, аще раскается и умолен будет Бог, и обратится от гнева ярости Своея, и не погиб­нем (Иона. 3; 9)? И если они после такого покаяния все еще не были уверены в помиловании от Бога и прощении грехов своих, то как же может быть уверен тот, кто думает кратким покаянием и немногими слезами очистить себя от многих и тяжких грехов? Ты, может быть, скажешь: "Ниневитяне были язычники, — они не знали, что говорит Писание: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50; 19); близь Господь сокрушенных сердцем, и сми­ренный духом спасет (Пс. 33; 19),рех: исповем намя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил ecu нечестие сердца моего (Пс. 31; 5). А мы, верующие, надеемся, что и малые слезы, соединенные с ис­поведанием грехов, могут испросить у Господа прощение их. На это отвечаю: конечно, могут, но только тем, которые находятся при кончине жития своего, у которых уже не остается времени для оплакивания грехов и для трудов покаянных; таковым Гос­подь являет Свою милость и за одно сердечное сокрушение. При­мер тому — разбойник на кресте. А от здорового человека, име­ющего время на покаяние, Бог требует многих слез, многих тру­дов и подвигов, пока труды покаяния сравняются или, лучше сказать, превзойдут прежде соделанные грехи. О слезах же долж­но еще сказать и вот что: есть люди, которые иногда и умиляются сердцем, и плачут о грехах своих, а грешить все же не перестают. Что пользы в таких слезах, если люди не исправляют своей жиз­ни? Иные и исповедуют грехи свои со слезами, а потом опять воз­вращаются к тем же грехам; какая же им польза от омовения слез­ного, когда они так охотно потом снова погружают себя в преж­нее благо греховное?

Итак, недостаточно одного умиления и кратковременного со­крушения сердечного, без истинного покаяния, а оно состоит в том, чтобы не только сожалеть и плакать о грехах, но и не возвра­щаться более к ним, а за те грехи, которые уже соделаны, понести труды покаяния. Апостол Павел говорит, что Исав покаяния ме­ста не обрете, аще и со слезами поискал его (Евр. 12; 17). Почему же слезы сего грешника не были приняты Богом, почему они не очи­стили грехов его? Святой Златоуст отвечает на это так: "Он не нашел места покаянию потому, что сам не показал достойного по­каяния". Иной, пожалуй, скажет: "Апостол Петр недолго плакал, и получил прощение своего греха; так и мне простятся грехи без продолжительных трудов покаяния, если я хотя один час поплачу пред Господом". Таковому отвечает за меня ученик самого апо­стола Петра, святой Климент. Он говорит, что "святой Петр каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отвер­жение от Христа, вставал от ложа своего и повергался на землю, в горьком плече проливая многие слезы. И так делал он в продол­жение всей жизни своей". А церковный историк Никифор присо­вокупляет, что очи святого Апостола от повседневного плача были всегда красны и как бы кровавы. Вот каково было Петрово покая­ние! А ты, надеющийся в один час оплакать все грехи свои, мо­жешь ли так горько плакать, как плакал Петр? Можешь ли каж­дую ночь рыдать так, как рыдал он? В состоянии ли ты понести такие труды и подвиги, какие понес святой Петр ради Господа своего за свое отвержение, даже до распятия головой вниз на кре­сте? Итак, не полагайся на свое малое некое сокрушение сердеч­ное, не уповай на слабый свой труд, на кратковременный подвиг, покажи покаяние пред Господом, соответствующее твоим вели­ким грехам и даже больше их, со многими слезами, и тогда, о грешниче, ожидай от Него милости! Апостол говорит: ...якоже представисте уды вашя рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие: тако ныне представите уды вашя рабы правде во святыню (Рим. 6; 19). А святой Григорий Двоеслов говорит: "Покаяние познается по плодам, а не по корню или листьям. Господь предал проклятию смоковницу, имевшую только листья, но безплодную; так и одно словесное исповедание грехов Он не приемлет без плода удручения тела (трудом покаяния)". Обратите внимание на сии слова, — корень покаяния есть доброе намерение исповедать грехи, ли­стья — это само исповедание грехов Богу пред отцом духовным и обещание исправления, а плоды покаяния — это добродетельная жизнь и труды покаянные. По этим-то плодам и познается истин­ное покаяние. Укрепляй твое намерение доброе, как корень; умно­жай слова исповедания грехов, как листья на дереве; но если ты не принесешь потом плодов, достойных покаяния, если не испра­вишь своей жизни, не загладишь своих грехов противоположны­ми им добродетелями, то ты будешь древом, недостойным благо­словения Божия, мало того, — бойся проклятия!

В Священном Писании мы читаем о двух грешниках, кото­рые оба каялись в своих грехах и исповедали их пред Богом, — это Саул и Давид, но не оба получили прощение от Бога. Гово­рил Саул: согреших, яко преступих слово Господне (1 Цар. 15; 24).

Говорил и Давид: согретых ко Господу моему (2 Цар. 12; 13). Но Давид получил прощение и спасен, а Саул не удостоился проще­ния и погиб во гневе Господнем. Почему же это? Разве неправед­но судил Господь, когда одного исповедавшегося Ему грешника помиловал, а другого отвергнул? Нет! Праведен Господь во всех делех Своих (Пс. 144; 13). Виновен в том сам же непрощенный грешник, т.е. Саул: на словах он исповедал грех свой, но не по­казал истинного покаяния и исправления, хотя и имел на это до­вольно времени. А Давид по исповедании греха своего — сколь­ко потрудился в покаянии! Каждую ночь омывал он ложе свое слезами, восставал с полуночи, вкушал пепел, яко хлеб, и питие свое растворял плачем; он изнемогал от поста, изнурял тело свое и смирялся пред Господом во вретище, с головой, посыпанной пеплом, — и ради сих-то трудов покаяния не только получил прощение греха своего, но и стал возлюбленным избранником Божиим. А Саул, который только устами исповедал грех свой и в покаянии не потрудился, остался на веки непрощенным... Итак, никто не надейся очиститься от грехов своих великих одной толь­ко исповедью и кратковременным сердечным сокрушением без трудов и подвигов, свойственных истинному покаянию, если, имея время исправить свою жизнь, поленишься это исполнить делом. Лучше будем подражать Давиду, который говорит: без­законие мое аз возвещу ы попекуся о гресе моем (Пс. 37; 19). Види­те, он не довольствуется одним только исповеданием беззакония своего, но заботится и о том, как бы загладить его, — испове­даю, говорит, грех мой, и потружусь загладить его. Ибо что пользы раскрыть рану, а необходимого пластыря к ней не при­ложить? Какая польза в том, чтобы исповедать грехи, а потом трудов покаяния не понести за них, и не исправить своей жизни?

Из "Лemonucu" святителя Димитрия, митрополита Ростовского


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО «Молодая гвардия». С. 413-416.


STSL.Ru


5 Августа 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...